Введение
Глава I. История появления чая в Англии и Беларуси
1.1. Появление чая в Англии
1.2. Появление чая на белорусских землях
Глава II. Исторические традиции английского и белорусского чаепития
2.1. Традиции чаепития в Англии
2.2. Традиции чаепития на белорусских землях
Глава III. «Чайные» традиции Англии и Беларуси на современном этапе
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Сегодня в мире насчитывается около 248 стран. И каждая из них по-своему индивидуальна. У каждого народа существуют свои собственные традиции и обычаи, касающиеся самых разных сфер жизни – начиная от сбора урожая и свадьбы и заканчивая национальными особенностями кухни и использования тех или иных продуктов. Чай – один из самых популярных в мире напитков, тоже стал участником различных национальных традиций. Именно вышеуказанные аспекты обусловили актуальность исследования.
Степень изученности. В научно-популярной литературе традиции чаепития в Англии и Беларуси достаточно полно изучены. Среди исследователей стоит выделить Б. Виноградского, О. Воробьеву, П.А. Земскова, Т.Г. Катарьян, Л.В. Колесниченко, В.Ф. Корсун, В.П. Мазурик, А.А. Назукину, В.Б. Носкову и др. Данные исследования приведенных авторов позволили охарактеризовать историю появления чая, чайные традиции Англии и Беларуси.
Объект исследования: чаепитие.
Предмет исследования: традиции чаепития в Англии и Беларуси.
Гипотеза: предположительно, традиции чаепития в Англии имеют более глубокие исторические корни чем в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы: определить особенности традиций чаепития в Англии и Беларуси. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать историю появления чая в Англии и Беларуси.
2. Выявить исторические традиции английского и белорусского чаепития.
3. Описать «чайные» традиции Англии и Беларуси на современном этапе.
Методы: теоретические (анализ, синтез), эмпирические (анкетирование, обработка статистических данных).
Глава I. История появления чая в Англии и Беларуси
1.1. Появление чая в Англии
Первое свидетельство существования чая было представлено в газетном объявлении Томаса Харви, опубликованном в 1658 году. Вот отрывок из статьи: «Этот замечательный напиток, одобренный всеми врачами, который китайцы называют «чаа». В статье показаны основные преимущества чая:
1. Чай дает силы и энергию.
2. Помогает при головных болях, головокружении и головных болях.
3. Снимает усталость, апатию.
4. Чай успокаивает сон, просветляет ум и улучшает память.
5. Нормализует сон, помогает преодолеть сонливость.
6. Хорош при простуде, каплях и цинге. При правильном приеме он способствует выведению продуктов жизнедеятельности из крови через пот и мочу [4, с. 46].
Когда Харви начал продавать чай, цена была довольно высокой: 450 граммов сухого чая стоили шестнадцать шиллингов, что в то время было эквивалентно пяти континентальным долларам. К концу 1700-х годов чай стал более популярным, и его цена упала до полутора шиллингов за 450 граммов.
Харви также был одним из первых, кто ввел в Англию чай с молоком. В частности, он написал: «Чай с молоком способствует укреплению организма». Первоначально англичане, вопреки современным традициям, добавляли в чай шафран, имбирь, мускатный орех и соль. Добавка молока пришла из Монголии, где до сих пор пьют чай с молоком. Похожая практика была принята китайцами, а затем и французами, которые поставляли чай из Голландской торговой компании Индии [17, с. 11-12].
В 1702 году королева Анна объявила, что предпочитает на завтрак пить чай. Анна заслуживает похвалы за то, что рекомендовала использовать серебряные чайники вместо китайских керамических. Отныне отношение к чаю в Англии изменилось, что привело к увеличению чайного рынка, а также к небывалому спросу на серебро для изготовления чайной посуды.
Глава II. Исторические традиции английского и белорусского чаепития
2.1. Традиции чаепития в Англии
В XIX веке чайные традиции в Англии приняли форму незыблемых законов. Теперь это уже не просто и не только чашка горячего напитка, это еще и культура еды и поведения. Послеобеденный чай, чай в пять часов, чай на двоих, «большой чай» – все это очень важные светские мероприятия, часть английской истории и культуры. Чтобы что-то не путать и не ошибиться, обряды определены в книгах о хорошем поведении, количество которых постоянно увеличивается и пользуется постоянным спросом на протяжении XIX века.
Согласно этим «юридическим» документам, хозяйка дома разливает чай руками, бокалы и деликатесы раздает джентльмен, если присутствует в компании, или молодые девушки. Книги охватывают множество возможных ситуаций. Например, в холодную погоду чай рекомендуется подавать у камина, в жаркую погоду – в саду. Во время еды перчатки можно оставить открытыми. Бутерброды, если масло не выходит, тоже берут в перчатках, но многие боятся пачкаться и пить пустой чай, что, по мнению врачей, очень вредно для здоровья. Поэтому в этом случае так необходимо сухое печенье. Девочки, уже достаточно взрослые, чтобы ходить в детский сад, но слишком молодые, чтобы вести общий разговор, могут накрыть стол или испечь тосты в камине специальной вилкой – автор книги абсолютно уверен, что это вызовет много радости и смех [2, с. 58].
Еще больше внимания уделяется разговору при чаепитии. Здесь законы и постановления остаются неизменными, как и в вопросах обслуживания. Разговор – ключевая часть английской «чайной церемонии», и его нельзя оставлять на волю случая. Особые рекомендации хозяйкам даются в случаях, когда разговор идет в ненужном, весьма банальном направлении. Интересно, что один из авторов книги по этикету даже рекомендует создавать своеобразные «чат-меню» и размещать их вокруг посуды гостей. Это поможет поддерживать хороший разговор в случае длительной паузы. Сегодня все это кажется смешным и наивным, но главное, что за этим стоит важнейшая функция чая, как часть общественной жизни, важнейшая составляющая общения [10, с. 69].
Глава III. «Чайные» традиции Англии и Беларуси на современном этапе
Изучив обширный материал из различных источников информации по тематике работы, мы описали и сравнили особенности традиций потребления чая в Англии и Беларуси.
Во-первых, мы изучили и описали историю потребления чая в двух странах: когда чай впервые попал в Англию и Беларусь, как жители познакомились с этим чудесным напитком, как сложилась судьба чая в двух странах на протяжении нескольких столетий. Таким образом, мы обнаружили, что чай впервые попал в Англию в XVII веке, а в Россию (откуда и в последствии, на белорусские земли – в XVI, откуда он попал на территорию Беларуси. Таким образом, традиции потребления чая и в Англии, и в Беларуси насчитывают более ста лет, однако, как выяснилось, история знакомства двух народов с чаем, а также судьба этого любимого всеми напитка осталась без внимания. разные со временем.
Во-вторых, мы изучили и сравнили характеристики традиционного потребления чая в Англии и Беларуси, а именно: значение потребления чая для британцев и россиян, значение, данное обоими народами, что обязательно должно быть на столе и почему, что есть традиционно угощают хозяевами своих гостей и т. д. Проанализировав изученный материал, можно сделать следующие выводы о сходстве и различии чайных традиций:
Сходство:
Ингредиенты чайной церемонии:
1. Выпечка: печенье, пироги и пирожные.
2. Сладости: сладости, сахар.
Для лучшего заваривания и медленного охлаждения в Англии используют крышку горячего чая, родственницу белорусской «чайной бабы» – «грелки» из плотного материала.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Первое документальное свидетельство о чае в Англии относится к 1658 году. К концу 1700-х годов чай В Англии стал более популярным. С 1702 года потребление чая становится массовым, так как королева Анна сделала заявление о том, что на завтрак она предпочитает пить чай. В 1717 году в Лондоне был открыт первый чайный магазин. В 1840 году герцогиня Брэдфордская положила начало новой традиции послеобеденного чаепития. Традиционный белорусский чай, который известен у древних славян, - сбор различных полевых и лесных трав. Традиционный час попал на белорусские земли через Польшу. После вхождения белорусских земель в состав Российской империи чай пришел на наши земли сибирским «чайным» путем. Долгое время главным «врагом» чая был кофе, но в XIX веке чай окончательно вытесняет кофе и становится самым популярным напитком у жителей белорусских земель.
2. В Англии чайная церемония – культура питания и поведения. Послеполуденный чай, чай на двоих, «большой чай» - все это очень важные общественные действа, часть английской истории и культуры. В холодную погоду чай рекомендуется сервировать около горящего камина, в теплую — в саду. Беседа - ключевая составляющая английской «чайной церемонии». В Беларуси без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают. В Беларуси чай пьют в среднем шесть-семь раз в день. Главное в белорусском чаепитии – это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Богатый стол также является символом знаменитого белорусского гостеприимства. Непременным атрибутом чайного стола является самовар. Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. На стол ставится сахарница с ложечкой.
1. Виногродский, Б. Путь чая / Б. Виноградский. – М.: Гермитаж-Пресс, 2004. –112 с.
2. Воробьева, О. Чай и без сахара сладок, если друг рядом / О. Воробьева // Пиво и напитки. – 2016. – № 3. – С. 58-59.
3. Воробьева, О. Где есть чай, там под елью рай / О. Воробьева // Пиво и напитки. – 2016. – № 6. – С. 67-68.
4. Земсков, П.А. Традиции чайной церемонии в Китае, Англии и России / П.А. Земсков, А.Н. Азарцева // Архонт. – 2019. – № 4. – С. 45-48.
5. Катарьян, Т.Г. Чай и его культура в СССР / Т.Г. Катрьян // Наука и жизнь. – 1978. – № 1. – С. 48-51.
6. Колесниченко, Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира / Л.В. Колесниченко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 92 с.
7. Корсун, В.Ф. Русский Иван-чай / В.Ф. Корсун, В.К. Викторов. – М.: Артес, 2013. –140 с.
8. Мазурик, В.П. Путь чая / В.П. Мазурик // Труды Объединенного научного центра проблем космического мышления. – 2009. – № 2. – С. 5-12.
9. Назукина, А.А. Чай и водка в русском быту второй половины XIX — начала ХХ века / А.А. Назукина, И.А. Соколов. – М.: Спутник+, 2008. – 88 с.
10. Носкова, В.Б. Философия чайной церемонии / В.Б. Носкова // Дискурс-Пи. – 2010. – № 2. – С. 68-72.
11. Окакура, К. Книга чая / К. Окакура. – Мн.: Харвест, 2002. – 96 с.
12. Павловская, А.В. Англия и англичане / А.В. Павловская. – М.: Издательство Московского университета, 2004. – 264 с.
13. Похлёбкин, В.В. Чай / В.В. Похлёбкин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 122 с.
14. Савельевских, А.В. Чай / А.В. Савельевских. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 214 с.
15. Сарангаева, Ж.Н. Символизация чая в калмыцком, русском и английском художественном дискурсе / Ж.Н. Сарангаева // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 59-62.
16. Семенов, В.М. Приглашение к чаю / В.М. Семенов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2002. – 239 с.
17. Симонян, Д.А. Традиции чаепития в Англии, Армении и в России / Д.А. Симонян // Старт в науке. – 2019. – № 6. – С. 11-14.
18. Соколов, И.А. Российская чайная сказка: от истоков до конца XIX века / И.А. Соколов // Кофе и чай в России. – 2013. – № 3. – С. 20-23.
19. Соколов, И.А. Чай и чайная торговля в России: 1790-1919 гг. / И.А. Соколов. – М.: Спутник+, 2012. – 493 с.
20. Терновая, Л.О. Войны в кофейном и чайном «Пространствах» / Л.О. Терновая // Государственная служба. – 2013. – №6. – С. 54-57.