Использование игровых технологий на уроках человек и мир в начальных классах как средства формирования естественнонаучных знаний
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование игровых технологий на уроках человек и мир в начальных классах как средства формирования естественнонаучных знаний»
по дисциплине: «Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Использование игровых технологий на уроках человек и мир в начальных классах как средства формирования естественнонаучных знаний
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Человек и мир
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура педагогической технологии (Иванов С.П.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Структура игровой технологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Классификация игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Классификация педагогических игр.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ПРИМНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность и определение понятий «педагогическая технология», «игровые технологии»
1.2 Специфика применения игровых технологий на уроках в начальной школе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
2.1 Естественнонаучные знания, формируемые на уроках «Человек и мир» в третьем классе
2.2 Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках «Человек и мир» в третьем классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе основное внимание стали уделять творческой активности и интереса у учеников к предметам. Организуются различные чемпионаты, конкурсы, олимпиады и т.д. Это подчеркивает тот факт, что принцип активности ученика в процессе обучения и воспитания остается актуальным и сейчас.
Активность подразумевает высокую мотивацию, у учеников потребность в усвоении знаний находится на первом месте. Такое возникает далеко не часто. Зачастую именно учитель осуществляет целенаправленную деятельность и организует среду обучения. Следовательно, необходимо зачастую применять специальные педагогические технологии [2].
Задача учителя создать классе работоспособную атмосферу, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Для этого необходимо совершенствовать свои знания по теории и методике преподавания дисциплины. Также учителю следует применять в работе новые методы обучения. Педагогическая технология имеет тот набор средств и методов, с помощью которых можно активизировать познавательную способность и деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Игровые технологии относятся именно к таким, а так же помогают развитию познавательной активности на уроках.
Использование игровых технологий на уроках помогает активизировать у учеников познавательную активность, прививает интерес к предмету, развивает любознательность и т.д. Поэтому данная тема нашего педагогического исследования является актуальной в современной педагогике и методике преподавания различных предметов, в том числе курса «Человек и мир».
Объект исследования – процесс формирования естественнонаучных знаний на уроках «Человек и мир» в третьем классе.
Предмет исследования – игровые технологии как средство формирования естественнонаучных знаний на уроках «Человек и мир» в третьем классе.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить специфику применения игровых технологий в процессе формировании естественнонаучных знаний на уроках «Человек и мир» в третьем класса.
Задачи:
1. Определить сущность и определение понятий «педагогическая технология», «игровые технологии»;
2. Выявить специфику применения игровых технологий на уроках в начальной школе
3. Проанализировать методы и приемы формирования естественнонаучных знаний на уроках«Человек и мир» в третьем классе;
4. Определить методические рекомендации использования игровых технологий в изучении курса «Человек и мир» в третьем классе.
В ходе работы использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методических источников информации;
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по данной теме;
3. Синтез и анализ.
База исследования являлся материал программы по предмету «Человек и мир» 3 класса и опыт учителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ПРИМНЕНИЕЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность и определение понятий «педагогическая технология», «игровые технологии»
В настоящее время в педагогике прочно закрепилось понятие педагогическая технология. Данное определение рассматривается в разной литературе и источниках с разных точек зрения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
«Педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) Научный. Педагогическая технология является частью науки, которая разрабатывает цели, методы, содержание педагогического процесса.
2) Процессуально-описательный. Рассматривает методы исследования различных процессов для достижения планируемых результатов обучения.
3) Процессуально-действенный. Осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Из вышесказанного можно заключить, что педагогическая технология одновременно является одновременно и в качестве науки, и в качестве системы способов и принципов, которые применяются в процессе обучения.
Термин «педагогическая технология»в образовании применяется на трех уровнях, которые связаны между собой. Таковыми являются[2]:
1) Общепедагогический уровень. Педагогическая технология определяет образование в определенном учебном заведении или на определенной ступени его образования. В этом случае мы можем говорить о том, что она является синонимом понятия «педагогическая система». В нее будет включаться цели, задачи, методы образовательного процесса.
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
2.1. Естественнонаучные знания, формируемые на уроках «Человек и мир» в третьем классе
Предмет «Человек и мир» является важным в овладении ребенком знаниями в начальной школе. Главная его функция – научить ребенка добывать знания, которые ему необходимы для ориентирования в окружающей действительности и правильного ее понимания. Для этого необходимо создать специальную образовательную среду – социокультурное окружение школьника, которое включает в себя многочисленные средства образования, в результате чего будет наблюдаться высокопродуктивная его деятельность.
В содержании предмета «Человек и мир» можно выделить несколько компонентов:
- информативный компонент;
- опыт творческой деятельности;
- эмоционально-ценностные отношения.
Представленные компоненты отражаются в содержании и построении учебного предмета. Выделяют несколько линий, таких как:
1. «Природа и человек»;
2. «Человек и его здоровье»;
3. «Человек и общество».
Именно эти линии являются важнейшими компонентами системы “природа – общество – человек”. При таком построение дети могут ощущать себя не только полноценными гражданами своей страны, но и частью природы.
Основополагающим компонентом курса предмета «Человек и мир» являются знания о разнообразии природы, её значении, взаимосвязях, человеке как части природы, об охране природы. Именно знания о природе интегрируют другие содержательные компоненты и элементы.
Природа является тем фактором, который влияет на здоровье человека, его хозяйственную деятельность, культуру и иные аспекты его деятельности. В следствие этого изучение курса «Человек и мир» должно предполагать такое освоение этими знаниями, чтобы они могли быть в последствии наиболее эффективно быть использована[7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под педагогической технологией понимается продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология имеет четкую структуру, которая включает в себя три части – концептуальная, содержательная, процессуальная часть. Игровая технология подразумевает использование игр в процессе обучения детей.
Поиск эффективных средств обучения заставляет многих учителей искать новые методы и технологии в обучении младших школьников. Такими признаками в полной мере обладают игровые технологии, которые применяются на уроках в начальной школе. Этому способствуют несколько причин:
- во-первых, разные виды дидактических игр содержат обучающие задачи и способствуют закреплению полученных знаний;
- во-вторых, во время игр у учеников развивается логическое мышление и устная речь;
- в-третьих, на высоком уровне поддерживается интерес к материалу на протяжении всего урока;
- в-четвертых, с помощью игр можно давать возможность детям самим делать выводы и моделировать ситуации.
Предмет «Человек и мир»в третьем классе не является простым в изучении. Дети за ограниченный период времени должны приобрести значительный объем знаний, умений и навыков. Поэтому для поддержания интереса необходимо разнообразить этот предмет игровыми технологиями, что повышает и занимательность на уроках. Игровые технологии позволяют детям безболезненно сменить ведущую деятельность с игры на учение, позволяет активизировать познавательную активность на уроках, решает многие другие задачи. Сегодня дидактическое значение игровых технологий общепризнано в мировой практике.
За ограниченный период времени детям приходится усвоить на уроке «Человек и мир» множество естественнонаучных понятий, знаний, приобрести соответствующие умения. К таким, к примеру, относятся, расположение материков, умение ориентироваться на местности, различать стороны горизонта, определять свойства полезных ископаемых, различать классификацию лесов, уметь объяснять приспособляемость растений и животных в различных климатических условиях и многое другое. Для прочного освоения этих знаний, поддержаний интереса на протяжении урока можно применять на различных этапах обучения игровые технологии.
1.Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальных классах. / Г.Н. Аквилева – М.,2001 – 321 с.
2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко – М., 2003 – с. 272.
3. Дмитриев, С.А. Ступеньки творчества / С.А. Дмитриев - Мн, 2000 –158 с.
4. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо – Ростов на Дону; Феникс, 2006 –241 с.
5. Иванов, С.П. Педагогические технологии и методика использования / С.П. Иванов. – М., 2008 –190 с.
6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологическое образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд.. испр. / С.Н. Николаева – М.: издательский центр «Академия», 2005 –190 с.
7. Трофимова, Г.В. Человек и мир: учебное пособие для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Г.В. Трофимова – Мн., 2018.
8. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для IІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/10/up-chelovek-i-mir-1-4kl-spec-shk-rus.pdf
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура педагогической технологии (Иванов С.П.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Структура игровой технологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Классификация игр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Классификация педагогических игр.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты