Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы: пути его профилактики
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы: пути его профилактики»
по дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы: пути его профилактики
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы социальной работы
Организация: Средняя школа №11, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Должностная инструкция педагога социального.
Приложение Б Диагностика эмоционального выгорания.
Приложение В Эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты профессионального выгорания
1.1 Понятие, значение и сущность профессионального выгорания
1.2 Факторы, влияющие на появление синдрома профессионального выгорания
1.3 Особенности работы в социальной сфере, влияющие на появление синдрома профессионального выгорания у специалистов
2 Профилактика синдрома профессионального выгорания у социального педагога
2.1 Исследование уровня синдрома профессионального выгорания социального педагога в ГУО «Средняя школа №11 города Витебска»
2.2 Программа профилактики синдрома профессионального выгорания социального педагога
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии, педагогики, теории социальной работы, социологии, и касается изучения особенностей проявления профессионального выгорания у специалистов социальной сферы.
Одним из факторов, которые влияют на психическое здоровье работников, является синдром «профессионального выгорания». Интерес ученых и практиков к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что в наше время значительно увеличилось число специалистов социальной сферы, которые ощущают себя физически и эмоционально уставшими, обессиленными, измотанными, что не лучшим образом влияет на продуктивность работы.
Последствия профессионального выгорания могут быть проявляться в видепсихосоматических расстройств, так и в чисто психологических личностных изменениях. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностного рабочего общения называются «профессиональным выгоранием». Проблема профессионального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек-человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Проблема профессионального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу профессионального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и авторов как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
1 Теоретические аспекты профессионального выгорания
1.1 Понятие, значение и сущность профессионального выгорания
Личность человека изменяется под влиянием структурных и существенных аспектов его профессиональной деятельности, так что происходит профессиональная деформация личности специалиста, т.е. изменение человеческих характеристик (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, общения и поведения), которые происходят под влиянием осуществления его профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы настолько сильно ослаблены, что работник не может противостоять разрушительным факторам и начинается процесс разрушения личности. Синдром психоэмоционального выгорания сотрудника более 30 лет является предметом исследований в рамках зарубежной психологии. В отечественной науке эта проблема возникла сравнительно недавно. В этом отношении исследователь. Е.Е. Сыманюк отмечает, что «отечественная психология лишь недавно проявила интерес к феномену эмоционального выгорания, поэтому эта проблема еще не успела быть адекватно решена» [19].
Работа по эмоциональному выгоранию появилась в США в 1970–х годах. Один из основателей идеи выгорания – Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе здравоохранения. В 1974 году он описал наблюдаемое им и его коллегами явление (истощение, потеря мотивации и ответственности) и назвал его броской метафорой – выгорание. Х. Фреденбергер использовал термин «burnout» («жжение», «выгорание»), который является «характеристикой психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном контакте с клиентами, пациентами в эмоционально заряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи».
2 Профилактика синдрома профессионального выгорания у социального педагога
2.1 Исследование уровня синдрома профессионального выгорания социального педагога в ГУО «Средняя школа №11 города Витебска»
Исследование уровня синдрома профессионального выгорания осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №11 города Витебска».
В сферу деятельности социального ГУО «Средняя школа №11 города Витебска»:
–социум, окружающий ребенка, семью, воспитательно-образовательное учреждение;
–ребенок, детский и педагогический коллектив;
–семья и семейно-соседская общность;
–детские и молодежные формирования и объединения;
–дети-инвалиды, сироты, а также одаренные дети;
–молодежь, составляющая группу социального «риска», их семьи.
Социальный педагог исследуют социум, окружающий ребенка, его семью, воспитательно-образовательное пространство. Он стремится точно определить «социальный диагноз», воспитательный потенциал микросоциума, готовность к включению всех значимых участников воспитательного процесса в социально-педагогическую деятельность. Работает над устранением тех явлений, которые негативно влияют на самочувствие личности, семьи, процесса социального воспитания. Привлекает различные учреждения, организации, общественные и частные структуры к взаимодействию в целях расширения жизненного пространства ребенка, его воспитания и социализации. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности. Должностная инструкция социального педагога представлена в Приложении А.
Заключение
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования профессионального выгорания специалистов социальной сферы. Установлено, что выгорание это определенное состояние человека, находящегося под воздействием длительного профессионального стресса, полный объективный анализ которого должен быть проведен на экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие процесса выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а может проявляться в различных ситуациях индивидуального бытия. Синдром профессионального выгорания – это чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Профессиональное выгорание происходит не от симпатии к людям, а от не реализации собственных ожиданий.
К факторам, влияющим на появление синдрома профессионального выгорания, относятся: личностный, ролевой и организационный. К группе личностных фактором относят возраст, пол или гендерные особенности, особенности характера, нравственные дефекты и дезориентация личности. К группе ролевых факторов относятся: проблемы, возникающие из-за несовпадения сложившегося профессионального типа; сотрудник давно «перерос» свою работу; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; пассивный уход от разрешения конфликтов и др. К группе организационных факторов принято относить: напряженная эмоциональная деятельность, место проживания; условия острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места; новая непривычная обстановка и т.д.
1. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2018. – 172 с.
2. Боева, А. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей–психиатров / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. – 2013. – Т. 22, № 11. – С. 6–12. [Электронный источник]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-vrachey-psihiatrov. – Дата доступа: 24.03.2021
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 2006. – 469 с.
4. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
5. Грузинова, А.И. Профессиональное выгорание и методы коррекции / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 48-53
6. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно–смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно–историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. Проект, 2003. – 336 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
9. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с.
10. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос–Пресс, 2005. – 352 с.
11. Коновалова, О. В. Особенности копинг–поведения у специалистов социальной сферы / О. В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
12. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома: Изд–во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
13. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение специалистов социальной сферы / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
15. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
16. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.
17. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
18. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2016. – № 3. – С. 85-95.
19. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособ. для студ. непсихол. вузов / Н.В. Самоукина. – 2. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 219.
20. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
21. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25–32.
22. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально–обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк. – М: Изд–во МПСИ, 2004. – 320 с.
23. Трунов, Д.И Снова о «профессиональной деформации» … / Д. Трунов // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С. 32 – 34.
24. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
25. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 54 – 67
26. Шмелева, Н.Б. Профессиональное выгорание и деятельность социального работника / Н.Б. Шмелева, О.А. Денисова // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 3. – С. 69-71.
27. Юдина, Е. В. К проблеме Синдрома выгорания у психологов–консультантов: экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
28. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Должностная инструкция педагога социального.
Приложение Б Диагностика эмоционального выгорания.
Приложение В Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты