Смысл и значение игры в культуре разных народов
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Смысл и значение игры в культуре разных народов»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Смысл и значение игры в культуре разных народов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Белорусские народные игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИГРА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
1.1 Обзор литературы по исследуемой проблеме
1.2 Игровые концепции культуры
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИГРЫ В КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ
2.1 Специфика игры в культуре китайского народа
2.2 Специфика игры в культуре белорусского народа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен игра как явление, форма человеческой культуры постоянно сопровождала человеческое существование. Являясь древнейшей формой человеческого познания, совокупностью духовных и материальных компонентов, проецирующих социальную сущность личности, игра иногда позволяет выйти из повседневной жизни, затем, реализовав прикладной характер, дает возможность войти в социум, приспособиться к нему. В настоящее время игра как фактор повседневной жизни все больше охватывает сферу человеческого существования: досуг, образовательную деятельность, искусство, спорт.
Игровые технологии широко используются для анализа и разрешения социальных конфликтов. В промышленном секторе популярны так называемые деловые игры. Экономическая статистика показывает, что в современных условиях на разработку компьютерных игр и организацию игровых развлечений тратятся огромные материальные ресурсы, и увлечение такими играми становится все более распространенным явлением.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что интерес к игре, как индивидуально, так и коллективно, является одной из извечных проблем философии, культурологии и других гуманитарных наук. Представители этих областей научного знания в зависимости от специфики изучения проблемы раскрывают ту или иную сторону, вычленяют определенные возможности игры, исходя из целей, задач, методов и парадигм своего научного формата. Поэтому на сегодняшний день существует большое количество различных, порой противоречащих друг другу, определений понятия «игра», фиксирующих различные подходы и направления исследований, выдвигаемых и досуговых и т. д.
ГЛАВА 1 ИГРА КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
1.1 Обзор литературы по исследуемой проблеме
Игра как особый вид деятельности человека, имеющий свободный, непринужденный характер и во многом определяющий духовную культуру эпохи, отличается сложностью и многозначностью. Изучение игры как деятельности началось в советскую эпоху, в 30-е годы 20 века.
В.Н. Всеволодский-Генгросс определил игру как разновидность общественной практики, состоящую «в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» [5].
В «Толковом словаре русского языка» игра рассматривается как действие по глаголу играть, совокупность определенных приемов и правил [23]. Анализ литературы показал, что развитие представлений об игре было связано с немецким педагогом и психологом Фридрихом Фребелем (1782–1852), который рассматривал игру как наилучший способ приобщения ребенка к созидательной деятельности. В 1837 году на основе разработанной им системы воспитания детей Фридрих Фребел открыл первое в Европе учреждение для детей младшего возраста. Большое место в нем отводилось играм с мячом, геометрическими фигурами, камешками, палочками и другими предметами [7].
Рассмотрев игры у высших животных и отождествив их с играми человека, идеолог социального дарвинизма Герберт Спенсер выявил свойственную им упражняющую функцию. В работе «Основные начала» он определил игру как «искусственное упражнение сил, которые вследствие недостатка для них естественного упражнения становятся столь готовыми для разряжения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей» [21].
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИГРЫ В КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ
2.1 Специфика игры в культуре китайского народа
Игра – это деятельность, целью которой служит она сама или получаемое в ее процессе удовольствие; осуществляемая по своим собственным правилам и не имеющая необратимых последствий (достигнутое одной стороной может не приниматься во внимание другой или быть оспорено). История игровой традиции берет начало в глубокой древности и прочно заняла свое место в культуре древнейших цивилизаций – таких, как шумерская, индийская, китайская и египетская. По мнению ученых историков, одной из древнейших игр считается простая игра с элементами азарта – бросание жребия, история которой берет свое начало еще с первобытных времен, когда древние шаманы использовали различные предметы такие, как кости животных и ветки деревьев с целью предсказать будущее [22].
Игры основаны на национальной специфике культуры, в рамках которой они были сформированы, что отражается в особенностях игровых моментов, инструментарии и правилах. В китайском языке иероглиф «си» «игра», является родовой морфемой для названия различных видов игр (рисунок 2.1) [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, феномен игры позволяет по-новому взглянуть на бытие человека и общества, изучить все явления социальной жизни как совокупности проявлений феномена игры, по-другому и более точно объяснить многие общественно-политические явления, выработать универсальные подходы к обоснованию социальных процессов и изменений.
Игра в современном мире – уже не та примитивная игра, особенности которой описывает Йохан Хейзинга в первых главах своего трактата Homo ludens – «Человек играющий». Но тем не менее эта более сложная форма игровой деятельности имеет право на существование. Игра изменяется во времени, и каждая эпоха диктует свои правила игры – это закономерный процесс.. В современном мире игровая концепция игры не утратила своего значения, а приобрела новые формы выражения и грани. Концепция игры, описанная Й. Хейзинга действительно, всеобъемлющая и вневременная. Игровая деятельность может претерпевать изменения, но она никуда не денется из жизни людей.
Таким образом, китайские традиционные игры весьма разнообразны. Многие из них зародились в глубокой древности, разошлись по всему Китаю и стали частью культуры на много веков. Некоторые из тех древних игр считаются прародителями современных видов спорта. Они были очень простыми в правилах, не требовали долгого объяснения, и главное - не нуждались в каком-то особом инвентаре, использовалось только то, что можно было найти на улице или не требовало особого мастерства в изготовлении. Поэтому в играх могли участвовать и дети из самых бедных семей.
Традиционные игры белорусского народа играют большую роль в культуре. Игры положительно влияют на воспитание и развитие каждого человека. Они являются формой развлечения, которая положительно влияет на социализацию, моральные, эмоциональные, физическое развитие и здоровье населения. А также с помощью народных игр осуществляется знакомство с национально-культурными традициями белорусского народа.
1. Беларуская культура ва ўмовах глабалiзацыi : у 2 т. / Коллект. автор, старшыня рэдкал. М. А. Мажэйка. - Мiнск : БДУКМ, 2011. - Т.1 .- 406 с.
2. Белорусские народные танцы, хороводы, гульни. / состав. В. С. Семеняков. - Мн., 1989.
3. Беляев Л.А. «Человек играющий» в эпоху постмодерна / Л.А. Беляева, О.Н. Новикова // Идеи и идеалы. 2018. № 3. Т. 2. С. 82–95.
4. Войтишек Е. Э. Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Монография / Новосиб. гос. ун-т. – 2009. – 236 с.
5. Всеволодский-Генгросс, В.Н. Игры народов СССР [Текст] / В.Н. Всеволодский-Генгросс. – Москва : ACADEMIA, 1933.
6. Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе ; пер. с нем. Д. Каравкиной, Вс. Розанова. – М. : Художественная литература, 1969. – 544 с.
7. Гузик, М.А. Игра как феномен культуры. Учебное пособие / М.А. Гузик// М.: Флинта, - 2012. – 268 с.
8. Гульні, ігрышчы, забавы / Ред.кал.: А.С. Федосик и др. - Мн.: Бел. наука, 2003. – 215 с.
9. Детские подвижные игры народов СССР : пособ. для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман ; под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
10. Жуков В. Ю. Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: СПбГАСУ, 2004. – 227 с.
11. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
12. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст] : учеб.пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с.
13. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 1998, с. 236
14. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.
15. Лыч, Л. М. Гiсторыя культуры Беларусi : [вучэбны дапаможнiк для вышэйшых i сярэднiх спецыяльных навучальных устаноу] / Л. М. Лыч, У. І. Навiцкi. - 3-е выд., дап. Мiнск : Современная школа, 2008. - 511 с.
16. Макулин А.В. Философия игры и игрорефлексика фантомного лидерства: автореф. дис. … канд. философ. наук: 212.191.02. Архангельск. 2007. 23 с.
17. Отечественные труды в области грамматологии китайской письменности второй половины XIX – первой половины XX вв. Готлиб О.М., Кремнёв Е.В., Шишмарёва Т.Е.В. П. Васильев, С. М. Георгиевский, Ю. В. Бунаков, И. М. Ошанин / Иркутск, 2014. – 356 с.
18. Патапенка, Н. Я. Гiсторыя культуры Беларусi : [дапаможнiк для навучальных устаноу, якiя забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай i прафесiйна-тэхнiчнай адукацыi] / Н. Я. Патапенка, А. В. Перапелкiна. - Мiнск : Издательство Гревцова, 2009. - 207 с.
19. Рягузова Л.Н. Образ-понятие «Средневековье» в эстетическом сознании XX века // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1(48). С. 55–57.
20. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система / Т. К. Солодухина. –М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. –2005. –No2. –С. 89-96
21. Спенсер, Г. Основные начала [Текст] / Г. Спенсер. – Санкт-Петербург : Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1897.
22. Тернер, В. Символ и ритуал [Текст] / В. Тернер. – Москва : Наука, 1983. – 277 с.
23. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. – Москва : Аделант, 2014.
24. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк ; пер. с нем. А. Гараджи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.Royallib.com.
25. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидер. Д.В. Селиверстова; коммент. Д.Э.Харитоновича. СПб., 2019. – 400 с.
26. Шебеко В.Н. Поиграем в упражнения: Творчество в двигат. деятельности детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак. - Мн. : Науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения, 1999. - 71 с.
27. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании / Ф. Шиллер // Шиллер Ф. Собрание сочинений : в 7 т. / Ф. Шиллер. – М. : Художественная литература, 1955–1957. – Т. 6 : Статьи по эстетике / перевод Э. Радлова. – 1957. – С. 251–358.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Белорусские народные игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты