Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Проявление гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли-сад № 448, УДО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Данные наблюдения за особенностями сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты выполнения экспериментальных игровых ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Данные наблюдения за подвижными играми.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Проявление гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
2.2 Изучение гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большое количество исследователей и педагогов изучают проблему гендерного воспитания. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, их биосоциокультурные характеристики. Поэтому гендерное воспитание детей с раннего детства является проблемой значимой и актуальной. Именно старший дошкольный возраст, является наиболее восприимчивым возрастом для гендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности. Исходя из этого, главной задачей в воспитании мальчиков и девочек является изучение гендерных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование мужественности и женственности, искренности, взаимопонимании, воспитании человеческого в мужчине и женщине, уважение к себе и другим, милосердие. В дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль. Формирование поло-ролевой идентификации связано с осознанием себя.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. При взятии на себя игровой роли ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, О.С. Ермакова, В.Е. Каган, Н.Е. Татаринцева и др.). Принятие соответствующей гендерной роли осуществляется путем формирования половой идентификации в процессе полоролевого развития в ходе организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью организуются такие игры по поло-ролевому развитию как: «Профессии мужчин и женщин», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский», «Кому, что нужно для работы» «Отгадай профессию» и т.д.
Индивидуальный подход к каждому ребенку дошкольного возраста в настоящее время является важным направлением в воспитании детей дошкольного возраста. В связи с этим главной выступает проблема учёта их гендерных особенностей. Данная проблема в настоящее время волнует большое количество исследователей, психологов, педагогов (И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Крутецкий, В.Е.Каган и др.). Научный интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики.
Современными приоритетами в Республике Беларусь в воспитании мальчиков и девочек является изучение потенциала партнёрских взаимоотношений между представителями мужского и женского пола, воспитании человеческого у мальчиков и девочек, искренности, взаимопонимания. Неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников- усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения для того или иного пола, т.е. процесс формирования гендерных особенностей. Позиция, которую занимает ребенок в соответствии со своим полом, определяет специфику развития самосознания. Для развития личности важнейшее значение имеет осознание своей половой принадлежности, т.е. чувство тождественности со своим полом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может [21, с. 88].
Согласно Д.Б. Эльконину, игровая деятельность доминирует у ребёнка от 3 до 6 лет. В процессе её осуществления у него формируются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий. Происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а также складываются обобщённые переживания и осмысленная ориентация в них [21, с. 90].
В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой, т.к. дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. У детей старшего дошкольного возраста именно сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности. Именно в подобного рода играх ребенок может взять на себя роль взрослого, подражая ему и реализовывать различные функции – профессиональные и социальные. Дошкольный возраст является возрастом наиболее быстрого усвоения целей деятельности взрослых, периодом формирования ориентировки в них.
Сюжетно-ролевая игра – это та деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка [22, с. 42].
Д.Б. Эльконин определяет сюжетно-ролевую игру как деятельность, в которой социальные отношения воспроизводятся вне условий непосредственной деятельности между людьми [21, с. 66].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
С целью изучения гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре было проведено исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе УДО «Ясли-сад № 448» г.Минска. Выборка составила 30 испытуемых, из них 14 девочек и 16 мальчиков 5-6 лет.
Применялись следующие методы исследования: наблюдение, экспериментальные игровые ситуации, количественный и качественный метод обработки данных, математические методы обработки полученных данных.
Опишем кратко применяемые методы исследования.
1. Наблюдение.
Цель наблюдения: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, особенности принятия на себя гендерной роли в соответствии с полом, сформированности гендерной самоидентификации. В ходе наблюдения фиксировались игровые предпочтения детей, в какие игры предпочитают играть, с кем предпочитают объединяться в игры, характер взаимоотношений, ролевое поведение, игровая атрибутика. Наблюдение проводилось в естественных условиях: в первой и во второй половине дня. Результаты наблюдения фиксировались в протоколе (приложение 1).
Основные признаки сформированности гендерной самоидентификации у дошкольников: способность идентифицировать себя с представителями своего пола; адекватное оценивание своего поведения; принятие основных поведенческих черт присущих мужчинам и женщинам; уважительное отношение к представителям противоположного пола. Каждый критерий оценивался по 3 уровням: 1 уровень – низкий, 2 уровень – средний, 3 уровень – высокий.
Низкий уровень гендерной самоидентификации: дошкольник не может идентифицировать себя с представителем своего пола; не способен оценить свое поведение как соответствующее представителю мужского или женского пола; не проявляет основные поведенческие черты, присущие мужчинам и женщинам; не проявляет уважительное отношение к представителям противоположного пола.
Средний уровень гендерной самоидентификации: дошкольник может идентифицировать себя с представителем своего пола, но не всегда может привести типичные характеристики, характерные для представителя определенного пола; способен с подсказкой взрослого оценить свое поведение как соответствующее представителю мужского или женского пола; не всегда проявляет основные поведенческие черты, присущие мужчинам и женщинам; не всегда проявляет уважительное отношение к представителям противоположного пола.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы и результатам исследования было установлено:
1. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста заключаются в следующем: в дошкольном возрасте активно развивается сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра формирует не только для личностного развития ребенка зону ближайшего развития, но и для формирования детской группы на пути ее продвижения к целостному коллективу. Почти все авторы, описывавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на нее решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным, определяющим является непосредственное воздействие взрослых (родителей, воспитателей) на ребенка.
2. На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме гендерных особенностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности было установлено, что мальчики стараются проявлять себя физически активными, смелыми, сильными, отважными, а девочки, в свою очередь, демонстрируют доброту, мягкость, нежность, отзывчивость, кокетливость. Также можно заметить, что у мальчиков и девочек разные половые предпочтения в сюжетах, в использовании в игре атрибутов, символов, игрушек. Так мальчики выбирают оружие, детские строительные инструменты, конструктор, а девочки играют с куклами, кукольной мебелью и кухонными принадлежностями. У девочек проявляется большой интерес к установлению межличностных отношений, в центре их внимания – человек и сфера его непосредственного бытия. У мальчиков – деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далёким от того, что входит в круг их жизнедеятельности.
3. Было проведено экспериментальное исследование гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. У мальчиков и девочек отличаются игровые интересы, особенности принятия на себя гендерной роли в соответствии с полом. В качестве сюжетов игр девочки выбирают следующие: «Парикмахерская», «Аптека», «Ателье», «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Почта». Мальчики предпочитают выбирать следующие сюжеты для игр: «Мастерская», «Такси», «Война», «Строители». Мальчиков привлекают роли героев: современных телегероев (Человек - паук, Супермен и др.), профессиональные (солдат, пожарный, водитель), исторических персонажей (Робин Гуд, рыцарь), следовательно, они любят костюмы и атрибуты, соответствующие этим героям (доспехи, шлем, меч).
1. Андреева, Н.А. Воспитание полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №1. – С. 20-25.
2. Бабаева, Т. И. Становление позиции игровой деятельности субъекта у ребенка дошкольного возраста / Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева // Развитие ребенка младшего школьного и дошкольного возраста, как субъекта деятельности. Коллективная монография. – СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С.104-145.
3. Белешева А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11. – С. 24-26.
4. Бутырская Е.В. Развитие субъектной позиции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Инновации в образовании. – 2018. – № 11. – С. 88-94.
5. Васильева О.К. Характеристика модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования // Вестник Барановичского государствен-ного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). – 2018. – № 6. – С. 10-17.
6. Градусова, Л. В. Диагностический материал по теме «гендерная социализация дошкольников» // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников / Л. В. Градусова. – М. : Флинта, 2015. – 33-44 с.
7. Гребенкина, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 166-168.
8. Деркунская, В. А. Маленькие граждане играют в сюжетноролевые игры / В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, А. Н. Харчевникова и др. // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. Деркунская, В. А., Харчевникова А. Н. СПб. : СОЮЗ, 2015. - 206 с.
9. Ермакова, О.С. Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова // Интерактивная наука. – 2016. – №2. – С.45-46.
10. Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 5. – С. 57-60.
11. Иванова, Н. В. Детская субкультура, как средство формирования у ребенка-дошкольника ценностно-смысловой сферы / Н. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – Т. 2 – № 4. – С. 48-52.
12. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность. Теория и практика / Н. Л. Иванова. – СПб. : СГУ, 2015. – 456 с.
13. Игра и дошкольник. Развитие в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сборник / Науч. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
14. История и современность отечественной педагогики. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. - М.: Аспект пресс, 2017. – 316 с.
15. Каган, В. Е. Половое воспитание детей / В. Е. Каган. – М. : Academia, 2015. – 58 с.
16. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2015. – 176 с.
17. Короткова, Н. А. Сюжетная игра дошкольников / Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2016. – 211 с.
18. Мазовко, М.И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М.И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. – Минск: Изд-во БГПУ, 2015.
19. Михайленко, Н. Я. Организация в детском саду сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: «Линка-Пресс», 2015. – 160 с.
20. Новосёлова, С. Л. Метод комплексной поддержки самодеятельных игр / С. Л. Новоселова [и др.]. – М. Норма. 2017. – 230 с.
21. Развитие игры детей 5-7 лет : метод. пособие / под ред. Е.В. Трифоновой. – М.: Сфера, 2015. – 207 с.
22. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябикова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 42-48.
23. Старжинская, Н.С. Теоретические основания построения культуросозидательной модели дошкольного образования / Н.С. Старжинская // Детский сад: теория и практика: сборник научных работ. – Минск: ИД «Эдисьон Пресс», 2015. – 186 с.
24. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека / Н. Е. Татаринцева. - Ставрополь, 2015. – 346 с.
25. Татаринцева Н.Е. Поддержка и развитие инициативности в игре у детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Татаринцева, М.Г. Зелинская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2017. – № 10. – С. 67-73.
26. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. Методическое пособие / Под ред. Е.В. Трифоновой– М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
27. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
28. Фоминых, А. Я. Представления старших дошкольников о гендерных ролях / А. Я. Фоминых // Воспитание и обучение детей старшего возраста. – 2016. – № 5. – С.60-62.
29. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В. И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2016. – 415 с.
30. Яппарова, Г. М. Игровые технологии, как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников / Г.М.Яппарова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2016». – Наука и образование, 2016. – Т. 2. Педагогические науки. – С. 105-108.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Данные наблюдения за особенностями сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты выполнения экспериментальных игровых ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Данные наблюдения за подвижными играми.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты