ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты реализации дифференцированного подхода в работе по повышению уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
1.1. Сущность дифференцированного подхода в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности педагогической культуры законных представителей воспитанников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации дифференцированного подхода в работе по повышению уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
2.1. Диагностика уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Разработка направлений реализации дифференцированного подхода в работе по повышению уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольных учреждениях накоплен значительный опыт организации сотрудничества с законными представителями воспитанников с целью проведения успешного воспитания и развития детей. Воспитатели дошкольного учреждения постоянно стремятся добиться сочетания воспитательного воздействия на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Актуальность проблемы заключается в том, что дошкольное учреждения является первым образовательным учреждением, с которым родители вступают в контакт и где начинается их систематическое педагогическое образование. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и воспитателя.
Семья оказывает решающее влияние на развитие основных личностных качеств ребенка, на формирование его морально-позитивного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; закладываются семейные позиции. Поэтому крайне важно, что основной частью работы дошкольных учреждений является распространение педагогических знаний среди родителей. Это необходимо для того, чтобы искоренить ошибки родителей в семейном воспитании. Часто проблемы, возникающие в семьях опекунов с низким доходом, в больших семьях либо в семьях с одним родителем, остаются открытыми. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, чтобы избежать ошибок в семейном воспитании, родителям необходимо, прежде всего, освоить весь объем определенных психолого-педагогических знаний, практических навыков и педагогической деятельности.
Дифференцированный подход к организации работы с законными представителями является необходимым звеном в системе мер, направленных на педагогические знания и навыки. Для реализации дифференцированного подхода необходимо соблюдать как общие педагогические, так и специфические условия, то есть взаимное доверие во взаимоотношениях учителя и родителей.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты реализации дифференцированного подхода в работе по повышению уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
1.1 Сущность дифференцированного подхода в психолого-педагогической литературе
Дифференцированный подход к организации работы с законными представителями является необходимым звеном в системе мер, направленных на успешную реализацию их педагогических знаний и навыков. Для реализации дифференцированного подхода необходимо взаимное доверие в отношениях между педагогом и родителями:
– соблюдение такта, чуткости, отзывчивости к родителям;
– учет условий жизни каждой семьи;
– сочетание индивидуального подхода к каждой семье;
– отношения разных форм работы с родителями;
– одновременное воздействие на родителей и детей;
– обеспечение работы с родителями в определенной последовательности, системе.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основе социального восприятия и посредством общения [13, с. 12]. Результатом взаимодействия являются определенные отношения, которые, как внутренняя личная основа взаимодействия, зависят от взаимоотношений людей, от позиции взаимодействия. Если взаимодействие происходит в условиях открытости с обеих сторон, когда ничья свобода не нарушается, это является проявлением реальных отношений. Когда взаимодействие происходит в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации дифференцированного подхода в работе по повышению уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
2.1 Диагностика уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников
Целью данной работы является провести диагностику уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №56 города Минска».
Выборка: в исследовании приняли участие 20 родителей детей старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня педагогической культуры законных представителей воспитанников. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
– тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);
– опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дифференцированный подход к организации работы с родителями представляет собой необходимое звено в системе мер, направленных на успешную реализацию их педагогических знаний и навыков. Он осуществляется в нескольких формах: индивидуальный (между воспитателем и воспитанником); социально-психологическая (командная работа); интегральные (объединяющие различные образовательные влияния в конкретном обществе). Для реализации дифференцированного подхода к различным видам семей, необходимо использовать в работе воспитателя различные формы сотрудничества и взаимодействия.
Педагогическая культура является личностным воспитанием, о чем свидетельствует равноценная ориентация учителей и родителей на полное воспитание и развитие детей. Можно выделить следующие компоненты формирования педагогической культуры родителей: когнитивный, оперативно-коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный. Уровень родительской педагогической культуры значительно повышается только в том случае, если: процесс формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей является системным и непрерывным; родители проявляют сильные, эмоциональные усилия, направленные на повышение своей педагогической компетентности посредством внимания к ребенку, где расширяется осведомленность родителей о характеристиках личностного развития ребенка; родители имеют духовно-нравственные установки, соответствующие ценностные ориентации для преодоления неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, ломая систему стереотипов в воспитании и т.д.
В результате проведенной диагностики уровня педагогической культуры родителей дошкольников пришли к следующим выводам. Родители обладают очень высокой степенью эмоционального принятия своих детей.
1. Антипова, Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е.В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С.34-37.
2. Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36–41.
3. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1984. – 271 с.
4. Журавлева, Е.А. Особенности психологической подготовки педагогов к использованию стандартов нового поколения в профессиональной деятельности / Е.А. Журавлева // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». – № 7(67). – 2014. – С. 20.
5. Игнатьева, Е.А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно-отсталым ребенком: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Игнатьева. – М.: Флинта, 2003. – 165 с.
6. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
7. Лукьянова, М.П. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М.П. Лукьянова. – М.: Сфера, 2004. – 208 с.
8. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – М.: Воронеж, 1998. – 220 с.
9. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
10. Перавозны, А.У. Дыферэнцыяцыя школьнай адукацыi – з’ява, якая развiваецца / А.У. Перавозны // Народная асвета. – 2009. – № 11. – С. 3–10.
11. Перевозный, А.В. Подготовка школы к работе в условиях дифференциации / А.В. Перевозный // Кiраванне ў адукацыi. – 1999. – № 1. – С. 37–45.
12. Пляскина, Е.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении / Е.В. Пляскина. – Троицк: РМК, 2013. – 60 с.
13. Свирская, Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
14. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
15. Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / В.А. Сластёнин. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
16. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
17. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя / В.П. Созонов. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 395 с.
18. Стефановская, Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. – М.: Академия, 2006. – 236 с.
19. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2010. – 240 с.
20. Швец, И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / И.Г. Швец; Ярославль, 2001. –181 c.
21. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй : учеб. пособие / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2007. – 254 с.