Связь мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Связь мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп»
по дисциплине: «Психология»
2020
30 BYN
Связь мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание тренинга «Мотивация достижения успеха и эмоциональная устойчивость студента»
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения связи мотивационной сферы личности и эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп
1.1 Понятие мотивационной сферы личности
1.2 Подходы к эмоциональной устойчивости личности
1.3 Психологические особенности деятельности представителей различных профессиональных групп
Выводы по главе
Глава 2 Эмпирическое исследование связи мотивационной сферы личности и эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования связи мотивационной сферы личности и эмоциональной устойчивости у представителей различных профессиональных групп
2.3 Тренинговая программа по повышению мотивации достижения успеха у студентов – представителей различных профессиональных групп
Выводы по главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями со стороны современного общества к личности специалистов различных профессиональных групп. Продуктивная профессиональная деятельность предполагает высокие показатели качества производительности труда, позитивные социально-личностные характеристики, положительно направленные на социально значимые цели и личностное развитие специалиста. Недостаточный уровень сформированности необходимых личностных качеств и мотивации к выполнению профессиональных обязанностей способствует повышению напряжения, снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, повышает риск дезадаптации специалиста. Современные общественные реалии требуют от специалиста повышенных эмоциональных ресурсов. При этом ускоренный ритм жизни и предъявляемые требования приводят к тому, что психоэмоциональный уровень напряжения начинает возрастать, что отражается на продуктивности деятельности и эмоциональном состоянии специалиста.
Особая роль в становлении профессионала принадлежит его мотивации и эмоциональной устойчивости. Именно эти характеристики вносят большой вклад в достижение профессионализма представителей различных профессиональных групп. Профессионализм личности, будучи качественной характеристикой индивида, отражает высокую степень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, мотивационную сферу, направленные на прогрессивное развитие личности специалиста.
Изучением проблемы мотивации специалистов различных профессиональных групп занимались Л.В. Абдалина, Э.А. Родихина, И. Вачков, А.А. Реан, О.Б. Полякова и др.
Феномен эмоциональной устойчивости исследовали такие авторы как: М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.П. Крупник, Е.Н. Лебедева, Е.А. Антонова, А.А. Емельяненко и др.
Однако, проблема изучения связи мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп в современной психологии остается недостаточно разработанной. Кроме того, открытым остается вопрос о путях повышения мотивации достижения успеха и эмоциональной устойчивости у представителей различных профессиональных групп.
Цель исследования: разработать тренинговую программу по повышению мотивации достижения успеха и эмоциональной устойчивости у студентов – представителей различных профессиональных групп.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1 Понятие мотивационной сферы личности
В работах ряда отечественных авторов (Л.И. Божович, В.М. Мерлин, П.М. Якобсон) мотивационная сфера личности рассматривалась в качестве сложного структурного образования в виде конкретной иерархии побуждений, ядра личности. Ключевым компонентом мотивационной сферы и ведущей характеристикой личности, которая обусловливает вектор ее активности, психологи считали направленность личности. Под направленностью личности понимается сложное мотивационное образование, которое находит свое проявление в целях и мотивах поведения, потребностях, установках, интересах, пронизывая весь жизненный путь индивида [12, с. 154].
Согласно Б.Г. Ананьеву, мотивационная сфера личности является системой взаимосвязанных и взаимодействующих мотивов, которые имеют различную степень значимости, что определяет соподчиненность мотивов. Мотивационная сфера личности выстраивается на основе принципа иерархии, согласно которому низшие мотивы подчинены высшим мотивам [6, с. 112].
Мотивационная сфера личности включает совокупность мотивов, которые находятся в различных отношениях между собой. Это могут быть отношения иерархии, взаимного дополнения, конкуренции, выстраивания во временной перспективе. Д.А. Леонтьевым было введено понятие динамической смысловой системы как относительно устойчивой и автономной иерархически организованной системы, содержащей в себе ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое [17, с. 60].
С позиций Д.А. Леонтьева, личность образуется как результат нескольких динамических смысловых систем. Мотивационная сфера личности характеризуется «многовершинностью», борьбой между собой различных систем жизненных отношений. Борьба мотивов зачастую способствует или бездействию, или неупорядоченности действий. Отсюда следует, что благодаря работе по осознанию структуры собственных мотивов поведения возможен личностный рост [17, с. 64].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления связи мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 70 человек. Выборку исследования составили 2 группы: 35 студентов-психологов и 35 студентов-историков.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует связь мотивационной сферы личности с эмоциональной устойчивостью у представителей различных профессиональных групп.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан) [7].
Цель: диагностика двух мотивов личности – стремления к успеху и избегания неудачи. Тест имеет две формы – мужскую (форма А – 32 вопроса) и женскую (форма б – 30 вопросов). Испытуемому предлагается оценить ряд утверждений по 7-балльной шкале. Обработка данных осуществляется с помощью ключа методики. На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует (Приложение А).
2. Методика «Характеристика эмоциональности» (Е.П. Ильин) [19].
Цель: определение эмоциональной устойчивости личности. С помощью методики можно оценить различные характеристики эмоций: эмоциональная возбудимость, эмоциональная реактивность (т. е. интенсивность и длительность эмоциональных переживаний), а также эмоциональная устойчивость (т. е. влияние эмоций на эффективность деятельности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что мотивационная сфера личности рассматривается как сложное структурное образование, совокупность мотивационных образований, находящихся в различных отношениях, построенных по принципу иерархии, побуждающих к деятельности. Мотивационная сфера личности осуществляет функцию регуляции и смысловой детерминации развития личности, определение выбора целей и средств их достижения. Специфика мотивационной сферы личности заключается в своеобразии совокупности мотивов каждой личности, уникальности ее широты, гибкости и иерархизированности, неповторимом сочетании ее структурных компонентов – потребностей, мотивов, направленности, интересов, ценностей, убеждений.
Рассмотрены подходы к эмоциональной устойчивости личности. В современной психологии эмоциональная устойчивость рассматривается как личностное свойство, способствующее успешному осуществлению деятельности в напряженной обстановке. Эмоциональная устойчивость отражает степень волевого овладения личности собственными эмоциями, способность преодолевать состояние чрезмерного эмоционального возбуждения. Эмоциональная устойчивость является важнейшим качество личности специалиста, которое заключается в способности противооять неблагоприятным обстоятельствам, не снижая под их воздействием качества выполнения профессиональной обязанностей.
Определены особенности мотивационной сферы и эмоциональной устойчивости личности представителей различных профессиональных групп. Профессиональная деятельность представителей различных профессиональных групп имеет свою специфику. Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как: получение от этих людей обратной связи, высокая ответственность за результаты общения, определенная зависимость от партнера общения, необходимость понимания их индивидуальных особенностей. Профессия педагога носит акмеологический характер, связанный с гуманистическими ценностями. Профессия психолога носит помогающий характер. Эмоциональная устойчивость и внутренняя мотивации рассматривается как важнейшее профессиональное качество психолога, позволяющее успешно выполнять свои функции. Мотивация трудовой деятельности положительно влияет на стрессоустойчивость педагога в процессе их противодействия стрессу.
1. Абдалина, Л. В. Профессионализм личности педагога как психологическая проблема / Л. В. Абдалина // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 1. – С. 11-14.
2. Антонова, Е. А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности / Е. А. Антонова // Известия Саратовского ун-та. – 2011. – № 2. – С. 100–104.
3. Броздовская, Е. В. Влияние социальных и биологических факторов на темы старения педагогов / Е. В. Броздовская. Н. А. Литвинова, О. В. Браун // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 99-101.
4. Вачков, И. Структура профессионального самосознания учителя / И. Вачков// Школьный психолог. – 2000. – № 13. – С. 23-27.
5. Горская, Н. Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности / Н. Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. –№ 1. – С. 217-221.
6. Горчакова, Е. Б. Исследование мотивационной сферы личности с позиций системного подхода / Е. Б. Горчакова // Труды Дальневосточного гос. техн. ун-та. – 2003. – № 135. – С. 111-114.
7. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. 2002. – C. 98-102.
8. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Хэлтон, 1998. – 399 с.
9. Емельяненко, А. А. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности учебной деятельности курсантов военных вузов : гендерный аспект / А. А. Емельяненко // Вестник ТГУ. – 2012. – № 12 (116). – С. 128–132.
10. Журавлева, Е. А. Особенности мотивов профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования / Е. В. Журавлева // Конференция АСОУ: сборник научных трудов. – 2015. – № 1. – С. 2805-2812.
11. Зобнина, Л. Я. Исследование мотивации достижения / Л. Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. – 512 с.
13. Карпец, Л. А. Эмоциональная потребность / Л. А. Карпец // Научный альманах. – 2016. – № 2. – С. 166-170.
14. Ковалев, В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений / В. И. Ковалев // Психологический журнал. – 1984. – № 4. – С. 3-13.
15. Кочетков, И. Г. Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога на примере студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук / И. Г. Кочетков. – Ульяновск, 2006. – 18 с.
16. Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости / Е. П. Крупник, Е. Н. Лебедева // Психологический журнал. – 2000. – Том 21, № 6. – С. 12–23.
17. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 456 с.
18. Медведева, В. Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально-значимое качестве будущего конфликтолога структуре конфликтологической компетентности / В. Е. Медведева // Конфликтология. – 2015. – № 3. – С. 223–240.
19. Методика «Характеристика эмоциональности» // Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб., 2001. – С. 549-550.
20. Мирсаетова, А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А. А. Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56-59.
21. Нидзий, А. О. Психологическая устойчивость как интегративное качество специалиста экстремального профиля / А. О. Нидзий // Научное сообщество студентов XXI столетия. – Волгоград, 2015. – № 3 (30). – С. 4–10.
22. Поздеева, С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций / С. И. Поздеева // Научно-пед. обозрение. Pedagogical Review. – 2014. – № 2. – С. 54-58.
23. Полякова, О. Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. Б. Полякова. – М., 2000. – 23 с.
24. Пошехонова, В. А. Психологические элементы мотивационной сферы / В. А. Пошехонова // Армия и общество. – 2013. – № 2. – С. 24-27.
25. Реан, А. А. Психология достижения личности / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с
26. Родихина, Э. А. Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ / Э. А. Родихина, А. В. Прялухина // Психологические науки : теория и практика : материалы науч. конф. – М .: Буки-Веди, 2017. – С. 1-12.
27. Соловьева, В. А. Мотивационная сфера в исследованиях личности / В. А. Соловьева // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 59-63.
28. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 14 – 19.
29. Строкун, С. А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов / С. А. Строкун // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2014. – № 1. – С. 157-162.
30. Усольцева, И.В. Исследование динамической смысловой системы личности: автореф. дис. … канд. психол. наук / И. В. Усольцова. – М., 2006. – 19 с.
31. Фурманов, И. А. Общая психология / Под ред. Л.А. Вайнштейн, В. А. Поликарпова, И. А. Фурманова. – Минск : Современная школа, 2009. – 512 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание тренинга «Мотивация достижения успеха и эмоциональная устойчивость студента»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты