ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования тем, что удовлетворенность трудом представляет собой важнейшим аспектом удовлетворенности жизнью в целом. Непосредственное влияние на удовлетворенность работой оказывает настроение, психическое состояние, психологическая устойчивость личности, продуктивность и результативность профессиональной деятельности.
Исследование феномен удовлетворенности трудом, его факторов является одной из значимых проблем современной действительности, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя эффективности деятельности организаций. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожиданий и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания любой организации.
Особый интерес представляет изучение факторов удовлетворенности трудом представителей социономических профессий. Эти специалисты сконцентрированы на процессе своей профессиональной деятельности, проявляют истинный интерес к свой работе, нацелена на оказание помощи другим людям.
Изучение факторов удовлетворенности трудом важно, так как это может послужить основой для предупреждения состояния удовлетворенности трудом. Ведь именно низкая удовлетворенность профессией является причиной «ухода человека из профессии», формального выполнения им должностных обязанностей, ухудшения психического здоровья, отсутствия желания повышать уровень своей квалификации.
Феномен удовлетворенности трудом изучали такие зарубежные ученые как М. Аргайл, А. Бюссинг, В. Скотт, Р. Ролланд, Р. Собель, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и др.
В работах Т. Ю. Ивановой, Ф.Н. Ильясова, Е.А. Гуськовой, показаны такие факторы удовлетворенности трудом как условия работы, отношения в коллективе и с начальством, социально-психологический климат и др.
В настоящее время исследования удовлетворенности трудом сотрудников социономических профессий преимущественно направлены на выявление особенностей профессиональных деформаций и выгорания (С.А. Бабанов, И.А. Баранова, Н.И. Влах,
Вместе с тем, недостаточно раскрытым остается вопрос о таких факторах удовлетворенности трудов в социономических профессиях как личностные особенности.
Цель исследования: выявить факторы удовлетворенности трудом в социономических профессиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
1.1 Основные подходы к изучению удовлетворенности трудом в психологии
В исследованиях зарубежных авторов (В. Скотт, Р. Ролланд, Р. Собель) феномен удовлетворенности трудом изучается в ее многогранном проявлении, определяемой внутренней удовлетворенностью – фактически выполняемой работой и внешней – удовлетворенностью оплатой труда и возможностями карьерного роста. Особое внимание авторы уделяют социальному аспекту проблемы, который выражается в удовлетворенности руководством и трудовым коллективом. По мнению авторов, удовлетворенность трудом представляет собой оценочные обобщенные представления сотрудника как о результатах своего труда, так и о процессе трудовой деятельности, уровне вовлеченности в профессиональную деятельность и условия работы [21, с. 873].
С позиций динамической модели А. Бюссинга, развитие удовлетворенности трудом является трехступенчатым процессом. В зависимости от сочетания ожиданий, потребностей и мотивов, с одной стороны, и рабочей ситуации – с другой стороны, индивидом формируется определенный уровень удовлетворенности или неудовлетворенности его работой. Удовлетворенность трудом в зависимости от изменений в уровне устремлений сотрудника и от последующего его поведения, может развиваться:
– в форме прогрессивной удовлетворенности, когда индивид ощущает удовлетворенность от работы в целом. Увеличивая степень стремления, индивид стремиться достигнуть более высокого уровня удовлетворенности трудом;
– в форме стабильной удовлетворенности, при которой индивид в форме удовлетворенность от конкретной работы, но проявляет мотивацию на поддержание уровня стремления и благоприятного состояния удовлетворенности;
– в форме смирения, когда индивид смирился с имеющейся работой, ощущает при этом неясную неудовлетворенность от работы и снижает степень стремления с целью приспособления к отрицательным сторонам рабочей ситуации на более низком уровне. Направляя активность на уменьшение уровня стремления, он стремиться достигнуть позитивного состояния удовлетворенности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления факторов удовлетворенности трудом в социономических профессиях нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление факторов удовлетворенности трудом в социономических профессиях с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе УО «Борисовский государственный медицинский колледж». В исследовании приняли участие 30 медицинских работников. Возраст испытуемых – 20-30 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь удовлетворенности трудом и личностными качествами медицинских работников.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева [12].
Цель: выявление общей удовлетворенности своим трудом, а также ее составляющих. Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения в трудовом коллективе.
Удовлетворенность трудом включает следующие составляющие (шкалы методики):
– интерес к работе;
– удовлетворенность достижениями в работе;
– удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками;
– удовлетворенность взаимоотношениями с руководством;
– уровень притязаний в профессиональной деятельности;
– предпочтение выполняемой работы высокому заработку;
– удовлетворенность условиями труда;
– профессиональная ответственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной психологии под удовлетворенностью трудом понимается эмоционально-оценочное отношение личности к трудовой деятельности, отражающее модальность переживаний собственной реализации и продуктивности в профессиональной жизни. Состояние удовлетворенности является итоговым показателем субъективного аспекта отношения к труду. Структура удовлетворенности трудом представлена следующим компонентами: интерес и отношение к работе, удовлетворенность психологическим климатом, удовлетворенность свои социальным статусом, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда. Удовлетворенность деятельностью имеет мотивационную природу, отражает степень соответствия между потребностью и реальностью, и тесно связана с характером детерминации трудовой активности.
На удовлетворенность трудом оказывают влияние большое разнообразие факторов: внутренних и внешних, организационных и личностных. Объективные факторы удовлетворенности трудом – это социально-экономическая обстановка в стране, условия труда, состояние производственной среды, уровень развития организации. Субъективные факторы удовлетворенности трудом – это личностные характеристики работника, его восприятие социально-психологического климата, отношения в коллективе, признание коллег и руководства, мотивация профессиональной деятельности, перспективы профессионального и карьерного роста успехи и достижения работника в труде.
Профессиональная деятельность представителей социономических профессий связана с оказанием помощи другим людям, с интенсивным общением, целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них, необходимостью понимать другого человека. Огромное значение имеет ориентация на другого человека как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Одной из категорий работников социономических профессий является медицинские работники. Особенностями профессиональной деятельности медицинских работников являются: сложный характер профессиональной деятельности, связанный с эмоциональными перегрузками и стрессовыми ситуациями, длительным нахождением в поле отрицательных эмоций, повышенной ответственностью за жизнь другого человека, низкой удовлетворенностью трудом, связанной с невысокой заработной платой, которая не соответствует степени их социальной ответственности стрессы.
1. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
2. Баранова, И. А. Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников / И. А. Баранова // Актуальные вопросы медицины и прав а: сб. научн. тр. – Пенза, 2016. – С. 68–73.
3. Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность. Управление человеческими ресурсами / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
4. Величковская, С. Б. Зависимость возникновения стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов : автореф. дис канд. психол. наук / С. Б. Величковская – М., 2005. – 24 с.
5. Влах, Н. И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н. И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
6. Гелясина, Л. В. Удовлетворенность профессией и трудом как индикатор качества повышения квалификации педагогов / Л.В. Гелясина // Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы»: материалы научно-практической конференции с международным участием, Минск 8-9 октября 2015 г. / Под ред. С.В. Ситниковой. – Минск: ГУО «Минский областной институт развития образования», 2015. – С. 37-40.
7. Гуськова, Е. А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой персонала / Е. А. Гуськова, Н. Н. Ярушкин // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2014. – № 2 (16). – С. 100-110.
8. Ермолаева, М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / М. В. Ермолаева. – М. : Изд.-во МПСИ, 2003. – 452 с.
9. Иванова, Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 3. – С. 2-15.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
11. Ильясов, Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) / под ред. В. Г. Андреенкова. –Ашхабад: Ылым, 1988. –78 с.
12. Интегральная удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/187/.
13. Левина, И. Л. Сравнительная оценка качества жизни разных профессиональных групп / И. Л. Левина, Н. В. Крутилова, Д. В. Пестерева // Вестн. Кузбас. науч. центра «Достижения медицинской науки практическому здравоохранению». – 2014. – № 19. – С. 72–78.
14. Малинина, С. Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда / С. Е. Малинина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 60-62.
15. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 1994. – 701 с.
16. Методика «Семь качеств личности» Р. Кеттелла в модификации А. Г. Грецова // Узнай себя / А. Г. Грецов, Е. Е. Попова. – СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. – С. 16–21.
17. Озерникова, Т. Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т. Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1-10.
18. Округина, Ю. С. Типологические особенности удовлетворенности профессиональной деятельностью у менеджеров высшего и среднего звена / Ю. С. Округина // Вестник Омского университета. – 2008. – № 1. – С. 59-65.
19. Попова, Л. Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л. Г. Попова, Н. А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110–121.
20. Пул, М. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с.
21. Рудалева, И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И. П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876.
22. Саблина, Т. А. Профессиональное выгорание и трудовая мотивация медицинских сестер / Т. А. Саблина, Т. В. Буутенко // Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. – С. 86–90.
23. Сорокоумова, С. Н. Специфика профессиональной деятельности помогающих профессий. Педагогическое образование в России / С. Н. Сорокоумова, В. П. Исаев // Урал. гос. пед. ун-т. – 2013. – № 4. – С. 186–190.
24. Федяева, И. Ю. Взаимосвязь профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом работников / И.Ю. Федяева // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 4. – С. 139-147.
25. Финькевич, Л. В. Удовлетворенность трудом как показатель психологического здоровья педагога / Л. В. Финькевич // Дошкольное образование: история и современность : сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. А.Н. Касперович, Т.В. Поздеева, О.В. Леганькова и др.; под общ. ред. А.Н. Касперовича . –Мн. : БГПУ, 2015. – С. 11-13.
26. Фофанова, Г. А. Удовлетворенность трудом сотрудников социономических профессий / Г. А. Фофанова, А. С. Мамедова // София. – 2018. – № 2. – С. 13-19.
27. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
28. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
29. Штольберг, Р. Социология труда / под общей ред. А. В. Ермаковой. – М.: Смысл, 2006. – 248 с.
30. Шульц, Д. Я. Психология и работа / под ред. Д. Я. Шульца. – СПб .: Питер, 2003. – 560 с.