Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму
1.1 Понятие перфекционизм, его характеристика
1.2 Особенности формирования социально-психологической адаптации студентов
1.3 Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных перфекционизму
2 Программа практического занятия: «Что Вы знаете о перфекционизме?»
Заключение
Список использованных источников
Введение
В двадцать первом веке мы столкнулись с новыми переменами. Активно развивается наука и техника, создаются все новые и новые технологии. Все эти нововведения сильно изменили жизнь современного человека, облегчили ее, сделали мобильнее. Но, несмотря на все это, с каждым днем знания обновляются быстрым темпом и, на протяжении жизни, человеку приходится часто переучиваться, осваивать новые профессии, общаться с разнообразными людьми.
Актуальность работы обусловлена тем, что положение студенческой молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют большой социальный интерес прежде всего потому, что определяют будущее своей страны.
Практическая значимость. Современная система образования, сложившаяся к настоящему времени, явилась результатом реформ, носивших системный характер. Модернизация образовательного процесса включала в себя основную задачу - достижение высокого качества образования, его соответствие быстроменяющимся требованиям социально-экономического развития и интеграции в мировое образовательное пространство.
Проблему социально-психологической адаптации изучали такие ученые, как Н. В. Литвиненко, Т. Д. Молодцова, И. Р. Перережко, И. А. Фурманов, Т. Н. Вершинина и др.
Нестабильность и непредсказуемость современного этапа общественного развития делают изучение социально-психологической адаптации личности к социальной среде весьма актуальным вопросом.
Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева первыми в отечественной психологии занялись проблемой перфекционизма. По мнению этих ученых, современная социокультурная ситуация способствует развитию расстройств аффективного спектра личности, культивируя эмоциональную сдержанность и рациональность, навязчивое стремление к совершенству и идеалу. Своевременное выявление перфекционистской направленности личности студента может предупредить трудности в социально-психологической адаптации.
Цель: Раскрыть особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных перфекционизму.
Объект: социально-психологическая адаптация студентов.
Предмет: особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму.
Задачи:
1) раскрыть понятие перфекционизм
2) определить особенности формирования социально-психологической адаптации студентов
3) описать особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных перфекционизму
4) составить программу практического занятия: "Что Вы знаете о перфекционизме?"
Используемые методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
1 Теоретический анализ социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму
1.1 Понятие перфекционизм, его характеристика
Перфекционизм в психологии - это широкий стиль личности, характеризующийся стремлением человека к безупречности и совершенству, который сопровождается критической самооценкой и озабоченностью по поводу оценок других.
Лучше всего перфекционизм представить как многомерную и многослойную характеристику личности. Первоначально некоторые психологи полагали, что существует множество положительных и отрицательных аспектов. Перфекционизм побуждает людей быть озабоченными достижением недостижимых идеалов или нереалистичных целей, что часто приводит ко многим формам проблем адаптации, таким как депрессия, низкая самооценка, суицидальные мысли и наклонности, а также множество других психологических, физических проблем, а также проблем в отношениях и достижении результатов у детей, подростков и взрослых. Последние данные показывают, что тенденции к перфекционизму усиливаются среди последних поколений молодых людей.
Перфекционисты навязчиво и непрестанно стремятся к недостижимым целям и измеряют свою самооценку продуктивностью и достижениями. Давление на себя для достижения нереалистичных целей неизбежно приводит человека к разочарованию. Перфекционисты обычно жестко критикуют себя, когда не оправдывают своих ожиданий.
Н.Г. Гаранян [1], А.Б. Холмогорова [2], Т.Ю. Юдеева [3] первыми в отечественной психологии занялись проблемой перфекционизма. По мнению этих ученых, современная социокультурная ситуация способствует развитию расстройств аффективного спектра личности, культивируя эмоциональную сдержанность и рациональность, навязчивое стремление к совершенству и идеалу. Эти ученые провели ряд исследований, которые выявили тесную взаимосвязь между самосовершенством и депрессивными наклонностями. Результаты их научных разработок показали, что перфекционизм стал не только «болезнью культуры», но и «важной характеристикой человека нашего времени» [1, с. 74].
В работах других ученых продолжалось интенсивное изучение связи перфекционизма и психопатологии: депрессивные и тревожные расстройства личности, суицидный риск, расстройства пищевого поведения, нарциссизм и шизофрения.
Позже контекст обсуждения проблем перфекционизма был значительно расширен. Ученые стали рассматривать перфекционизм как черту одаренных детей. Также появились исследования, раскрывающие связь этого явления с враждебностью, агрессивностью, эмоциональным выгоранием, социально-психологическими установками, мотивацией, самооценкой, самоактуализацией, самоотношением и самооценкой.
2 Программа практического занятия: «Что Вы знаете о перфекционизме?»
Тема: «Что Вы знаете о перфекционизме?»
Занятие должно оказывать положительное влияние на формирование личностных предпосылок конструктивного проявления перфекционизма. Практическое занятие является эффективным способом формирования конструктивного проявления перфекционистских установок, которые закрепляются в жизнедеятельности человека.
Цель: формирование предпосылок конструктивного проявления перфекционизма.
Задачи:
1) сформировать базовые знания о перфекционизме
2) помочь раскрыться каждому члену группы и дать возможность лучше узнать других;
3) активизировать процессы самопознания и самоактуализации.
Тип занятия: практическое занятие с элементами тренинга.
Время проведения: 1,5 ч.
Материалы и оборудование: доска, ручки, фломастеры, бумага
Предлагаются правила поведения на занятии:
1. Активное участие;
2. Не существует правильных или неправильных ответов;
3. Анонимность и искренность в общении;
5. Правило «стоп»;
6. Нельзя давать оценку выступлению участников, в группе оцениваются только поведение и действия участников;
7. Уважение.
I Организационный момент (5 мин.)
Приветствие участников занятия.
II Вводная часть. (15 мин.)
Психологическая сущность перфекционизма столь парадоксальна, насыщена контрастными характеристиками, что нет ничего удивительного в весьма, на первый взгляд, противоречивых характеристиках этого явления в исследованиях ученых.
Перфекционизм (от англ. perfect — совершенный, безупречный) — стремление к совершенству, высокие запросы, в первую очередь, к самому себе; стремление, чтобы все было идеально, в лучшем виде.
Как вы понимаете что такое перфекционизм?
(ответы участников)
Какие примеры можете привести?
(ответы участников)
Хорошо это или плохо?
С одной стороны, перфекционизмом часто отличаются настоящие профессионалы своего дела. Показательный пример здесь — музыкант, который не может играть на инструменте, который даже чуть-чуть фальшивит. Мало того, такое вот стремление (часто граничащее для окружающих с элементарным житейским занудством) во многом и делает из человека настоящего мастера своего дела. Музыкант оттачивает свое мастерство, писатель выбрасывает в мусорную корзину очередную неудачную рукопись, чтобы в итоге выдать действительно стоящий продукт. Перфекционизм толкает людей постоянно развиваться, учиться, не стоять на месте.
Заключение
Психологические публикации отражают следующую трактовку перфекционизма: это результат завышенных стандартов деятельности, предъявляемых себе личностью, аномально стремящейся к совершенству. Эта интерпретация включает как позитивные аспекты перфекционизма (субъектную позицию перфекциониста и стимул к саморазвитию), так и негативное влияние феномена на психологическое благополучие носителя (нереалистичное целеполагание и склонность к психологическим расстройствам).
Установив тесную связь между процессами адаптации и социализации личности, психологами было введено понятие «социально-психологическая адаптация». Социально-психологическую адаптированность студента можно охарактеризовать как такое состояние его взаимоотношений с группой, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою учебно-профессиональной деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере соответствует тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа студентов, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Студенческий возраст является сенситивным для появления и проявления перфекционных тенденций у молодых людей. Можно отметить наличие затруднений в социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму. Наличие у перфекциониста установок долженствования в отношении себя и других конфронтирует с реальностью, противоречит объективно сложившимся условиям и закономерно приводит к дезадаптации личности. Поиск и разработка эффективных способов преодоления барьеров, препятствующих успешной адаптации студенческой молодежи, склонной к перфекционизму, позволит повысить психологическую устойчивость личности, ее готовность к реализации собственных возможностей.
Была разработана программа практического занятия: «Что Вы знаете о перфекционизме?» Целью занятия является положительное влияние на формирование личностных предпосылок конструктивного проявления перфекционизма. Психологический тренинг является эффективным способом формирования конструктивного проявления перфекционистских установок, которые закрепляются в жизнедеятельности человека.
1 Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74 — 83.
2 Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Евдокимова Я. Г. и др. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16—26
3 Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. – 187 c.
4 Южакова И.О. Перфекционизм: признаки и способы преодоления // Инновационная наука. – 2017. - №12. – С. 192-197
5 Кузнецова О.Н. Перфекционизм как феномен развития личности современного школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. № 4. С. 138-140.
6 Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-JI. – 2006. – 352 с.
7 Иванова, А.И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы / А.И. Иванова // Вестник университета. – 2014. – №4. С.255–268.
8 Анонова, С.И. / О социально-психологической адаптации обучающихся в ВУЗе / С.И. Анонова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2015. – № 15. – С. 43–48.
9 Каменева Г.Н. Социально-психологическая адаптация студентов высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — М.: РУДН, 2014. — С. 498—500
10 Султанова, И. В. Факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников // European research. – 2015. - №2. – С. 85-94
11 Налчаджян А. А. Социально-психическая сила адаптации личности (формы, механизмы и стратегии). -Ереван, 1988. - 264 с.
12 Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке/ В. А. Ясная, С. Н. Ениколопов // Психологическая диагностика. - 2009. - №1. - С. 101— 120
13 Жебрун Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму / Я.О. Жебрун // Вестник Бурятского университета. - 2010. - № 5. - С 36-38.
14 Лин, Г. Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2017. - №3. – С. 115-119
15 Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов; — М.: Изд-во «Совершенство», 1998 – 186 с.
16 Шепелева, Л. Программы социально-психологических тренингов / Л. Шепелева; – СПб.: Питер, 2006. – 160с.
17 Шевченко, М. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия «Сам себе психолог», СПб.: Питер, 2009. – 96с.
18 Вачков, И. В. Психология тренинговой работы. – М., 2010. – 241 с.
19 Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб., 2011. – 175 с.
20 18 программ тренингов : руководство для профессионалов / ред. В. А. Чикер. - СПб. : Речь, 2008. - 368 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты