ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД
1.1 ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД КАК СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА
1.3 ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.4 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ПАРТНЕРОВ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, которые указывают на кризисные явления в семье, которые затрагивают как брак, так и взаимоотношения между сиблингами, ребенком и родителями. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким уровнем жизни, трансформацией традиционной структуры семейных ролей и распределением ролей между супругами [10, с. 19].
Появляется все большее количество неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, нарушения общения, неудовлетворенная потребность партнеров в уважении, любви и признании – приводит к росту эмоциональных и личностных расстройств, напряженности, потере чувства любви и безопасности, нарушению развития и становления личности. Изменения демографической ситуации – снижение рождаемости и, как следствие, увеличение доли семей с одним ребенком – приводят к трудностям в личностном развитии и недостатку коммуникативной компетентности у детей, воспитывающихся в таких семьях [23, с. 231].
Период добрачного ухаживания является одним из наиболее психологически сложных этапов супружеской жизни. По причине этого значение добрачных отношений и их воздействия на процесс формирования будущей семьи остается одной из наиболее актуальных проблем, которые стоят перед современным обществом. Острота вопроса и его нерешенность является «тормозом» на пути дальнейшего совершенствования подготовки молодого поколения к будущей семейной жизни [18, с. 265].
Исследованием проблемы особенностей взаимоотношений мужчин и женщин в добрачный период занималось большое количество авторов по семейной психологии: Т.В. Андреева, С. Минухин, А.В. Черников, В. Сатир, Дж. Занкер, А.Я. Варга, Р. Ричардсон и др. Но по-прежнему актуальными остаются вопросы исследования любви и ее составляющих, а также супружеской совместимости партнеров, особенно как именно это протекает сейчас у современного поколения.
При исследовании супружеской пары (брачного союза), необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы. Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Добрачный период как стадия жизненного цикла семьи
Семейные отношения – это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологический и современный уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основы. Семейные отношения охватывают субъективное время человека, его личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции [11, с. 121].
Существует множество различных определений семьи. Так А. Варга выделяет понятие «семейная система, которая определяется ею как группа людей, связанная с общим местом жительства, совместной хозяйственной деятельностью и, главное, отношениями» [6, с. 113].
По мнению А.В. Черникова, «семья – самоорганизующаяся система, и в ней заложен источник системных преобразований».
По определению А.В. Мудрика, «семья – это небольшая группа, которая основывается на браке или кровном родстве, члены которой имеют связь с общностью жизни, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, она вырабатывает комплекс норм, санкций и моделей поведения, которые регулируют взаимодействие супругов, родителей и детей, детей между собой» [23, с. 186].
Молодые люди, которые только что вступили в брак, и супруги, которые проживают вместе на протяжении десятилетий, имеют разное отношение друг к другу и сталкиваются с разными проблемами и трудностями, которые не могут не влиять на семейную атмосферу.
Признание этих разнообразных отличий привело к необходимости определения основных этапов жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что каждый этап жизненного цикла характеризуется типичными проблемами развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и решению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социально-психологической помощи семье.
Цикл семейной жизни определяется объективными событиями (рождение, смерть) и происходит в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, которые касаются личности каждого члена семьи, радикально изменяют образ жизни последнего: систему потребностей и мотиваций личности, способы ее поведения и деятельности, социальное положение членов семьи и, как следствие, стиль общения и характер функционирования семьи в целом [21, с. 97].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ДОБРАЧНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является проанализировать особенности взаимоотношений мужчин и женщин в добрачный период. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап – формулировка цели, задач объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
Второй этап – определение баз исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария, организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала.
Четвертый этап – обработка и интерпретация полученных данных, формулирование выводов.
База исследования: жители города Минска.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 женщин и 20 мужчин, находящиеся в добрачных отношениях. Возраст испытуемых от 18 до 24 лет.
Доя проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова;
2. Методика «Треугольная шкала любви» Р. Стернберга.
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой [7]. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени соответствия семейных ценностей мужа и жены, а также от ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию той или иной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (отношения мужа и жены к активному выполнению партнерами семейных обязанностей) ролевым требованиям супругов (личной готовности каждого партнера выполнять семейные роли). Данный метод, разработанный А.Н. Волковой, является частью комплексной программы практической работы с супружеской парой. Метод «РОП» позволяет определить:
1. Идеи супругов о важности в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностях, профессиональных интересах каждого из супругов, бытовых услугах, моральной и эмоциональной поддержке, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе добрачных отношений создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, который позволяет более успешно и менее болезненно к ней приспосабливаться; лучше узнать друг друга и в то же время прояснить и проверить решение о возможности совместной семейной жизни; спроектировать семейную жизнь. Этот момент обычно не учитывается и не понимается будущими супругами. Большое количество психологов (Е.И. Артамонова, Г. Навайтис, О.А. Добрынина) справедливо указывают на необходимость обмена информацией между партнерами по таким вопросам, как ценности и жизненные планы; биографические подробности; концепция брака; ролевые ожидания и требования; репродуктивное отношение других людей.
Вопросы мотивации вступления в брак и выбора брачного партнера непосредственно связаны с отношением к семье, как индивидуума, так и общества. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Среди основных мотивов можно выделить следующие: взаимную любовь, обстоятельства, улучшение материального положения, традиции, безысходность, одиночество, подражание, амбиции, упрямство, безрассудство, обида, жалость, самоутверждение и т.д.
С точки зрения психологии любовь это сложное психическое явление, которое рассматривается не только как субъективное отношение одного человека к другому, но и через призму взаимоотношений двух людей. Период добрачных отношений характеризуется присутствием романтической любови. Романтическая любовь характеризуется как уникальное психологическое явление ранней юности, в котором впервые открывается онтологическая сторона любви как переживание и понимание ценности, необходимости, уникальности, неповторимости другого человека. Для женщин понимание романтической любви раскрывается как совокупность поступков и поведенческих установок, выражающих любовь, в сочетании с высоким уровнем доверия и близости. Основными критериями любви женщин называют взаимопонимание, заботу, верность, самоотдачу, ощущение взаимной необходимости любящих друг другу. Для мужчин более характерным оказалось описание любви через переживаемые эмоции и состояния: симпатия, влечение, чувство гармонии между любящими, эмоциональное притяжение.
1 Александрова, В. В. Книга молодой семье: Сборник / Сост. В. В. Александрова. – Л. : Лениздат, 2009. – 254 с.
2. Алешина, Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни / Ю. Е. Алешина. – М., 2005. – 250 с.
3. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М., 2004. – 175 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
5. Антонов, А. И. Социология семьи / А.И. Антонов, В. М. Медиков. – Издательство МГУ: Издательство международного университета бизнеса и управления, 2006. – 304 с.
6. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – М. : 2000. – 205 с.
7. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 342 с.
8. Браун, Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун. – СПб. : Серия «Золотой фонд психотерапии», 2011. – 352 с.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб., 2011. – 310 с.
10. Гаврилова, Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера – основа для развития гармоничных отношений в браке / Е. А. Гаврилова. – Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной психологии. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 17-22.
11. Гребенников, И. Ф. Основы семейной жизни / И. Ф. Гребенников. – М. : Просвещение, 2001. – 274 с.
12. Гурко, Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабильности / Т. А. Гурко. – М., 2003. – 200 с.
13. Дементьева, И. Ф. Первые годы брака / И. Ф. Дементьева. – М., 2001. – 201 с.
14. Добрынина, О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи / О. А. Добрынина. – М., 2003. – 228 с.
15. Зритнева, Е. И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот и спец. «Соц. работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
16. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М., 2008. – 465 с.
17. Коваль, Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптации: Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина. – Тамбов : Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2007. – 351с.
18. Кон, И. Мужчины в меняющемся мире / И. Кон. – М. : Время, 2009. – 496 с.
19. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина – М., 2009. – 394 с.
20. Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А. А. Кроник. – М., 2009. – 356 с.
21. Круглов, Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни / Б. С. Круглов. – М. : Вопросы психологии, 2006. – 158 с.
22. Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. – М.: Наука, 2009. – 264 с.
23. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М. : Независимая фирма «Класс», 2008. – 304 с.
24. Навайтис, Г. Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. – М., 2008. – 199 с.
25. Обозова, А. Н. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений) / А.Н. Обозова, В. И. Штильбанс. – Л. : Знание, 2004. – 32 с.
26. Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск, 2009. – 276 с.
27. Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. – М.: 2006. – 310 с.
28. Сысенко, В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В. А. Сысенко. – М., 2011. – 210 с.
29. Филиппова, Ю. В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое Общество», 2013. – 103 с.
30. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики – изд. 3-е, испр. И доп. / А. В. Черников. – М. : Независимая фирма «Класс», 2011. – 208 с.
31. Черняк, Е. М. Социология семьи: учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е. М. Черняк. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 240 с.
32. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие. 2-е изд. / Л. Б. Шнейдер – М. : Академический Проект, 2006. – 768 с.
33. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб., 2009. – 652 с.