Введение
1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
1.1 Сущность эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
1.2 Пути реализации эстетическое воспитание на уроках математики
1.3 Воспитательные возможности на уроках математики в начальных классах
2. Методические аспекты эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
2.2 Организация эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
2.3 Анализ результатов по формированию эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Введение
Математика – уникальный предмет, учит систематизации мышления, точности изложенного. Этот предмет научит детей кратко и точно излагать свои мысли, точно передавать описание предмета. Наша задача – обратить внимание на то, что математика как школьный предмет играет значительную роль в эстетическом воспитании ученика младших классов.
Математика, в отличие от большинства других дисциплин, преподаваемых в школе, имеет предметом изучения не непосредственно вещи, окружающий нас мир, а присущие им количественные отношения и пространственные формы.
Таким образом, в математике, как ни в какой другой науке, находит выражение важнейший критерий научной красоты – единство в разнообразии. Математика открывает человеку красоту внутренних связей, существующих в природе, и указывает на внутреннее единство мира.
Итак, математика – это не только самостоятельная наука о «математических структурах», но и язык других наук, единый универсальный, точный, простой и красивый язык. Советский математик С.Л. Соболев хорошо отзывался об этих качествах математики: «Есть одна наука, без которой невозможна другая. Это математика. Его концепции, определения и символы служат языком, на котором другие науки говорят, пишут и думают. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным природным явлениям. Он предсказывает и предсказывает дальнейшие события с большой точностью».
В процессе обучения математике есть широкие возможности показать детям, что эстетическое удовольствие приносит не только искусство, но и радость в обучении. В школьной математике открываются большие возможности для творческой мысли.
Что такое творчество и эстетика? Психология не дает однозначного ответа на этот вопрос. Практика показывает: если ученик проявляет большой интерес к математике, если он успешно, а зачастую и с удовольствием решает сложные математические задачи, то с большей уверенностью можно предположить, что у этого ученика не только математические способности, но и ясность в мышлении, порядке. в логике.
Иногда приходится видеть, что математику преподают как безымянную науку. Ученики изучают теоремы, формулы, законы, но не слышат ни слова об их авторах. Креативные учителя постоянно проводят аналогии с жизнью, знакомя с выдающимися математиками и историей математики. Учитель от урока к уроку должен показывать возможности использования эстетического фактора на уроках математики, раскрывать особенности эстетического в математике, интриговать учеников, привлекая их к предмету.
Объектом исследования является реализация задач эстетического воспитания младших школьников как компонента жизненной компетентности.
1.Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
1.1 Сущность эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах
Сфера эстетического воспитания широка. Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», происходящим от греческого слова «esthesis» – чувственный. Это слово как название определенной науки впервые ввел немецкий теоретик искусства Баумгартен. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С тех пор эстетика превратилась в целую отрасль научного знания. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувство, относящееся к чувственному восприятию) – это наука о самых общих законах эстетики, в том числе художественное, человеческое усвоение действительности [0]
История этой науки восходит к глубокой древности. Он возник в то время, когда самого слова «эстетика» еще не существовало, но уже в суждениях людей искусства, философов были высказывания и даже специальные трактаты, которые впоследствии превратились в эстетическую науку.
Эстетика пронизывает всю жизнь растущего человека, поэтому нельзя говорить отдельно о предметах эстетического и, например, математического цикла. Особенность каждой дисциплины должна учитывать ее эстетический аспект, а наука и практика убедительны.
К.Д. Ушинский говорил, что в любой науке в большей или меньшей степени присутствует эстетический аспект. Одно из требований эстетики: гармония, органичная связь всех элементов обучения. Урок, где все органично, целесообразно, эстетично, будь то урок музыки или математики. Каждый предмет способствует эстетическому воспитанию учащихся, и у каждого есть свои специфические функции. Математика обладает рядом исключительных особенностей, которые способствуют формированию эстетического сознания.
Математика отличается не только логикой, но и образностью, присущей искусству. А творческие задания открывают широкие возможности для творческой деятельности школьников.
Ребенок должен научиться понимать красоту научных открытий. И учитель должен пробудить чувство прекрасного. Условия, в которых проходят занятия, способствуют рождению эстетического чувства. Есть пословица: «Чистота – та же красота». Чистота со всеми ее эстетическими последствиями также необходима в классе математики, потому что преподавание математики немыслимо вне класса. Светлый, чистый, уютный кабинет значительно улучшает настроение учеников, настраивает их на учебу. Необходимая мебель, качественные столы, тумбы, портреты выдающихся математиков – все это создает атмосферу гармонии.
2. Методические аспекты эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах.
Весьма существенным компонентом педагогического процесса является эстетическое воспитание. Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивается. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства нередко переплетались. Поэтому исторические сведения представляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников.
Чтобы изучить более подробно, какова роль эстетического воспитания на уроках математики в начальной школе, было проведена опытно-экспериментальная работа в_____. В исследовании были задействованы дети 3 «» и 3 «» класса в количестве 22 человек. Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников.
Цель эксперимента – определить уровень сформированности эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах.
Задачи:
– провести диагностику уровня сформированности эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах;
– выявить динамику нравственной воспитанности школьников на основе сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ, методы обработки полученных данных.
Уровни отслеживались с помощью проведения тестирования «Роль эстетического воспитания на уроках математики».
Нами была использована анкета, которая дала возможность получить сведения о роли эстетического воспитания именно на уроках математики. (Приложение 1)
Анализ анкеты и проведенных бесед и методик, показали, что для большей части учеников эстетическое воспитание на уроках математики играет важную роль.
Заключение
Как элемент образования урок не перестает быть частью жизни ребенка. И характер жизни, протекающей на уроке, становится качеством визуального образа жизни, достойным человека, ведь на уроке каждый проживает эту часть своей жизни достойно – конечно, если организатор урока – профессионал. А процесс воспитания в классе – это сама жизнь ребенка, и его нужно проживать на уровне современной культуры.
В процессе формирования гармонично развитой личности важное место занимает эстетическое воспитание ребенка. Роль математики как учебного предмета в эстетическом воспитании школьников трудно переоценить, потенциал математики в этом плане огромен. Математика очень богата красивыми формулами, доказательствами, и вы можете указывать целые разделы, значение которых очень велико для эстетического воспитания.
По мнению П.П. Блонского, Л.С. Выготского, воспитание через красоту и через красоту является, с одной стороны, важным средством развития мотивации обучения, а с другой – источником формирования эмоциональной личности как одного из ведущих компонентов его эстетическая культура.
При обучении математике ученики могут и должны учиться: воспринимать, чувствовать красоту геометрических фигур, математических выражений, теоретических построений, оценивать математические построения, произведения математической культуры с присущих математике эстетических позиций (простота, порядок, симметрия, структура, последовательность. и т. д.), в простейших случаях применяют эти критерии для оценки объектов.
В процессе эстетического воспитания школьников на уроках математики мы много лет подряд использовали ряд задач, извлеченных из художественных произведений российских и зарубежных авторов. Эти задания были включены в урок не только для закрепления математических идей и понятий у детей, но и для развития в них чувства гармонии, повышения сообразительности как изначального качества человеческого мозга и необходимого условия творческого развития личности.
Я провела опрос. Он показал, что большинство детей в классе имели средний уровень эстетического образования. Анкетный опрос показал, что основная часть класса имеет смутные представления о «красивом» и недостаточную осведомленность о красоте в математике, о возможностях использования творческой деятельности на уроках математики. Но ученика при изучении данной дисциплины тянет к творческой самореализации, он старается развивать свою эстетическую сферу не только на уроках изобразительного искусства, музыки и труда.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всестороннего развитая, духовно богатая личность. Ощущение красоты природы, окружающих, вещей создает у ребенка особые эмоциональные и душевные состояния, вызывает непосредственный интерес к жизни, обостряет любопытство, развивает мышление, память, волю и другие мыслительные процессы.
1. Эстетическое воспитание на уроках математики в начальных классах / электронный ресурс https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00714044_0.html
2. Губанихина, Е. В. Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Электронный ресурс URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11701
3. Эстетическое воспитание на уроках математики (Составитель – Тышкова Наталья Владиславовна, учитель математики) Электронный ресурс URL: https://urok.1sept.ru/articles/314365
4. Эстетическое воспитание учащихся при обучении математике Электронный ресурс URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/jesteticheskoe-vospitanie-uchawihsja-pri-obuchenii-matematike-v-srednej-shkole.html
5. Воспитательные возможности урока математики Электронный ресурс URL: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/07/17/vospitatelnye-vozmozhnosti-uroka-matematiki
6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / Электронный ресурс https://interactive-plus.ru/e-articles/588/Action588-474573.pdf
7. Методические материалы о формировании эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах / Электронный ресурс https://vuzlit.ru/340085/metodicheskie_materialy_formirovanii_esteticheskogo_vospitaniya_urokah_matematiki_nachalnyh_klassah /
8. Губанихина Е.В. Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе // Образование: прошлое, настоящее и будущее: Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). – Краснодар: Новация, 2017
9. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
10. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика// Математика в школе. - 1982. - №2. – С. 40-43.
11. Волошинов А. В. Союз математики и эстетики// Математика в школе. – 2006. - №8. – С.65- 70.
12. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
13. Черник О.В. К вопросу об эстетическом потенциале
математики//Традиции гуманизации и гуманитаризации математического образования: тезисы докладов Международной конференции, посвященной памяти Г.В.Дорофеева – М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010.
14. Доклад на МО учителей математики "Эстетическая составляющая урока математики" Электронный ресурс / https://videouroki.net/razrabotki/doklad-na-mo-uchiteley-matematiki-esteticheskaya-sostavlyayushchaya-uroka-matematiki.html
15. Смирнова И. М. В мире многогранников: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1995