Вопросы развития Речи детей и обучения грамоте в педагогической системе монтессори
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Вопросы развития Речи детей и обучения грамоте в педагогической системе монтессори»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Вопросы развития Речи детей и обучения грамоте в педагогической системе монтессори
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика оценки системы качества образования в ДУ (Тарасова Л.Г.).
Приложение Б Материалы для развития речи.
Поделиться
Введение
1 Теоритические основы педагогической системы Монтессори
1.1 Система Монтессори как инновация в дошкольном образовании конца 19 - начале 20 века
1.2 М. Монтессори о цели и содержании развития речи детей
1.3 Подходы М. Монтессори к обучению детей грамоте
2 Реализация идей М. Монтессори в отечественном дошкольном образовании
2.1 Внедрение системы М. Монтессори в теорию и практику дошкольного воспитания советского и постсоветского периодов
2.2 Использование элементов методики развития речи и обучения грамоте М. Монтессори в современный учреждениях дошкольного образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Концептуальными идеями педагогики М. Монтессори являются: идея создания ребенку условий для свободного саморазвития; создание подготовленной дидактической среды; совместное обучение детей с разным уровнем развития; особое место и роль учителя в образовательном процессе. Каждая из этих идей качественно специфична, при этом использование конкретной идеи осуществляется в контексте реализации остальных.
Технологической основой реализации идей педагогики М. Монтессори в образовательных учреждениях является особая форма организации учебно-познавательной деятельности - свободная работа в подготовленной дидактической среде. При этом ведущей чертой теории М. Монтессори является ее наднациональный характер, проявляющийся в признании единства международного педагогического пространства (что позволяет использовать авторский метод в условиях разных стран, сохраняя их национальные, социальные и социальные аспекты). религиозных традиций, при этом не теряя собственной идентичности).
Актуальность исследования обоснована тем, что эффективность концепции итальянского учителя подтверждается многолетней мировой практикой ее использования в работе с дошкольниками и школьниками, а также детьми с ограниченными возможностями. Система М. Монтессори получила признание и широкое распространение во многих странах - Голландии, Германии, Франции, Италии, Испании, США, России, Австралии и других.
Степень научной проработанности проблемы исследования. К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения педагогической системы М. Монтессори.
1 Теоритические основы педагогической системы Монтессори
1.1 Система Монтессори как инновация в дошкольном образовании конца 19 - начале 20 века
Методика обучения Монтессори была разработана итальянским врачом Марией Монтессори. Она подчеркивает независимость, рассматривает детей как от природы жаждущих знаний и способных начать обучение в достаточно благоприятной и хорошо подготовленной учебной среде. Это препятствует возможности использования некоторых традиционных критериев успеваемости, таких как оценки и тесты. Монтессори разработала свои теории в начале 1900-х годов путем научных экспериментов со своими учениками. С тех пор этот метод используется во многих частях мира, как в государственных, так и в частных школах.
Технология саморазвития Марии Монтессори (1870-1952) по мнению Г.К. Селевко, была создана как альтернатива догматизму в обучении, широко распространенному в Европе в конце XIX века. [1, с. 176-179]. Образовательная стратегия в системе М. Монтессори направлена на сохранение и развитие индивидуальной природы ребенка. Главное условие для этого, по мнению М. Монтессори, - предоставить ему полную свободу и независимость. Только тогда, с точки зрения известного врача и педагога, может проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденное любопытство и познавательная активность. Поэтому М. Монтессори выступил против руководства действиями ребенка, навязывания ему каких-либо учебных материалов [2].
М. Монтессори считал развитие своего интеллекта и познавательного развития главной целью развития ребенка. Познавательные процессы основаны на восприятии. А интеллектуальное развитие начинается со способности собирать, различать, а затем классифицировать сенсорные впечатления. С этой целью М. Монтессори разработал уникальный сенсорно-дидактический материал, позволяющий детям выполнять различные довольно серьезные обучающие упражнения. Упражнения направлены на различение и классификацию различных сенсорных атрибутов предметов, что помогает детям развивать свой интеллект.
2. Реализация идей М. Монтессори в отечественном дошкольном образовании
2.1 Внедрение системы М. Монтессори в теорию и практику дошкольного воспитания советского и постсоветского периодов
Система М. Монтессори получила широкую популярность и распространение на советском пространстве в начале 20 века. после публикации в 1913 г. русского перевода основного труда М. Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый к воспитанию детей в детских домах». По периодизации А.С. Никольская, 1912–1930 годы были периодом теоретического осмысления метода Монтессори в контексте реформаторской педагогики. Система Монтессори по праву была воспринята как нечто новое, революционное. Поэтому ее работы были опубликованы, методика применялась на практике, учителя обучались работе по новой методике (так называемые «монтессориевки») и т. Д. [13].
Детские сады, работающие по системе Монтессори, пишет директор Московского Монтессори-центра К. Сумнительный, пережили самые тяжелые годы и закрылись только в конце 1920-х годов [14, с.19-21]. С начала 1930-х годов в педагогике наблюдается отказ от теории свободного воспитания и педагогики как «лженауки». Неудивительно, что система М. Монтессори в этот период подверглась резкой критике как реакционная, оторванная от жизни, ведущая детей в мир искусственного дидактического материала и т. д.
Цели воспитания в теории М. Монтессори на долгие годы оказались чуждыми идеалам советского общества [14].
По сути, на протяжении всего периода развития советского дошкольного образования всякая возможность альтернативы единственной теории, принятой в советской педагогике, отвергалась. Неоднократное обращение к педагогике М. Монтессори и частичное ее возвращение произошло в 1950-1960-е гг. В связи с разработкой проблемы сенсорного обучения как основы психического воспитания. В трудах таких советских педагогов дошкольного образования, как А.П. Усова, Н.Н. Поддяков, Н. Сакулина, Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева и другие подчеркнули необходимость использования методик М. Монтессори в разных направлениях педагогического процесса в детском саду и при подготовке учителей, способных применять ее положения в бытовой практике [15, с. 67-68].
Заключение
Технология саморазвития Марии Монтессори (1870-1952) по Г.К. Селевко, была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, которое было широко распространенно в Европе в конце XIX века.
Оценки методики Монтессори лидерами дошкольной педагогики противоречивы, но в целом можно отметить, являются положительными. Именно поэтому система М. Монтессори пользуется популярностью в США и странах Европы уже более 100 лет. Что касается дореволюционной России, а затем Советского Союза (в который входила сегодняшняя Беларусь), то отношение к этой системе несколько раз менялось на протяжении ХХ века.
В Беларуси активное внедрение системы М. Монтессори в работу дошкольных учреждений началось во второй половине 80-х годов. В то время почти не было разработок, которые отвечали бы современным требованиям к образованию и воспитанию детей дошкольников, и система М. Монтессори оказалась заново открытой, типом нового, который считается давно забытым старым.
Речь - необходимая основа человеческого мышления, средство организации и управления умственной и практической деятельностью, а также выражения эмоций. Поэтому проблема речи является одной из важнейших в дошкольной педагогике и психологии. Основным средством общения, а также основой обучения письму и чтению является устная речь. Расширение словарного запаса и развитие грамматической структуры речи ребенка происходит косвенно в процессе выполнения упражнений в практической жизни, при работе с сенсорным материалом, в процессе активного общения детей друг с другом и со взрослыми.
Отличительной чертой подхода М. Монтессори к обучению детей письму является то, что дети сначала учатся писать, а затем читать; при письме задействована моторика; дети сначала учатся писать заглавными буквами, а не печатными буквами; обучение письму следует начинать с написания элементов букв.
1. Борисова, З.Н. Монтессори-педагогика в Украине: взгляд в прошлое и современная оценка / З.Н. Борисова // Веснiк Iнституту розвитку дитини, 2009. –Випуск 6. –С. 62 –69
2. Ласминская, Л.Н. Внедрение Монтессори-педагогики в практику работы дошкольных учреждений Минской области / Ласминская Л.Н. // Монтессори-педагогика в дошкольных учреждениях Минской области/ Управление образования Миноблисполкома, Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования». –Минск: МОИРО, 2009. –58с.
3. Любина, Г.А. Письма о Монтессори-педагогике: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений / Г. А. Любина. - Минск: НМЦентр, 1998. - 192 с.
4. Монтессори-педагогика и программа «Первый шаг» в практике дошкольных учреждений Беларуси / Редкол.: Д.Н. Дубинина и др. – Минск: МОИПКиПРР иСО, 1998. – 118с.
5. Монтессори М. Монтессори-материал. Школа для малышей / М.Монтессори.-М. -Изд-во Мастер, 1992. –80 c.
6. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2000. – 270с.
7. Никольская, А.С. Исторический опыт адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России и США / А.С. Никольская: Автореф. дисс. докт. пед. наук –М.,2009. –26с.
8. Селевко, Г.К.Технология саморазвития (М.Монтессори) // Школьные технологии.1998.-No2.с.176-179
9. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС,2005.-119с.
10. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори / Г.М. Сорокова. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2007. – 383с.
11. Сумнительный, К.Е. Беседы о Монтессори-педагогике // Пралеска. 1998. No 10. С. 19 –21.23
12. Тарусова Л.Г. О процедурах и методиках оценки системы управления качеством дошкольного образования / Л.Г. Тарусова // Пралеска. – 2010. – № 8. – С. 13–18.
13. Тукач, В. П. Ознакомление слушателей курсов переподготовки с особенностями развития инновационных процессов в дошкольном образовании Республики Беларусь / Н. С. Старжинская, В. П. Тукач // Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: И. В. Шеститко [и др.]. – Минск, 2016. – С. 264–269
14. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд. института психотерапии, 2001. – 256с.
15. Хилтунен, Е.А. Практическая Монтессори педагогика: книга для педагогов и родителей Текст. / Е.А. Хилтунен. - М.: Юнион-паблик: Альта-Принт, 2005. – 336 с.
16. Хилтунен, Е.А. Говорю, пишу, читаю / Е.А. Хилтунен. – М.: ЮНИОНпаблик: Альта-принт, 2005. – 140с.
17. Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори / Ю.И. Фаусек. – М.: КарапузДидактика: Сфера, 2007. – 239с.
18. Фаусек, Ю. И. Обучение грамоте по методу Монтессори // Обруч, 1995. – №6. – С. 11–12.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика оценки системы качества образования в ДУ (Тарасова Л.Г.).
Приложение Б Материалы для развития речи.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты