Учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательном процессе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательном процессе»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики психологических особенностей темперамента по методике Айзенка.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность и типы темперамента
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1 Описание хода эксперимента
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Учителю необходимы знания темперамента в воспитании и обучении, отражающие особенности врожденной организации нервной системы и влияющие на ход мыслительной деятельности человека. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системы, т.е. при наличии любого темперамента, возможно развитие и воспитание всех социально необходимых, положительных личностных и поведенческих характеристик; темперамент лишь придает этим чертам определенную уникальность. И. Ю. Павлов подчеркивал, что образ поведения человека определяется не только врожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые человек испытывает в течение своего индивидуального существования, то есть зависит от непрерывного образования или обучения.
Задача – найти оптимальные способы, формы и методы воспитания положительных качеств личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) учащегося. Образование и воспитание должны не изменять темперамент, а преодолевать недостатки определенного темперамента, развивать его положительные стороны с целью создания на основе этого темперамента ценных качеств личности. Зная темпераменты учеников, педагог должен организовать деятельность каждого ученика таким образом, чтобы отрицательные качества темперамента, влияющие на педагогическую работу и поведение ребенка, постепенно становились менее заметными.
Проблеме темперамента в психологической и физиологической литературе посвящены работы таких ученых, как Е. Кречмер, Г.С. Словно, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Я. Стреляу, Б.М. Теплов, А.Ф. Лазурецький, А.Н. Леонтьев, Д.Я. Райгородский и др. К этой категории работ можно отнести работы М. Бехтерева, И.М. Сеченова и П.К. Анохина.
Цель курсовой работы: изучить индивидуально-типологические особенности детей в воспитательном процессе.
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность и типы темперамента
Поведение человека зависит не только от условий жизни общества, но и от особенностей его естественной организации. Среди личностных характеристик, которые описывают стиль поведения человека, его деятельность и процесс общения, особое место принадлежит темпераменту. Человечество долгое время пыталось установить характерные особенности душевного склада разных людей, свести их к небольшому числу обобщенных портретов – типов темперамента, так как это дало бы возможность предсказать поведение людей разных типов в самых разных жизненных ситуациях. Психическая активность разных людей различна [11, с. 322]. У некоторых людей это происходит равномерно, плавно, они всегда спокойны, медлительны, скупы в движении, улыбаются. У других людей, наоборот, это больше прыжок. Этот тип людей более мобильный, живой, шумный, у них богатая и разнообразная мимика, движения суетливые, нетерпеливые. Природные (или иные врожденные) черты, устанавливающие динамическую сторону психической деятельности человека, являются свойством темперамента.
Под темпераментом следует понимать естественно обусловленные, индивидуально присущие психике свойства, которые определяют динамику психической деятельности человека. Темперамент характеризует человека главным образом по скорости и интенсивности всех психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых. Еще раз можно отметить, что темперамент устанавливает только динамические, а не содержательные стороны поведения [3, с. 212]. Темперамент не характеризует убеждения человека, его взгляды, интересы, не является показателем его большей или меньшей ценности для общества. Он не предопределяет черты характера, хотя между ними и свойствами темперамента существует тесная взаимосвязь, и не определяет степень развития общих и специальных способностей.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
2.1 Описание хода эксперимента
Целью данной курсовой работы является изучить психологические особенности темперамента в младшем школьном возрасте. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических особенностей, свойственных младшему школьнику.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 учащихся 1 класса.
Для проведения исследования использовалась следующая методика: методика Айзенка по определению типа темперамента (адаптированный для младших школьников).
Методика Айзенка. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма. Связь фаторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим отражаются в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, появления, прекращение и изменение. Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента – это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые устанавливают собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного промежутка времени, проявляясь вскоре после момента рождения. В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждый тип темперамента отличается друг от друга разной степенью выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивации обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; рефлексии; становления учебной деятельности и формирования «умения учиться», в частности, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становление самооценки и морального развития; межличностных отношений и общения. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии познавательных процессов и одновременно создает условия для личностного развития.
У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок - взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.
1. Аллахвердов, В.М. Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова. – М.: Проспект, 2004. – 752 с.
2. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2011. – 336 с.
3. Божович, Е.Д. Психология особенного развития личности подростка / Е.Д. Божович. – М.: Эксмо, 2009. – 341 с.
4. Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – №4. – С.109-113.
5. Грушева, О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2014. – №1. – С. 39-42.
6. Дружинина, В.Н. Психология, учебник для гуманистических ВУЗов / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7. Жемчугова, Н.А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н.А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». – 2009. – № 2. – С. 36-41.
8. Ивашкин, В. Психологическое изучение школьников / В. Ивашкин. – М.: Эксмо, 2010. – 536 с.
9. Клонингер, С. Теория личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с.
10. Корниенко, Д.С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д.С. Корниенко, А.В. Краснов // Психологические науки. – № 11. – 2012. – C. 35-44.
11. Корниенко, Н.А. Личность и индивидуальные различия / Н.А. Корниенко. – М.: НГТТУ, 2008. – 562 с.
12. Кривцова М.А. Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – №5. – С. 105-111.
13. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. – М.: РУДН, 2012. – 80 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт-М, 2011. – 464 с.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. Питер, 2010. – 592 с.
16. Мещеряков, В. Большой психологический словарь / В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Питер, 2014. – 672 с.
17. Мирошнеченко, В.В. Хрестоматия по психологии / В.В. Мирошнеченко. – М.: Просвещение, 2007. – 528 с.
18. Овчинников, Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимиров, К.В. Павлов. – СПб.: Сова, 2013. – 288 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
20. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 2012. – 185 с.
21. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М.: Прогресс, 2012. – 237 с.
22. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. – М.: Института Психотерапии, 2013. – 480 с.
23. Фролов, Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство, 2007. – 526 с.
24. Щадрикова, В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / В.Д. Щадрикова. – М.: Просвещение, 2009. – 388 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики психологических особенностей темперамента по методике Айзенка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты