Воспитание детей средствами народной педагогики
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание детей средствами народной педагогики»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание детей средствами народной педагогики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Детский сад №2, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Индивидуальная беседа с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета : « Воспитанность детей в семье».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Воспитание как педагогическая характеристика
1.2. Народная педагогика как средство воспитания детей
1.3. Особенности воспитания средствами народной педагогики детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Система занятий по формированию нравственных качеств у детей средствами народной педагогики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с традициями белорусского народа, но сами дети уже могут отличить определенный смысл от произведений белорусского народного искусства. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Ознакомив детей с пословицами, загадками, сказками, мы тем самым знакомим их с нравственными ценностями всего человечества. Пословицы и поговорки метко оценивают различные жизненные позиции, высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества людей. Особое место в произведениях белорусского народного искусства занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатым источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобретение детьми нравственных традиций, способствует признанию и укреплению национального самосознания, столь важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок может развиваться, демонстрировать свое мастерство, фантазировать, проявлять себя в играх, участвуя в различных конкурсах. Именно в дошкольном возрасте ребенок понимает половину информации через игру, а в народных играх так много поучительного, что если взять сказки, то они могут многое рассказать ребенку о мире, в котором он живет, о своей стране, о своих предках. Если вы продолжите знакомить своего ребенка с белорусским народным искусством в школе, то ребенок будет гораздо лучше развиваться как личность.
Народная педагогика является неотъемлемой частью общей духовной культуры народа. Великий учитель русского языка К. Д. Ушинский говорил, что «воспитание существовало в русском народе столько же, сколько и сам народ на протяжении веков». А также предполагает, что народная педагогика зародилась в древние времена, что она исторически предшествовала научной педагогике и оказала влияние на ее ранние формы.
Исследователи народной педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский показали взаимное влияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга.
Анализ источников показывает, что образование, в частности, тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: пословицах, пословицах, сказаниях, легендах. Кроме того, некоторые народные сказки напрямую связаны с действиями, жизнью и деятельностью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Воспитание как педагогическая характеристика
Воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности.
Воспитание (в узком педагогическом смысле) – целенаправленная образовательная деятельность педагога для достижения конкретной цели в коллективе учащихся. Она предусматривает формирование определенных личностных качеств, процесс управления его развитием, который происходит через взаимодействие учителя и ученика.
Воспитание является одним из основных понятий педагогики и важной составляющей педагогического процесса. Организатором образовательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия является педагог, профессиональная компетентность которого определяется степенью овладения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, наличием специальных навыков управления педагогическим процессом.
Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результаты.
Что касается школы, то процесс воспитания – это специально организованная деятельность ее субъектов (репетиторов и учащихся) по созданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с присущим человеку потенциалом, саморазвитие субъектов через различные формы нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской и творческой деятельности.
В этих условиях учащиеся включаются в деятельность и общение, которые формируют определенное отношение к себе как к субъектам и объектам собственных усилий, а через это и через другие отношения – к людям, миру, обществу, труду.
Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т.е. спонтанного, наличием педагогической цели. Несоответствие целей образования и его результатов становится движущей силой деятельности педагогов. Проблема цели образования является одной из самых спорных в педагогике, поскольку цели носят специфически-исторический характер.
В разных концепциях цели воспитания определяются по-разному:
- как воспитывать гармонично развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;
- как познакомить человека с культурой, сформировать его социальную направленность, развить творческую индивидуальность;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №2» г. Минска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Выборка составила 15 детей, из которых было 5 (30%) мальчиков и 10 (70%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически определить уровень воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Индивидуальная беседа с детьми (Приложение А.).
Цель исследования: определить уровень отношения ребенка к такой ценности как Добро, которое проявляется в отзывчивости, доброжелательности, дружелюбии. А также выявление наличия у воспитанника таких качеств как аккуратность, щедрость и бескорыстие.
Данная методика состоит из 4 блоков вопросов, на которые ребенку необходимо дать конкретный ответ. При обработке данных необходимо учитывать следующие факторы: Исходным принципом является ориентация на духовные ценности, которые диктовали выбранный ответ и решение. Поскольку механизм предлагаемой диагностики основан на свободном выборе (спекулятивном, эмоциональном, поведенческом и эффективном), а выбор является не чем иным, как выявленным предпочтением определенной величины, то материал исследуется путем группировки выраженных и выявленных различных предпочтений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дети дошкольного возраста остро нуждаются в воспитании и обучении. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования важных характерологических черт и качеств личности, которые будут способствовать гармоничному развитию личности ребенка. Воспитание как процесс изучалось в исследованиях многих педагогов и психологов, которые формировали определенную систему воспитания, которая была взаимосвязана с понятиями «обучение» и «образование».
Народная педагогика представляет особое направление педагогической мысли, которая ориентирована на воспитание подрастающего поколения средствами народной культуры. В данную градацию можно отнести такие виды как сказки, фольклор, загадки, пословицы и поговорки. Вся данная тематика направлена на процесс развития морально-нравственных качеств личности ребенка.
Применение средств народной педагогики в рамках воспитания детей дошкольного возраста имеет свою специфику, которая отражает такие особенности как различные аспекты познавательной и когнитивной сферы личности ребенка.
С целью определения уровня воспитанности детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование, при помощи таких методик как индивидуальная беседа и анкетирование родителей. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– для детей старшего дошкольного возраста, в основном, характерными являются такие показатели как преобладание ориентации на материальные ценности (80%) или ориентация на собственную выгоду;
– для детей дошкольного возраста характерными являются такие особенности как преобладание потребления над созиданием;
– большинство детей, в частности 70% не могут ради чужого блага поступиться собственными интересами;
– по мнению родителей, для детей старшего дошкольного возраста, характерными являются такие особенности как преобладание низкого уровня воспитанности детей.
Нами была разработана определенная система занятий для детей старшего дошкольного возраста посредством народной педагогики. Нами было определено, что данные занятия указывают на то, что дети положительно относятся к средствам народной педагогики и развитию их моральнонравственных качеств.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые занимаются вопросами воспитания и обучения детей средствами народной педагогики.
1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев– М.: Педагогика, 1977. – 145 с.
2. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре. – М.: Просвещение 2005. – 245 с.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2000. – 147 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2011. – 278 с. 5. Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми / Г.Н. Жукова – М.: Гном и Д, 2006. – 278 с. Загрутдинова М. Фольклорные произведения // Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.11-55
5. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 258 с.
6. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Диля, 2004. – 256 с.
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликов. – М.: Академия, 2002. – 278 с.
8. Кокцева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа / Л.В. Кокцева. – М.: АРКТИ, 2005. – 256 с.
9. Котырло, В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности / В.К. Котырло. – М.: Прогресс, 2007. – 256 с.
10. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная пресса, 2003. – 147 с.
11. Лихачев Б.Т. Общественные отношения – основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. – 1965. – № 3. – С.31-52
12. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника / В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2012. – 256 с.
13. Новикова С.И. Воспитание доброты у дошкольников путем приобщения к народной культуре / С.И. Новикова. – М.: Академия, 2009. – 278 с.
14. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу! // Дошкольное воспитание. – 1993. – №9. – С.12-36
15. Пятерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей / С.В. Пятерина. – М.: Просвещение, 2006. – 211 с.
16. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Просвещение, 2008. – 269 с.
17. Сахинова, Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики / Р.А. Сахинова. – М.: МПСИ, 2005. – 265 с.
18. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать / С.И. Семенака. – М.: Аркти, 2004. – 356 с.
19. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. – М.: УРАО, 2002. – 245 с.
20. Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.: Изд-во БГУ, 2009. – 265 с.
21. Цаллагова З. народные рецепты воспитания // Народное образование – 2001. – №1. – С.11-22
22. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. – 158 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Индивидуальная беседа с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета : « Воспитанность детей в семье».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты