Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы речевого развития ребенка и типа семейного воспитания
1.1 Семейное воспитание: подходы к изучению
1.2 Семья как фактор личностного развития ребенка
1.3 Психологические условия речевого развития дошкольника
Глава 2 Эмпирическое исследование речевого развития ребенка и типа семейного воспитания
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты диагностики речевого развития и типа семейного воспитания
2.3 Анализ взаимосвязей типа семейного воспитания и речевого развития ребенка дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, так как именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка. Семья как микромодель общества определенным образом воздействует на развитие личностных черт ребенка.
Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей. Семья является фактором развития речи у детей. Несовершенство речевого развития детей осложняет процесс свободного общения, существенно затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, особенности формирования его характера, эмоций и личности в целом.
Проблемы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто находится в фокусе внимания специалистов разного профиля, но, тем не менее, остаются мало изученными.
Изучением проблемы семейного воспитания занимались такие ученые как Дж. Боулби, И.М. Марковская, Е.И. Николаева, Р.В. Овчарова, А.В. Орлова, Н.К. Радина, Л.В. Романенко, Ю.В. Садовская, Н.Ю. Синягина, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Исследованием условий речевого развития дошкольников занимались М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Л.С. Русанова, О.С. Ушакова и др.
Однако, проблема изучения взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития ребенка дошкольного возраста в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь типа семейного воспитания и речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к изучению семейного воспитания.
2. Охарактеризовать семью как фактор личностного развития ребенка.
3. Определить психологические условия речевого развития дошкольника.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Семейное воспитание: подходы к изучению
Семейное воспитание рассматривается в психологии как систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи. Оно включает систему методов, способов и приемов общения и взаимодействия родителей и детей.
Семейное воспитание реализуется через определенный стиль. В современной психологии под стилем семейного воспитания понимается целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком [15, с. 82].
Существуют различные классификации стилей семейного воспитания. В отечественной психологии традиционно выделяются три стиля родительского воспитания:
– авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми, основными его характеристиками являются: строгость, требовательность. Главными средствами являются угрозы и принуждение. Такой стиль приводит к внутреннему сопротивлению, который проявляется в лживости, чрезмерной грубости. Родительские требования у детей вызывают или протест и агрессивность, или пассивность;
– либеральный стиль, который предполагает терпимость в отношениях с детьми, вседозволенность. Источник такого стиля, как правило, – это чрезмерная родительская любовь. Дети в таких семьях вырастают недисциплинированными и безответственными, эгоистичными;
– демократический стиль, отличительной особенностью которого является гибкость. Родители прислушиваются к мнению ребенка, уважают его позицию, развивают самостоятельность суждений. В такой семье дети лучше понимают родителей, вырастают инициативными, послушными, ответственными [8, с. 115].
Ряд исследователей выделяет безразличный или индифферентный стиль семейного воспитания (А.В. Орлова, Р.В. Овчарова). Для родителей, использующих такой стиль родительского воспитания, проблемы воспитания не являются первостепенными. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений и правил, часто практически безразличны к ним, закрыты для общения, не оказывают ему должную поддержку [15; 16].
В работах современных исследователей (В.П. Волчок, А.В. Орлова) также рассматриваются хаотический и опекающий стили семейного воспитания. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) заключается в отсутствии единого подхода к воспитанию, когда отсутствуют ярко выраженные, определенные, конкретные требования к ребенку или отмечаются противоречия в выборе воспитательных методов между родителями. При этом, основная потребность личности ребенка – в стабильности окружающего мира, наличии конкретных ориентиров в поведении и оценках, не удовлетворяется [6; 16].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад» п. Свислочь». В исследовании приняли участие 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, а также их родителей. Выборку исследования составили учащиеся с разной сиблинговой позицией – 15 младших детей и 15 старших детей.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Наблюдение за свободным общением детей» В.И. Яшиной [1].
Цель: изучение уровня коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением.
В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться.
Средний уровень (2 балла). Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще, по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированы основные подходы к изучению семейного воспитания. Стиль семейного воспитания представляет собой устойчивый паттерн поведения родителей, основанный на комбинации индивидуальных параметров (личностные свойства, ожидания и представления, способы реализации воспитательных воздействий) и проявляющийся в определенной форме взаимодействия с ребенком. В современной отечественной литературе классификации стилей семейного воспитания строятся по следующим критериям: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к ребенку, степень контроля и поддержки, последовательность в воспитательном воздействии, эмоциональное принятие и непринятие. Традиционно принято выделять демократический, авторитарный, либеральный и индифферентный стили семейного воспитания.
Охарактеризована семья как фактор личностного развития ребенка. Именно в ней ребенок приобретает качества личности и модели поведения. Для ребенка семья является первой разновозрастной социальной группой, в которой он учится общаться с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания. Основное условие полноценного развития ребенка заключается в соответствующем его потребностям общении со взрослыми. Важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания. Формирование тех или иных личностных качеств в детстве зависит от семейного воспитания.
Определены психологические условия речевого развития дошкольника. Основными психологическими условиями речевого развития дошкольника являются: особенности речевой среды, социальное окружение, семейное благополучие, индивидуальные особенности, познавательная активность ребенка. Важным условием успешного развития речи ребенка является эмоциональное общение матери с ребенком с момента рождения и создание речевых ситуаций с другими детьми. Одним из условий успешного развития детской речи выступает гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов, которое определяется активностью как младшего, так и старшего ребенка. Сиблинговое общение, адекватное потребностям и возможностям детей, создает для младшего ребенка условия естественной востребованности речи и стимулирует развитие его языковых возможностей. Уровень речевого развития у детей, имеющих брата или сестру, значимо выше, чем у детей, не имеющих сиблингов.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Багандова, Г.Х. Особенности развития каузальных атрибуций достижений подростков-сирот / Г.Х. Багандова, М.М. Далгатов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2010. – № 3. – С. 60-66.
3. Байкулова, А.Н. Речевое общение в семье: автореф. дис. ... канд. фил. наук / А.Н. Байкулова. – Саратов, 2006. – 24 с.
4. Белогай, К Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К.Н. Белогай, Н.А. Сонина // Л.И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. – М., 2008. – С. 36-42.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 563 с.
6. Волчок, В.П. Теоретические подходы в изучении взаимодействия родителей с детьми / В.П. Волчок // Вестник ВГУ. – № 2. – С. 60–64.
7. Ковалева, М.Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития / М.Н. Ковалева // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ 2004. – С. 20-27.
8. Коробкова, В.В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 9. – С. 87-92.
9. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
10. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. –156 с.
11. Лоуэн, А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. – М.: АСТ, 1998. – 428 с.
12. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
13. Николаева? Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
14. Николаева, Е.И. Психология семьи / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2013. – 336 с.
15. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
16. Орлова, А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А.В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
17. Радина, Н.К. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в современных исследованиях / Н.К. Радина // Вестник КГУ. – 2015. – № 1. – С. 8-103.
18. Романенко, Л.В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Л.В. Романенко // Наука, образование и культура. – 2017. – № 2. – С. 30-32.
19. Русанова, Л.С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка / Л.С. Русанова // Вестник Костромского гос. университета. – 2016. – № 2. – С. 114-117.
20. Русанова, Л.С. Речевое развитие в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации / Л.С. Русанова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 229-235.
21. Садовская, Ю.В. Коммуникативные помехи в детской речи/ Ю.В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. –2010. – Вып. № 1 (9). – С. 132-138.
22. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
24. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 565 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер / Под общей редакцией Л.И. Вассермана. – М.: «Фолиум», 1996. – 48 с.