Особенности организации различных видов дежурств с воспитанниками средней (старшей) группы
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации различных видов дежурств с воспитанниками средней (старшей) группы»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности организации различных видов дежурств с воспитанниками средней (старшей) группы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №141, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Требования к уголку дежурства в детском саду.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
1.1. Значение трудового воспитания в разностороннем формировании личности старшего дошкольника
1.2. Дежурство как форма трудового воспитания в дошкольном учреждении
1.3. Методика организации различного вида дежурств в старшей группе
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сформированности трудолюбия у старших дошкольников
2.1. Изучение проявления трудолюбия старших дошкольников во время дежурства
2.2. Выводы и результаты исследования
2.3. Методические рекомендации по подготовке и организации дежурств старших дошкольников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, а также социализации и формирования личности ребенка. Сегодня общество утратило уважение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей, а не только физических.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду – одна из главных задач дошкольного учреждения. Трудовое воспитание, то есть вовлечение детей в самостоятельную, посильную работу и наблюдение за работой взрослых, разъяснение ее значения в жизни людей, играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Основной целью трудового воспитания дошкольников является формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых качеств ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
Дежурства имеют большое значение в воспитании дошкольников, он помогает в конкретных случаях формировать у детей желание работать на других, проявлять заботливое отношение к взрослым, к своим товарищам, к животному и растительному миру.
Дежурство предполагает работу одного или нескольких детей на благо всей группы. Социальная направленность труда, реальная, практическая забота одних детей о других, выделяется в ответственности в большей степени, чем в поручении, поэтому такая форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
Дежурство требует от детей быть более самостоятельными, знать последовательность работы, понимать весь ее объем и знать требования к конечному результату.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА И В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение трудового воспитания в разностороннем формировании личности старшего дошкольника
Трудовое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Целью всей системы трудового воспитания является нравственная, психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общее благо и формирование принципов трудолюбия [5, с. 45].
Специфика работы дошкольников заключается в следующем:
– ребенок не создает в своем труде социально значимых материальных ценностей, нет результата в детском труде;
– работа удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
– трудовая деятельность дошкольников тесно связана с игрой. При выполнении рабочего задания дети часто переключаются на игру и наоборот. Во время игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя различные виды трудовой деятельности;
– работа дошкольников носит ситуативный и факультативный характер;
– особенность детского труда заключается в том, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого [3, с. 52];
– дети не умеют самостоятельно ставить цель в работе, потому что у них нет умения держать в голове весь процесс и результат;
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изучение проявления трудолюбия старших дошкольников во время дежурства
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе ГУО «Ясли – сад № 141 г. Гомеля».
Количество испытуемых: 18 детей старшего дошкольного возраста (8 девочек, 10 мальчиков).
С целью изучения уровня сформированности уровня развития трудолюбия у старших дошкольников мы применили опросник Р. С. Буре «Сформированность трудолюбия у старших дошкольников» [3, с. 11].
За детьми проводилось наблюдение в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
− определить хотят ли дети трудиться, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
− узнать каковы их мотивы, характер поведения в процессе трудовой деятельности уклоняются ли от дежурства;
− определить хорошо ли дети трудятся только при контроле со стороны воспитателя, детей;
− определить хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;
− определить хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Для выявления уровня развития трудолюбия у старших дошкольников взяты следующие критерии:
− сформированность трудовых умений и навыков;
− сформированность знаний компонентов трудовой деятельности;
− сформированность бережного отношения к продуктам и средствам труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема организации дежурства детей в дошкольном учреждении является важным элементом трудового воспитания старших дошкольников – совместной деятельности педагога и воспитанников, направленной на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
В результате исследования нами решены следующие задачи:
– раскрыто значение трудового воспитания в разностороннем формировании личности старшего дошкольника.
– охарактеризовано дежурство как форма трудового воспитания в дошкольном учреждении.
– описана методика организации различного вида дежурств в старшей группе.
– организовано эмпирическое изучение сформированности трудолюбия в старшем дошкольном возрасте.
– подготовлены методические рекомендации по организации и проведению дежурств у старших дошкольников.
В опытно-экспериментальной части работы нами было проведено исследование с использованием Р.С. Буре «Сформированность трудолюбия у старших дошкольников»
По результатам углубленного изучения проблемы организации и проведения дежурств в старшем дошкольном возрасте мы можем сделать следующие выводы:
1. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста − это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.
1. Бобер, В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 3. – С. 40 – 41.
2. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – М. : ИЛ, 2014. – 208 c.
3. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [текст] / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
4. Бых, Е. В. Трудовое воспитание дошкольников / Е. В. Бых // Проблемы педагогики. – 2019. – № 6 (45). – С. 68 – 70.
5. Везетиу, Е. В. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста / Е. В. Везетиу, К. С. Пикалова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46 – С. 45–50.
6. Воспитание детей в старшей группе детского сада : Пособие для воспитателя дет. сада / [В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.]. – М. : Просвещение, 1984. – 288 с.
7. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Зазиг и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1983. – 207 с.
8. Декман, И. Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И. Е. Декман, О. В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 9 (38). – С. 18 – 26.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с.
10. Евтюшкина, В. Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Евтюшкина, Т. И. Прокопьева, А. М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 50 – 52.
11. Козлова, С. А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
12. Комарова, Т. С., Куцакова, Л. В., Павлова, Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд. испр. и доп.[текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: изд. Мозайка – Синтез, М. : 2006. – 80 с.
13. Куцакова, Л. В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка- дошкольника: программно – методическое пособие [текст] / Л. В. Куцакова. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 144с.
14. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 60 c.
15. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для педагога детского сада / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. – М. : Педагогика, 1996. – 122 c.
16. Лысенко, В. Д. Приобщаем детей к труду : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. Д. Лысенко. – 4-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2008. – 61 с.
17. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [текст] / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 112 с.
18. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М. : Сфера, 2012. – 260 c.
19. Методическое пособие по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / Составитель : О.В. Кожанова – Шахты: ГБПОУ РО «ШПК», 2018 – 21с.
20. Новикова, Н. Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н. Е. Новикова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 2. – С. 72 – 76.
21. Полухина, А. В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Полухина, Ф. М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 364 – 365.
22. Сенъко, Т. Шестилетки : труд и признание в группе / Т. Сенько // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 7. – С. 47 – 50.
23. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д. В. Сергеева. – М. : Просвещение, 1987. – 94 с.
24. Силяева, М. А. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства / М. А. Силяева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 43 (177). – С. 115 – 118.
25. Трудовое воспитание. Разработки занятий. Старшая группа / авт.-сост. Р. А. Жукова. – Волгоград : Корифей, 2009. – 96 с.
26. Хабибулина, И. З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И. З. Хабибулина, И. И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 24 – 27.
27. Чернецов, П. И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания / П. И. Чернецов // Вестник ЧелГУ. – 2001. – № 1. – С.13 – 31.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Требования к уголку дежурства в детском саду.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты