ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.2 ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одно из важных мест в жизни человека занимает сфера профессиональной деятельности, которой принадлежит особенная роль в социальном развитии личности человека, его образа жизни и типа поведения. Вместе с этим роль профессиональной деятельности имеет не только позитивный, но и иногда негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.
Вопрос влияния профессиональной деятельности на личность человека иногда появляется в фокусе интереса исследователей, но и в настоящее время остается актуальной и мало разработанной. Об этом говорили еще древние философы, но необычно часто этот вопрос обсуждался в конце 19 или начале 20 веков. В этот период в основном уже отсоединялись от философии все главные отрасли науки со своими объектами исследований, понятийными и терминологическими аппаратами, а также способами познания окружающей действительности.
В работах многих известных психологов довольно полно изучены психологические проблемы о взаимосвязи сферы деятельности и личности. Чуть в меньшей степени рассмотрены проблемы взаимосвязи некоторых, частных типов деятельности – учение, игры, познание, общение и труд в рамках конкретных профессий. Также существует ряд работ, посвященных проблеме влияния труда на свойства личности и масса конкретных исследований этой взаимосвязи в некоторых отраслях. В них выявлены бесчисленные важнейшие взаимосвязи между содержанием определенного труда и типическими характеристиками личности деятеля. Актуальность темы данной работы связана одновременно с тем, что на фоне огромного числа исследований, которые посвящены изучению профессиональной деформации личности, вопрос о различиях в проявлении этого феномена у специалистов различных профессий остается не достаточно исследованным.
Учитывая слабую разработанность вопроса данного вопроса и многообразие подходов к пониманию сущности «эмоционального выгорания», можно считать данную проблему достаточно актуальной. А учитывая особую важность повышения качества трудовой деятельности представителей профессии «человек-человек», актуальность данного вопроса приобретает особую значимость.
В числе ученых, в той другой степени, которые занимались или занимаются сейчас исследованием вопроса эмоционального выгорания личности и механизмов психологической защиты личности, можно назвать следующие имена: В.В. Бойко, Р.М. Грановская, А.А. Крылов, Е.С. Кузьмин, В.Е. Орел, Е.И. Рогов, Д.Г. Трунов и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие эмоциональное выгорание в психолого-педагогической литературе
Понятие «эмоционального выгорания» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время он широко используется в научных текстах и словарях психиатров, медиков и социальных психологов, звучит с телевизионных экранов и всплесков на страницах популярных изданий. Многие профессии, деятельность которых связана с общением, подвержены симптомам постепенной эмоциональной усталости и разрухи [12, с. 62].
Традиционно, как в научной литературе, так и в общественном сознании, акцент делается, прежде всего, на позитивные аспекты работы с людьми (врачи, учителя, социальные работники и т.д.). Очевидно, что именно работа с людьми, в силу ее высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально несет в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Впервые эта проблема была доведена до сведения американских специалистов (Х.Х. Фройденбергер, К. Кондо, Е. Махер). В связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники с профессиональным образованием или прошедшие специальную подготовку по психологии или социологии, дежурные работники регулярно контактировали с посетителями, которые приходили к ним со своими разнообразными и, как правило, весьма сложными проблемами. Зачастую их единственной обязанностью в таких случаях было оказание психологической помощи – выслушать, поддержать, если это возможно, дать совет. Несмотря на набор персонала и специальную подготовку, спустя некоторое время руководство служб часто сталкивалось с жалобами посетителей на безразличие, равнодушие и даже грубость персонала. Исследование привело к открытию своего рода профессионального стресса – «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами приводит к так называемому феномену «эмоционального выгорания» [23, с. 213].
Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром Х.Х. Фройденбергером в 1974 году для описания психологического состояния здоровых людей в интенсивном и тесном контакте с клиентами, пациентами, в эмоционально заряженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние истощения и истощения, связанное с ощущением бесполезности [31, с. 256].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИИ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель данной работы является провести исследование эмоционального выгорания и механизмов психологической защиты у представителей профессии «человек-человек». Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение эмоционального выгорания и механизмов психологической защиты у представителей профессии «человек-человек»;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ, формулирование выводов.
База исследования: ООО Либретик, магазин Соседи.
Выборка: в исследовании принятии участие 30 человек в возрасте от 22 до 47 лет.
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
– многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [8].
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов. Синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать, а именно учеников, клиентов, пациентов. Специфичность и уникальность синдрома выгорания заключается в связанности симптомов эмоционального истощения, деперсонализации (цинизма) и редукции личных достижений. Также к выгоранию относят целый ряд симптомов, проявляющихся в когнитивной, мотивационной сферах личности, в поведении и физическом состоянии; общим для этих симптомов является их дезадаптивность.
На развитие синдрома выгорания большое воздействие оказывают как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов. На развитие «эмоционального выгорания» влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального выгорания практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Личность человека, которая постоянно находится в потоке постоянных психических конфликтов, естественным образом создает целый комплекс защитных механизмов. Причиной их появления является чувство тревоги, источником которой выступает неспособность в процессе переживаний справиться со своими внутренними и внешними побуждениями. Таким образом тревога дает возможность личности приспосабливаться к грозящим условиям. Психологическая защита всегда формируется Я-инстанцией и направлена на нейтрализацию шокирующих и невыносимых мыслей, болезненных аффектов и инстинктивных устремлений. В этом смысле психологическую защиту можно понимать как самозащиту Я от опасностей со стороны инстинктивных тенденций. Основоположником классификации механизмов психологической защиты является З. Фрейд. З. Фрейд их классифицировали следующим образом: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание.
1 Абрамова, Г.С. Психология только для студентов / Г.С. Абрамова. –М.: ПЕР СЭ 2001. – 271 с.
2 Аминов, Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н.А. Аминов // Вопросы психологии. – 2003. – №8. – С. 31-39.
3 Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – №3 (9). – С.78-86.
4 Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: Синдром эмоционального выгорания / С.А.Баранов // Трудный пациент. – 2009. – №12. – С. 64-68.
5 Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» / М.В. Баробанова. – М.: Педагогика, 2005. – 527 с.
6 Богомаз, С.Л. Психологическая защиты личности: методология, механизмы, инструментарий / С.Л. Богомаз // Общественные и гуманитарные науки. Психология. – 2008. – №.7. – С.228-254
7 Богомолов, А.М. Структурно-динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: Дис. … канд. психол. наук. – Спб.: СпбГУ, 2005. – 24 с.
8 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие / В.В. Бойко. – М.: Наука, 2003. – 154 с.
9 Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С.А. Боровикова – М.: Просвещение, 2004. – 151 с.
10 Ветров, Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.01 / Ветров Роман Юрьевич. – Москва, 2012. – 358 с.
11 Водопьянова, Н.Е. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек-человек» / Н.Е. Водопьянова, Н.С. Ковальчук. – СПб.: СПБГУ, 2008. – 154 с.
12 Вышинская, Е.Г. проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. – 2006. – №5. – С.61-65
13 Демина, А.Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения / А.Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006. – 236 с.
14 Ильясов, А.А. Пути преодоления психологической защиты как неэффективного способа переживания студентов первокурсников: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб, 2001. – 187 с.
15 Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. –Питер, 2002. – 234 с.
16 Киршбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – 3-е изд. – Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 86 с.
17 Ковальчук, В.И. Психическое «выгорание» тренеров / В.И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 312-315.
18 Кружкова, О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 173 с.
19 Крылова, А.А. Психологические проблемы самореализации личности / А.А. Крылова. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 240 с.
20 Купер, К.Л. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / К.Л. Купер, Ф.Дж. Дэйв, М.П. О’Драйскол. // Пер. с англ. – Х.: Гуманитарный Центр, 2007. – 336 с.
21 Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – 132 с.
22 Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – 2008. – 210 с.
23 Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – М.: Класс, 2007. – 379 с.
24 Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы / А.А. Налчаджян // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003. – С. 395-481.
25 Пантилеев, С.Р. методика диагностики защитных механизмов личности / С.Р. Пантилеев // Вестник Московского университета. Серия 14. – 2009. – Вып. 1. – С. 67-79.
26 Плутчик, Р., Келлерман, Г., Конт, Х.Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты / Адаптация Л.Р. Гребенникова (Руководство по использованию). – М., 2006. – 18 с.
27 Петровский, А.В. Психологический словарь / Авт.-сост. А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2005. – 598 с.
28 Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Рогинская // Психологический журнал. –2002. – т.23. – №3. – С.85-95.
29 Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // «Медицинская газета» – 2005 – №43 – С. 180-195
30 Субботина, Л.Ю. Психологическая защита личности / Л.Ю. Субботина, М.В. Юркова.– Ярославль: Ярославский государственный университет, 2004. – 104 с.
31 Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя: учебное пособие / Т.В. Форманюк. – М.: Просвещение, 2004. – 356 с.
32 Фрейд, З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии / Зигмунд Фрейд, Йозеф Брейер. – М.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2005. – 464 c.
33 Чутко, Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С. Чутко – СПб.: Речь, 2009. – 114 с.
34 Янковская, Н.И. Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов / Н.И. Янковская // Народное образование. – 2009. – №8. – С.273-280.