Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Развитие речи и культура речевого общения детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Развитие речи и культура речевого общения детей дошкольного возраста
Организация: ДЦРР Вяселка, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сюжетно-ролевые игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПЕКСТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Понятие диалогической речи и особенности её становления у детей дошкольного возраста
1.2. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в теории и практике
1.3. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методика формирования связной диалогической речи воспитанников старшей группы средствами сюжетно-ролевой игры
2.3. Проверка результативности развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Важнейшую роль в развитии познавательных и вербальных способностей детей дошкольного возраста играет развитие диалогической речи. Н. В. Новотворцева рассматривает педагогический диалог «как цель и средство практического овладения языком». Развитие различных аспектов речи является необходимым условием развития диалогической речи.
В развитии речи дети дошкольного возраста определяются как «средство, с помощью которого происходит усвоение основ общения с точки зрения культурного наследия нации, и является средством постоянного пополнения словарного запаса, формирования грамотной когерентной монологической и диалогической беседы». Многие исследователи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн) отмечают, что при овладении речью ребенок переходит от части к целому: от слова к композиции из двух-трех слов, затем к простой фразе и далее к сложным предложениям. Конечным результатом является овладение связной речью, состоящей из нескольких расширенных предложений. Умение вести диалог со сверстниками и взрослыми – важнейшее направление коммуникативной деятельности – должно быть обучено. При этом обучение должно быть направлено на развитие исследовательской деятельности детей в области языка и речи, должно быть косвенным, а не прямым. Этому способствует ролевая игра, которая является средством развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
По мнению А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина, ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В развернутой форме это деятельность, во время которой дети принимают на себя роль взрослых, а в обобщенной форме в специально созданных игровых условиях отражают деятельность взрослых и взаимоотношения между ними. Многие педагоги считают, что эффективным методическим инструментом в развитии диалогической речи дошкольника является сюжетно-ролевая игра.
Исследование проблемы речевого развития детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как О. В. Александрова, И. Т. Борисова, Н.С. Жукова, С. И. Карпова, Е. В. Коротяева, Н. В. Новотворцева и др.
Изучением воздействия сюжетно-ролевой игры на личностное развитие детей дошкольного возраста занимались авторы Е. Н. Зворыгина, Р. А. Иванкова, Н. А. Короткова, В. Миленко, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин и др.
Каким именно образом сюжетно-ролевая игра влияет на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста вопрос является недостаточно изученным, по причине этого темой данной курсовой работы будет являться «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Понятие диалогической речи и особенности её становления у детей дошкольного возраста
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» мыслительных операций, эмоциональных состояний, средств самореализации и вхождения в общество. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов у детей и их общее развитие. Развитие мышления во многом зависит от развития речи, которая является основным средством общения между людьми, речь играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех стадиях его развития. Чем богаче и комфортнее речь для ребенка, чем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности, тем более значимыми и полными являются его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем более активным является его умственное развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что часто приводит к нарушению самосознания и самооценки ребенка, к отклонениям в развитии личности ребенка, что приводит к замкнутости, неуверенности, негативизму, мешает ему в полной мере развивать свои природные способности и интеллектуальные способности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи ребенка, ее правильности и чистоте, предотвращать и исправлять любые отклонения от общепринятых норм родного языка, что способствует ролевой игре [12, с. 72].
Речь имеет различные функции в жизни ребенка. Первичной и оригинальной является коммуникативная функция – цель речи – быть средством общения. Целью общения может быть, как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно освоены им. Именно формирование функций речи стимулирует ребенка к овладению языком, его фонетикой, словарным запасом, грамматической структурой, к овладению диалогической речью. Диалогическая речь выступает в качестве основной формы речевого общения, в глубине которой возникает связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарная репликация (повторение) в повседневной беседе и достигать высот философско-мировоззренческого разговора [11, с. 31].
Освоение диалогической речи является одной из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевое окружение, социальное окружение, благосостояние семьи, индивидуальные черты личности, познавательная активность ребенка и т.д.), которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании лингвистических средств, разрешенных в разговорной речи [3, с. 80].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1. Диагностика развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Целью опытно-экспериментального исследования является исследование процесса формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:
Первый этап (констатирующий): проведена диагностика уровня развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Второй этап (формирующий): апробирована методика формирования связной диалогической речи воспитанников старшей группы средствами сюжетно-ролевой игры.
Третий этап (контрольный): проведена повторная диагностика уровня развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с целью оценки эффективности предложенной методики.
Для комплексного изучения связной диалогической речи детей была использована методика изучения связной речи В. П. Глуховой [5]. В этой технике визуальный материал является основой для изучения связной речи. Также очень важно, чтобы внимание уделялось вопросам, которые взрослый задает ребенку. Это связано с тем, что ребенку необходимо дать толчок развитию воображения, дать возможность придумывать собственные истории, основанные на собственном опыте. Методика включает в себя следующий набор заданий:
Задание 1. Определение способности ребенка сделать полное утверждение на уровне фразы (с помощью действия, показанного на рисунке).
Дополнительный материал: серия рисунков со следующим содержанием:
• мальчик поливает цветы;
• девочка ловит бабочку;
• мальчик ловит рыбу;
• девочка на санках;
• девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задают вопрос – инструкция:
«Скажи мне, что здесь нарисовано?» При отсутствии фразового ответа задается повторный вспомогательный вопрос, который указывает на изображенное действие («Что делает мальчик или девочка?»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь обладает специфическими лингвистическими и психолого-педагогическими особенностями, характеризующимися особыми условиями функционирования. Диалогическая речь является лингвистической составляющей непосредственного общения и наряду с нелингвистическими компонентами обеспечивает реализацию коммуникативной функции речи, которая является основой всего вербального развития человека. Диалогическая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог основной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Освоение диалогической речи является одной из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного развития речи. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в развитии речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие диалогической речи на современном этапе дошкольного образования требует обновления содержания работы и внедрения новых средств и технологий работы с детьми с учетом состояния педагогической науки, возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Диалогическая речь должна быть последовательной, понятной и логичной, иначе она не может служить средством коммуникации. Дети дошкольного возраста овладевают диалогической речью под руководством взрослых. Формирование диалогической речи осуществляется во всех возрастных группах. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Игра играет особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, в частности, в развитии речи, поскольку именно игра обеспечивает прямое, мотивированное общение между ее участниками.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических навыков, чем выше уровень игрового творчества дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Сюжетно-ролевая игра – это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог – это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет.
Проведя констатирующий этап эксперимента было замечено, что имеются определенные трудности в овладении детьми старшего дошкольного возраста связной диалогической речью. Выполнения заданий давались с определенными трудностями связанные с лексико-грамматической стороной речи. У детей отсутствовала мотивационная сторона для выполнения данных заданий, не прослеживался интерес, делая ошибки, дети редко пытались исправить их. Наблюдалось влияние освоения связной речи на общее психологическое состояние. После проведения формирующего этапа эксперимента можно было наблюдать положительную картину. Систематично занимаясь с детьми старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр, наблюдался повышенный интерес, мотивация делать успехи и исправлять свои ошибки. Дети на фронтальных занятиях замечали ошибки друг друга и пытались объяснить, как нужно сказать правильно. Связность высказываний многих из детей была приближена к норме, это также указывает на положительную динамику развития у них связной диалогической речи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста имеет положительный результат и является важной для подготовки обучению в школе, но для полного подтвержедния ее эффективности необходимо еще больше времени для работы в данном направлении.
1. Амасович, Н. В. Дошкольная педагогика: методические рекомендации : в 3 ч. / Н. В. Амасович. – Витебск ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. – Ч. 1. – 42 с.
2. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: метод. Пособие / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-синтез, 2010. – 126 с.
3. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2015. – 152 с.
4. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – Минск Изд-во «Айрис-Пресс», 2010. – 128 с.
5. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учебн. пособие / В. П. Глухов. – М., 2015. – 276 с.
6. Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А. Л. Давидович. – Мозырь: Белый ветер, 2016. – 104 с.
7. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учебно-методическое пособие / Д. Н. Дубинина. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 38 с.
8. Залатая скарбонка. Хрэстаматыя для дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Аверсэв, 2018–2020. – 413 с.
9. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р. А. Иванкова / Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2014. – № 4. – С. 53-56.
10. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения / М. В. Былино, Ю. Н. Кислякова. – Минск : Народная асвета, 2013. – 60 с.
11. Коломинский, Я. Н. Игра в жизни дошкольника : пособие / Я. Н. Коломинский, Е. Н. Панько. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 48 с.
13. Короткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2013. – С. 201-202.
14. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры / Н. В. Краснощекова. – Минск Изд-во «Феникс», 2016. – 250 с.
16. Пятница, Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2014. – 67 с.
17. Старжинская, Н. С. Весёлые игры для развития речи: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / Н. С. Стражинская. – Минск: Аверсэв, 2017. – 60 с.
19. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 55 с.
20. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2019. – 433 с.
21. Эльконин, Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 2014. – 273 с.
22. Юрьева, Н. М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности. Ребенок как партнер в диалоге. – СПб. : Издательство «Мозаика- синтез», 2013. – 266 с.
23. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры» / Н. С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2011. – 108 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сюжетно-ролевые игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты