Проблема идентичности личности связана с процессами структурно-смысловой перестройки самосознания, развивающимися, как правило, в подростковом возрасте. Человек, чей образ мира начинает формироваться, особенно чувствителен к кризисам в социальной структуре общества, основным угрожающим проявлением которого является распространение и размывание ценностей.
С другой стороны, современная социальная среда (включая образовательную среду), с ее многовариантным характером способов самоопределения и конкуренции, предъявляет новые требования к жизненному положению и деятельности человека. Такие субъективные характеристики, как поиск силы, личная выносливость, стремление к жизненным успехам и достижениям и постоянное саморазвитие, становятся популярными. Именно это обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.
Степень разработанности. Несмотря на многочисленное количество исследований, посвященных роли личностной идентичности в психологическом благополучии недостаточно полно изучены в психологической науке. В зарубежной психологии проблема личностной идентичности связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и феноменов, как «Я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др. Понятие «идентификация» впервые было введено З. Фрейдом. Дальнейшее исследование понятия «личностная идентичность в западноевропейской психологической науке связано с именами К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Дж. Тэрнера, Г. Тэджфела и др. В современной российской психологии проблема идентификации недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.)
Цель исследования: охарактеризовать роли личностной идентичности в психологическом благополучии студентов.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные Подходы к пониманию понятия «личностная идентичность» в психологии.
2. Выявить главные подходы к пониманию понятия «благополучие» в психологической науке.
3. Установить роль личностной идентичности в психологическом благополучии студентов.
Объектом исследования является личностная идентичность, а предметом – роль личностной идентичности в психологическом благополучии студентов.
1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИИ
Проблема идентичности играет важную роль в современных исследованиях и психотерапевтических дискуссиях. Однако большая часть академической работы посвящена проблемам социальной, этнической идентичности и формирования личности в подростковом возрасте. Развитие идентичности во взрослом возрасте до сих пор плохо изучено.
Согласно философскому подходу, идентичность – это то, что делает объект идентифицируемым и узнаваемым с точки зрения обладания качеств или характеристик, которые отличают этот объект от объектов различных типов [1].
С логической точки зрения идентичность неразрывно связана с понятием идентичности и включает в себя не только операции абстрагирования идентификации, но и абстрагирование неразличимости. Поэтому понятие идентичности можно интерпретировать как неотличимость объектов друг от друга по количеству (или комбинации) свойств. Связь между понятиями идентичности и тождества прослеживается еще во времена древней философии. В аристотелевской традиции понятие идентичности наделено более фундаментальным значением, чем понятие различия. В наше время Декарт интерпретирует эту точку зрения как материал, и позже эта идея находит свое развитие в трансцендентализме, особенно в «философии идентичности» Ф. Шеллинга. Ф. Шеллинг интерпретирует идентичность как тождественность или, вернее, независимость от структур «чистого» мышления, идеального «Я». Идентичность в этом случае представляется как данность, она очевидна для знающего субъекта. Для этой отрасли философии идентичность остается «проблемной» сферой. Обновление этого вопроса просто потребовало пересмотра «доминирующей идентичности», характерной для классической философии.
Х. Ортега и Гассет прокомментировали этот момент, подчеркнув, что немецкая трансцендентально-критическая философия представляет деятельность духа как фиксированную «неподвижность» [17].
Идеи в классической философии рассматриваются как телесные реальности, а эти реальности – как личности.
В неклассической философии проблемы идентичности представлены в работах М. Хайдеггера. Индивидуальность в его философии интерпретируется как универсальность бытия. Всякое сущее у М. Хайдеггера, тождественно самому себе. В то же время каждое сущее идентично каждому другому сущему. Этот подход исключает не только различие как иное бытие, но и изменение.
Подобные идеи в понимании идентичности можно найти у Э. Гуссерля. По его словам, через трансцендентное сокращение можно переключиться на самоидентификационное («чистое») сознание как таковое. В психологической традиции эти положения формулируются в представлении идентичности как внутренней сущности, ядра личности, тесно связанной с ценностно-смысловой системой [11].
2 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ «БЛАГОПОЛУЧИЕ» В ПСИХОЛОГИИ
Долгое время термин «благополучие» находился в центре внимания исследователей. С одной стороны, интерес объясняется управленческими и идеологическими мотивами.
Термин «благополучие» используется в том или ином смысле философами и социологами, психологами и социальными работниками, экономистами и экологами. Стоит отметить, что это понятие давно включено в обыденный лексикон во всем мире.
В научной литературе анализ понятия «благополучие» преимущественно основан на толковании слова «благо».
Введение этого термина в основу философского анализа принадлежит Платону. Для него «благо» – это основной принцип, вокруг которого строится вся система понятий; это высшая цель знания. Выгода больше, чем удовлетворение и польза, это руководство к деятельности ума, начало и цели этой деятельности. В диалоге «Филеб» Платон цитирует Сократа и утверждает, что благословение всего живого – это радость, удовольствие, и все остальное, что принадлежит этому виду, но мы оспариваем это, полагая, что благословение не это, но, конечно, мышление, память и то, что близко к этому: правильное мышление и истинное суждение.
Платон вводит понятие « предел – это мера добра» в своем анализе и полагает, что все, что связано с мерой, умеренностью и своевременностью, в соответствии с прекрасным, совершенным, разумом и пониманием, может быть добавлено к преимуществам. Преимущества также включают знания.
Аристотель, развивая учение о добре, указывает на то, что добро является целью всех проявлений и движений, это противоположность зла. Аристотель утверждает, что добро сокрытие в деятельности души в соответствии с добродетелью и тому подобным единство это счастье, счастье действует как цель человеческой жизни.
Работы древнегреческих мыслителей закладывают основу для понимания благополучия в следующей философско-психологической традиции.
Теоретическая основа для понимания феномена психологического благополучия заложена в исследовании Н. Брэдберна, согласно которому для описания этого феномена необходимо оперировать понятиями, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективное чувство полного удовлетворения или недовольство жизнью. Взгляды Брэдберна на природу и структуру личного благополучия широко признаны в научном сообществе, и его разработанная методика воздействия баланса использовалась в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия. Брэдберн изучил связи, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Была обнаружена значительная корреляция между уровнем психологического благополучия и уровнем материального дохода. Исследование ясно показывает, что люди с более высоким доходом часто имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между положительным эффектом и доходом. В то же время отсутствие обратной связи по шкале негативных аффектов указывает на то, что «деньги могут усиливать чувство радости, но не могут уменьшать чувство горя».
3 РОЛЬ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ СТУДЕНТОВ
Исследователь Н.Л. Иванова выделяет основные функции идентичности : 1) ориентации (поиск своего места в мире); отвечая на вопросы: «Какой мир вокруг меня?», «Где я нахожусь в этом мире?»; 2) структурные (различие между «я» и «не-я», поддержание безопасности, соотношение детерминизма и неопределенности), ответы на вопросы: «Кто я?», «Кто мой, кто иностранец?»; 3) целевая (постановка целей, управление воздействием на личность путем регулирования мотивации, ценностей, поведенческих реакций, построение модели поведения, адаптация к новым условиям); отвечая на вопросы: «Что и как мне делать?», «Какой выбор я должен сделать?» 4) Экзистенциальная (самопонимание, самосохранение; ответы на вопросы: «Что означает членство в группе?», «Какова моя природа?» [8].
Основная функция идентичности заключается в обеспечении адаптации к новым социальным условиям, сохраняя при этом безопасность и целостность личности [9].
Также, идентичность рассматривается в связи с процессом адаптации человека. Термин «личностная идентичность» относится к механизму, функционирование которого основано на существовании эмоциональной связи между человеком и другими людьми, прежде всего родителями, что приводит к ассимиляции, чаще всего бессознательной, этих значимых других. Ориентация на другого человека как на модель значительно повышает показатели социального обучения и социальной адаптации. Идентичность не дана человеку от рождения, она, скорее, задана, ее развитие поддается обсуждению не в терминах «формирования», а терминах «достижения» и «становления». С другой стороны, отождествление с другим без сохранения определенного расстояния означало бы растворение в другом, потерять одно «я». Напротив, гипертрофия «отчуждения» означает неспособность к эмоциональной близости и сочувствию[16].
Поддержание идентичности предполагает поддержание эмоционального резонанса с другими людьми с относительной тесностью их личных границ; в противном случае человек становится своего рода инструментом для служения другим или для украшения на фоне жизненных событий других людей, и он отказывается осознать свой жизненный путь. В определенные периоды жизни частичная идентификация с «значимыми другими» необходима для успешной интеграции в социальные процессы, но растворение себя в этих других разрушает идентичность, формируя предпосылки для психических расстройств [10].
Изучение идентичности - ее содержание, функции, механизм формирования - проводится философами, психологами, социологами, антропологами и политологами [4].
В современной психологии, идентичность также рассматривается как фактор социальной адаптации. Идентичность является показателем зрелой личности, происхождение которой скрыто на ранних стадиях онтогенеза. Обоснование концепции идентичности как ключевого фактора социальной адаптации принадлежит Эрику Эриксону, который определяет концепцию идентичности как чувство органической принадлежности индивида к его или ее историческому возрасту и тип межличностного взаимодействия, характеризующий эту эпоху. Таким образом, идентичность индивида подразумевает гармонию его внутренних идей, образов, ценностей и действий с социально-психологическим образом доминирующего индивида в данный исторический период, а также принятие им социального существа как своего собственного [7,36].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В определении понятия «личностная идентичность» наблюдаются различия, которые обусловлены спецификой научных дисциплин. С точки зрения логики, идентичность неразрывно связана с понятием тождества и предполагает не только операции абстракции отождествления, но и абстракции неразличимости (Р. Декарт, Ф. Шеллинг, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В философии – телесные реальности, всеобщность бытия (М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, М. Шелер, Ю. Хабермас и др.). В психологической науке под понятием «личностная идентичность» большинством исследователей (К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Х. Хартманн, Жд. Марсиа и др.) понимается единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и жизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.
2. Изучение понятия «благополучие» началось во времена Античности и связано с деятельностью Платона и Аристотеля. Согласно Платону, благополучие – «благо», которое является основным принципом, вокруг которого строится вся система понятий, это высшая цель познания. Аристотель утверждал, что благо заключается в деятельности души сообразно добродетели, и подобная деятельность является счастьем. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна (благополучие – баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного). В современной психологической науке изучение понятия «благополучие» ведется в двух направлениях: гедонистическое (удовлетворённости – неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции (Н. Брэдбёрн, Э. Динер и др.) и эвдемонистическое (личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия) (А. Вотермен, А.А. Кроник, и др.). Кроме этого существует ряд теорий и направлений: теория самодетерминации Р. Райана и Э. Диси (личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими), понимание феномена «психологического благополучии» на основе психофизиологической сохранности функций (связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием), понимание феномена «психологического благополучия», как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанного с базовыми человеческими ценностями и потребностями ( П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой) и др.
3. Личностная идентичность, рассматривается в связи с процессом адаптации личности и является фактором социальной адаптации личности. Именно от того, на сколько успешно происходит адаптация личности и зависит его благополучие, то мы можем сделать вывод, что личностная идентичность является ключевым фактором в достижении психологического благополучия.
1. Абушенко, В.Л. Идентичность [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь. – Режим доступа: http://opredelenie1.ru/ noveyshiy-filosofskiy-slovar/i/identity/.
2. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 131-143.
3. Апполонов, А.В. Иоанн Дунс Скот и его философская теология [Электронный ресурс] // Блаженный Иоанн Дунс Скотт. Трактат о первоначале. – Режим доступа: http:// www.agnuz.info/tl_files/library/books/int ro/.
4. Буханцова, А.В. Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества / А.В. Буханцова, С.В. Кущенко // Идеи и идеалы. – 2015. – № 2. – С. 112-117.
5. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым / Дж. Бьюдженталь. – М.: Класс, 1998. – 336 с.
6. Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №3. – С. 142-147.
7. Дудченко, О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О.Н. Дудченко, А.В. Мытиль // Социологические исследования. – 1995. – № 6. – С. 110-119.
8. Иванова, Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. … док. психол. наук: 19.00.05 / Н.Л. Иванова. – Ярославль, 2003. – 409 с.
9. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования / Н.Л. Иванова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2001. – 228 с.
10. Идобаева, О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого- педагогический аспекты / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №351. – С. 128-134.
11. Кузнецова, Е.С. Психологическое благополучие: теоретические подходы [Электронный ресурс] // Психологическая газета. – Режим доступа: https://psy.su/feed/6510
12. Малер, М. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – № 2. – С. 57-65.
13. Мелибруда, Е. Я – Ты – Мы / Е. Мелибруда. – М.: Прогресс, 1986. – 256 с.
14. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов; под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1989. – 480 с.
15. Овчинникова, Ю.Г. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности / Ю.Г. Овчинникова, П.Б. Селюгина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – №1. – С. 153-161.
16. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 930 с.
17. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. – 408 с.
18. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 135–142.
19. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
20. Психология: учеб. пособие; под ред. Л.А. Петровской. – М: Смысл, 1991. – 524 с.
21. Скрипкина, Т.П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
22. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. –2001. – № 4. – С. 105-114.
23. Соколова, Е.Т. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности / Е.Т. Соколова, Н.С. Бурлакова, Ф. Лэонтиу // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 3-17.
24. Соловьева, С.Л. Идентичность как ресурс выживания / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. – 2018. – №1. – С. 5-12.
25. Стайн, М. Трансформация. Проявление самости / М. Стайн. – М.: Когито-Центр, 2007. – 221 с.
26. Султаниязова, Н.Ж. Соотношение характеристик этнической идентичности и субъективного благополучия русских и казахов / Н.Ж. Султаниязова // Известия Саратовского университета. – 2019. – Т. 8. – С. 52-62.
27. Труфанова, Е.О. Идентичность и Я / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. – 2008. – № 6. – С. 95-105.
28. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 200 с.
29. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М.: Педагогика, 1990. – 133 с.
30. Хабермас, Ю. Модерн – незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1992. – № 4. – С. 44-49.
31. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации / Х. Хартманн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 с.
32. Чеснокова, И.И. О тенденции исследований состояний личности в советской психологии / И.И. Чеснокова // Психология личности и образ жизни. – 1987. –
33. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия / Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. – 2014. – Т. 14. – С. 80-85.
34. Шевеленкова Т. Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. –С. 95-121.
35. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Летний сад, 2000. – 415 с.
36. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 340 с.
37. Юнг, К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К.Г. Юнг. – М.: Харвест, 2003. – 353 с.