Формирование гражданских качеств младших школьников во внеучебной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование гражданских качеств младших школьников во внеучебной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование гражданских качеств младших школьников во внеучебной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностика деятельностно-поведенческого критерия гражданской воспитанности младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Классный час.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «гражданская культура личности», «гражданственность», «правовая культура»
1.2. Особенности гражданского воспитания младших школьников
1.3. Методы формирования гражданских качеств младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воспитание основ гражданственности младших школьников во внеклассной работе (констатирующий этап)
2.2. Диагностика уровня сформированности представлений младших школьников о своей стране, законах общественной жизни, правах человека (формирующий этап)
2.3. Контрольный этап исследования. Внеклассные мероприятия по воспитанию гражданских качеств у учащихся младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагога по воспитанию гражданских качеств у учащихся младших классов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном социокультурном контексте задача гражданского воспитания является приоритетной. Это связано со значительным снижением уровня гражданского воспитания школьников, ослаблением традиционных механизмов трансляции гражданских ценностей, утратой эффективного опыта гражданского воспитания в школьной практике, в результате чего происходят социально-экономические, политические, духовно-нравственные изменения.
В государственных документах Республики Беларусь определены приоритеты образования в учебных заведениях республики: целенаправленное и активное содействие развитию личности профессиональных работников, ответственных домохозяек, граждан и патриотов [24].
Педагогические исследования выявили тесную взаимосвязь между гражданским и патриотическим воспитанием (В.В. Буткевич, Т.А. Гутачик, В.А. Ченченко, Д.П. Зубко, Е.П. Маркович, О.Л. Сташкович и др.). В.В. Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, которая показывает, что, как патриотическое, так и гражданское воспитание являются основой для развития у учащихся любви к своему народу и своей стране [5].
Гражданственность, как качество человека символизирует любовь к Родине, готовность подчинить свои интересы общим интересам страны, служить ей, трудиться для её развития и процветания, защищать её. Понятие «гражданственность» в равной степени относится к интеллектуальной, политической, эмоционально-нравственной сферам человека.
Гражданское воспитание – это особая область системы образования, поскольку оно направлено на подготовку учащихся к жизни, в которой знания сочетаются с позицией гражданского долга и личными и общественными интересами. Этот процесс личной и групповой идентичности осуществляется через привязанность и уважение к своей Родине. Гражданское воспитание должно начинаться в раннем возрасте, чтобы непременно развивать в детях качества гражданственности.
Проблема гражданского и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является недостаточно разработанной. Это связано с тем, что основное внимание педагогов направлено не на воспитание гражданственности и патриотичности, а на досуговую деятельность детей. Этот вопрос очень актуален и важен сегодня, потому что будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения, и перед педагогами стоит непростая задача: сформировать в каждом ребенке все необходимые качества для создания устойчивой основы развития личности.
Объект исследования: гражданские качества.
Предмет исследования: процесс формирования гражданских качеств младших школьников во внеучебной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «гражданская культура личности», «гражданственность», «правовая культура»
В современном мире воспитание гражданского патриотизма занимает важное место в образовательном процессе наших учебных заведений. Изменения в общем развитии ученика, его образе жизни и новые цели, поставленные перед ним, приводят к тому, что ребенок начинает жить по-другому. У него появляется новый опыт, расширяется круг жизненных целей, рождается новое эмоциональное отношение к окружающей действительности. Именно поэтому одной из главных задач на данном этапе является воспитание у детей уважения к культурному разнообразию мира и традициям исторической и духовной общности славянских народов, с одной стороны, и развитие чувства национальной гордости и гражданственности - с другой.
Белорусское общество признает, что, прививая молодому поколению уважение к тем, кто живет рядом, интерес к истории и традициям нашего народа, любовь к Родине, мы укрепляем основы гражданственности. Поэтому вопрос гражданского и патриотического воспитания населения тесно связан и находится в центре внимания общественности и государства.
Современная педагогика имеет определенную теоретико-методологическую базу, на которой можно решать проблемы гражданско-патриотического воспитания.
В качестве ценностей, существующих в современной системе образования, А.М. Кондаков выделяет следующие:
– гражданство является важным компонентом национальной идентичности;
– ценностные идеалы гражданского общества, включая ценность человеческой жизни, ценность труда и ценность семьи;
– патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и межкультурного диалога;
– ценности индивидуальной, социальной и национальной безопасности;
– национальные соглашения об основных этапах становления и развития общества [13, с. 16].
В последнее время в развитии педагогической науки Беларуси наметилась тенденция к разработке авторского концептуального подхода к проблеме патриотического воспитания школьников (А. С. Лаптенок, В. В. Буткевич, В. В. Чечет) [6, с. 25].
Патриотизм обычно понимается как общепризнанный моральный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране [17, с. 68].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воспитание основ гражданственности младших школьников во внеклассной работе (констатирующий этап)
С целью изучения сформированности гражданских качеств младших школьников проведено экспериментальное исследование. Базой исследования послужило . В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в составе 25 человек.
На констатирующем этапе эксперимента доказано, что внеклассная работа помогает формировать гражданские качества младших школьников и дополняет уроки образовательной программы, раскрыты критерии гражданской воспитанности младших школьников.
Таким образом, рассмотрим внеклассную работу как средство формирования основ гражданственности младших школьников.
В средствах гражданского воспитания внеклассная работа с младшими школьниками имеет все соответствующие параметры (В.И. Максакова). Иными словами, во внеклассной работе в школьном микросоциуме педагогическое наставление осуществляется более эффективно с учетом возрастных особенностей детей, нормативной деятельности по гражданскому воспитанию детей (И.П. Иванов, Р.М. Капралова, А.С. Макаренко). Во внеклассной работе педагогическая деятельность учителя схожа с внеклассной работой, но внеклассная работа принимает расширенную форму, включая мероприятия, экскурсии, беседы, диспуты, встречи с интересными людьми [23, с. 29]. Она рассматривается как макросоциум, поскольку позволяет детям более эффективно исследовать, осваивать и принимать свое социальное окружение и сферу человеческой деятельности за пределами школы. Еще одним фактом, подтверждающим целесообразность включения внеклассной и внешкольной работы в гражданское воспитание, является проблема социальной среды семей, где часто отсутствует регулярная взаимосвязанная деятельность всех членов семьи, направленная на гражданское воспитание детей младшего школьного возраста.
Анализ педагогического опыта показывает, что признаки гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в условиях внеклассной работы проявляются в потребности активного участия в праздниках; стремлении преодолеть личное безразличие к окружающему макро- и микромиру, вызванное социально-экономической нестабильностью; осознании личной ответственности за детско-взрослые сообщества в настоящем и будущем; необходимости осознания своей личной ответственности за детско-взрослые сообщества [21].
Как средство формирования гражданственности, внеклассная работа понимается как комплекс мероприятий, направленных на развитие патриотических, экологических, нравственных, эстетических, интеллектуальных, навыков и умений детей младшего школьного возраста в условиях школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных социокультурных условиях задача гражданского воспитания является одной из приоритетных. Это связано со значительным снижением уровня современного гражданского образования школьников, ослаблением традиционных механизмов передачи гражданских ценностей, утратой эффективного опыта гражданского воспитания в школьной практике и, как следствие, социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными изменениями.
Формирование гражданских качеств определяется реальным положением человека: понимание, анализ собственных представлений, высоких моральных ценностей и интересов, направленности и мотивации своей деятельности, анализ себя как разумного, рефлексирующего существа и осознание себя как члена общества.
Гражданское воспитание и патриотическое воспитание обычно взаимосвязаны, следовательно, они составляют основу для формирования гражданских качеств у детей младшего школьного возраста. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младших классов направлено на приобщение к национальным традициям, обычаям и обрядам, знакомство с белорусскими народными праздниками, играми, народным творчеством, знакомство с традициями воспитания в белорусских семьях; знакомство с историей и культурой своей страны, развитие национального самосознания.
Анализ педагогического опыта показывает, что признаки формирования гражданского воспитания у учащихся начальной школы в условиях внеклассной работы проявляются в: потребности активно участвовать в праздниках; стремлении преодолеть личное безразличие, апатию к окружающему в макро- и микромире, вызванные социально-экономической нестабильностью; осознании личной ответственности перед детскими и взрослыми сообществами в настоящем и будущем; необходимости осознания своей личной ответственности перед детскими и взрослыми сообществами
С целью изучения сформированности гражданских качеств младших школьников, проведено экспериментальное исследование. на базе. В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в составе 25 человек. На констатирующем этапе эксперимента нами было выделено три критерия воспитанности гражданских качеств: когнитивно-интеллектуальные, деятельностно-поведенческие, а также мотивационно-оценочные. На основании данных критериев нами проведена диагностика уровня сформированности представлений младших школьников о своей стране, законах общественной жизни, правах человека. Это позволило выявить уровень гражданской воспитанности учащихся.
Таким образом, результаты исследования показали, что уровень сформированности представлений младших школьников о своей стране, законах общественной жизни, правах человека является недостаточным.
1. Абрамова, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Абрамова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 160 с.
2. Батанов, А.А. Понятие правового сознания в отечественной психологии // А.А. Батанов /Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4-1. – С. 83-93.
3. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей нач. кл. / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 135 с.
4. Брынзарей, Ю.Г. Группа продленного дня: теория и практика / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко, О.В. Шилюк. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 158 с.
5. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
6. Буткевич, В.В. Теоретико-методические основы гражданского воспитания младших школьников / В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина. – Мн., 2007. – 259 с.
7. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18
8. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов. – Челябинск: Факел, 1995. – 238 с.
9. Горностаева, И.В. Гражданское воспитание младших школьников средствами краеведения /И.В. Горностаева. – Смоленск, 2012. – 120 с.
10. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова – Челябинск: ЧГИК, 2016. – С. 19–44.
11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
12. Захарова, М. И. Гражданином быть обязан / М.И.Захарова. – Минск, 2005.
13. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 14–18.
14. Кузнецова, Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России / Л.В. Кузнецова. – Москва, 2007. – 372 с.
15. Кусманцев, М.Б. Предмет и процесс патриотического воспитания / М.Б. Кусманцев // Вестник Волгоградского Института бизнеса. – 2012. – № 4 (21). – С. 50–57.
16. Лашкова, Г.Н. Воспитание патриотизма у младших школьников средствами краеведения / Г.Н. Лашкова // Вестник ЧГУ. – 2011. – № 4 (34). – Т. 2. – С. 112–115.
17. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социс. – 2006. – № 8. – С. 67–76.
18. Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками / В.Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – № 5. – С. 35–40.
19. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404.
20. Мазыкина, Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. –2002. - №6. – С. 6-11
21. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
22. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.В. Макарчук. – Абакан: ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010. – 243 с.
23. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
24. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 // Зборнiк нарматыўных дакументаў МА РБ. – 2015. – № 19. – С. 3-41.
25. Плиско, Д.М. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников: материалы из опыта работы / Д.М. Плиско. – Миоры: МГОСШ №3, 2010. – 66 с.
26. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 37–43.
27. Сухомлинский, С.А. Но гражданином быть обязан / С.А. Сухомлинский // Неделя (еженедельник). 1974. 4–10 ноября. № 195. С.3.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностика деятельностно-поведенческого критерия гражданской воспитанности младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Классный час.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты