Использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках Изобразительное искусство в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках Изобразительное искусство в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках Изобразительное искусство в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задание. Штриховка.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Нетрадиционные техники рисования в руководстве рисованием в младшем школьном возрасте
1.2 Методические особенности развития творчества детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы
2.2 Система работы по использованию нетрадиционных техник получения изображения на уроках "изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения развития изобразительной деятельности у учеников с патологией речи имеет особое значение для педагогики. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что уроки изобразительного искусства имеют важное корректирующее и развивающее значение и в значительной степени служат цели исправления недостатков развития учащихся с патологией речи, а также способствуют овладению техническими визуальными навыками. Поэтому в системе обучения и воспитания учащихся с патологией речи школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, существенное место принадлежит художественным классам.
Большое корректирующее значение уроков изобразительного искусства подчеркивали О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и другие. Специалисты в данной области отмечают, что зрительная деятельность оказывает существенное развивающее влияние на интеллектуальную, сенсорную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащихся с патологией речи, воспитанию положительных навыков и привычек.
Корректирующее и развивающее воздействие изобразительной деятельности, направленной на исправление пороков развития, присущих ученикам с патологией речи, осуществляется через систематическое обучение и улучшение их правильного восприятия предметов и предметов. Восприятие – важнейший процесс в формировании и развитии зрительной деятельности. Поэтому в процессе обучения изобразительному искусству перед педагогом стоит задача развития восприятия формы, цвета, размера предметов, их положения в пространстве, на основе чего будут формироваться другие зрительные способности. Поэтому проблему решения проблемы коррекционно-развивающего курса преподавателями художественных классов для учащихся с патологией речи можно считать актуальной.
Объектом исследования является изобразительная деятельность учащихся.
Предмет исследования – использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках “Изобразительное искусство” в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования - описать использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках ”Изобразительное искусство” в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. охарактеризовать нетрадиционные техники рисования в руководстве рисованием в младшем школьном возрасте;
2. выделить методические особенности развития творчества детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник;
3. провести практическое исследование использования нетрадиционных техник получения изображения на уроках "изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
4. разработать систему работы по использованию нетрадиционных техник получения изображения на уроках "изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования: анализ и синтез
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Нетрадиционные техники рисования в руководстве рисованием в младшем школьном возрасте
В современных исследованиях и методических достижениях представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно пальцевая, кляксография). Они более простые для младших школьников и не требуют достаточно развитых технических навыков. Интересна тема детской работы, выявлены некоторые методы и приемы для укрепления детей творческие способности [4, 5, 6, 7].
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации (например, рисунок на стекле, рисование на ткани, рисунок мелом на бархатной бумаге и пр.).
Рисование в нестандартных техниках не утомляет школьников, они остаются чрезвычайно активными и работоспособными в течение времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные приемы рисования позволяют учителю индивидуально подходить к детям с учетом их пожеланий и интересов. Рисование в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.
Таким образом, использование нетрадиционных приемов рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции мыслительных процессов и личностной сферы детей.
Виды нетрадиционных техник рисования
1) Тычок жесткой полусухой кистью»
2) «Рисование пальчиками»
3) «Рисование ладошкой»
4) «Оттиск пробкой»
5) «Оттиск печатками из картофеля»
6) «Оттиск поролоном»
Возраст: от четырех лет.
7) «Оттиск пенопластом»
8) «Оттиск печатками из ластика»
9) «Оттиск смятой бумагой»
10) «Восковые мелки + акварель»
11) «Свеча + акварель»
12) «Печать по трафарету»
13) «Монотипия предметная»
14) «Кляксография обычная»
15) «Кляксография с трубочкой»
17) «Кляксография с ниточкой»
18) «Набрызг»
19) «Отпечатки листьев»
20) «Акварельные мелки»
21) «Тычкование»
22) «Черно-белый граттаж»
23) «Монотипия пейзажная»
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы
Цель диагностического исследования: выявить уровень развития изобразительных умений у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 10 человек.
Мы выделили следующие показатели развития изобразительных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
- эстетическое отношение к произведениям искусства;
- творческое воображение;
- практические умения и навыки при создании художественного образа.
Показатель «эстетическое отношение к произведениям искусства», характеризуется следующими критериями:
- художественно-эстетический опыт;
- эмоциональная отзывчивость на художественные образы;
- способность выражать свои впечатления от воспринятого произведения.
Показатель «творческое воображение», характеризуется следующими критериями:
- оригинальность;
- вариативность;
- умение переводить художественные образы на язык разных видов искусства.
Показатель «практические умения и навыки при создании художественного образа», характеризуется следующими критериями:
- знает и определяет средства выразительности разных видов искусства;
- способность использовать средства художественной выразительности для воплощения собственного замысла.
На основе выделенных показателей и критериев разработана характеристика уровней развития изобразительных умений у детей младшего школьного возраста с ТНР. Для оценки уровней развитости изобразительных умений была введена следующая шкала, соответствующая трем уровням развития изобразительных умений: высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в современных исследованиях и методических достижениях представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно пальцевая, кляксография). Они более простые для младших школьников и не требуют достаточно развитых технических навыков. Интересна тема детской работы, выявлены некоторые методы и приемы для укрепления детей творческие способности. Использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках "Изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи имеет важную роль для развития речи данной категории детей. Актуальность исследования состоит в том, что в данной работы были описаны теоретические особенности использования нетрадиционных техник получения изображения на уроках "Изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи, практическая значимость в том, что была разработана система работы по использованию нетрадиционных техник получения изображения на уроках "Изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Целью исследования было описать использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках ”Изобразительное искусство” в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В задачи исследования входили следующие:
1. охарактеризовать нетрадиционные техники рисования в руководстве рисованием в младшем школьном возрасте;
2. выделить методические особенности развития творчества детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник;
3. провести практическое исследование использования нетрадиционных техник получения изображения на уроках "изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
4. разработать систему работы по использованию нетрадиционных техник получения изображения на уроках "изобразительное искусство" в процессе обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В результаты исследования мы выявили, что многие виды нетрадиционного рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации (например, рисунок на стекле, рисование на ткани, рисунок мелом на бархатной бумаге и пр.). Рисование в нестандартных техниках не утомляет школьников, они остаются чрезвычайно активными и работоспособными в течение времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные приемы рисования позволяют учителю индивидуально подходить к детям с учетом их пожеланий и интересов. Рисование в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.
1. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : [в 3-х т.] : учеб. пособие для учеников вузов, обучающихся по спец. "Психология" / под ред.: И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – Т. 1. – С. 7-81.
2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.: 1980. – 84 c.
3. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Просвещение, 1972. - 284 с.
4. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 128 с.
5. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками / О.М. Сахарова. – Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
6. Никитина, А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» / А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2010 – 123 с.
7. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011 – 230 с.
8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – Москва: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006. – 255с. 2.
9. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва: Просвещение, 1985. – 255 с.
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009 – 45 с.
11. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа / И.А.Лысова.- Москва.2009 – 57 с.
12. Лозовая, В.И. Сущность и виды активности личности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи: Тезисы докладов /В.И. Лозовая. – Сумы, 2002.– 69 с.
13. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития: Дис. канд.психол.наук: 19.00.10. / Орлова Анжела Николаевна. М., 2000. – 244 с.
14. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов. – М., 1985.– 223 с.
15. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М . : Академия, 2002. - 160 с.
16. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 160 с.
17. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.
18. Шайдулина, Н. Г. Литературные викторины в логопедической работе с детьми с ОНР / Н. Г. Шайдулина // Логопед. – 2016. – № 3. – С. 35-39.
19. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задание. Штриховка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты