ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации в психологии
1.2 Характеристика мотивов выбора профессии
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач современного общества является воспитание ответственного, критически мыслящего молодого поколения, готового планировать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно меняющейся социально-экономической ситуации самостоятельно и реалистично. Социальная ситуация в стране оказывает разнообразное воздействие на молодое поколение: происходит размывание мотиваций, изменение ценностных ориентаций, поведенческих норм, самих процессов социализации. В этом контексте изучение сферы мотивации человека сегодня является проблемой высокой жизненной ценности, поскольку сферой мотивации человека оказывается та высшая власть, которая подчиняет себя всем остальным своим жизненным проявлениям, которая определяет направление и пристрастность человеческого познания.
Выбор профессии является весьма сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Именно поэтому проблема изучения мотивов выбора профессии приобретает все большую актуальность. Выбор профессии представляет собой критический момент в развитии личности, связанный с рядом противоречий, главным из которых является борьба индивидуальных и социальных потребностей.
Современные условия развития личности активизировали проблему личностного и профессионального самоопределения. Старший школьный возраст представляет собой период, находящийся в центре этой проблемы, так как именно в этом возрасте появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. К личности учащихся старших классов сегодня предъявляются требования к ее самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за них.
Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации в психологии
Мотивационная сфера человека до сих пор недостаточно хорошо изучена, хотя это не обусловлено отсутствием интереса к данному предмету: проблема внутренних побудителей поведения человека занимала умы, как древних философов, так и современных ученых. Древнегреческие философы (Аристотель, Демокрит, Платон) рассматривали потребность как основу получения знаний, опыта и как основную движущую силу деятельности человека. Они подразумевали под мотивацией принцип «гедонизма» – стремление наслаждаться, избегать страданий и стремиться к совершенству [17, c. 77–80]. Вплоть до 20 столетия исследования потребностей и мотивов развивались в рамках ассоциативной эмпирической психологии. Считалось, что психическими процессами управляют определённые законы ассоциаций, а движущие силы поведения протекают механически. При таком понимании проблема активности самого субъекта не учитывалась. Критика этого подхода началась лишь в 20 веке [27, c. 40–47]. Попытка преодоления механического понимания была предпринята в экспериментальных исследованиях Курта Левина и его учеников. Они предлагали рассматривать два вида потребностей: биологические и социальные. В структуре личности, по их мнению, потребности не находятся в изоляции, а взаимодействуют друг с другом, подчиняясь определенной иерархии мотивов. Стремление к совершению социального действия Левин называл «квазипотребностью» [16, c. 430–440]. Главный недостаток общей концепции заключался в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном анализе, однако Левиным были найдены удачные экспериментальные приемы и установлены некоторые важные психологические факты и закономерности, на которые часто опираются современные исследователи в области психологии и педагогики. Дальнейшие попытки в исследовании мотивационной сферы человека сосредотачивались, прежде всего, на познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении. Существовало также множество концепций, которые рассматривали поведение человека с точки зрения его биологических потребностей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Теоретическое осмысление выбора профессии с точки зрения психолого-педагогического подхода, описание влияния профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся гимназии на мотив выбора профессии, а также характеристики образовательной среды как фактора подготовки учащихся гимназии к выбору профессии позволили начать практическую часть. Его целью является изучение мотивов выбора учащимися старших классов профессии.
База проведения исследования: государственное учреждение образование...
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 40 человек, учащихся в 10-11 классах. Выборку исследования составили 20 юношей и 20 девушек в возрасте 15-17 лет.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап – определение базы исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария; организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов.
Объект исследования – мотивационная сфера личности старших школьников.
Предмет исследования – мотивы выбора профессии старшими школьниками.
Цель исследования: выявить мотивы выбора профессии старшими школьниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретико-практическое исследование позволяет сделать вывод о том, что несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование.
Старший школьный возраст представляет собой период интенсивного развития личности, самостоятельности, планов дальнейшей жизни. В старших классах возрасте происходит включение юношей и девушек во взрослую жизнь. Этот период в жизни человека характеризуется завершением позитивной фазы подросткового возраста, определяющей основные психологические новообразования этого возрастного периода: развитие самосознания, ориентация мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение профессионального самоопределения.
Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, а также индивидуально и социально значимыми. Основными мотивами выбора профессии являются: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, мотивы, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы.
1. Murray, H. A. Exploration in personality / H. A. Murray. – Oxford University Press, 2008. – 781 p.
2. Абатуров, И.А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей / И.А. Абатуров // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 3 (144). – С. 127–130.
3. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 221 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва. – 1972. – С. 7 – 44.
5. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.
6. Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Междунар. ун-та природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4. – С. 21 – 28.
7. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
8. Головей, Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н.А. Грищенко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
9. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. канд. психолог. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 162 с.
10. Давыдюк, Л.В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85 – 88.
11. Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
12. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : АСТ, 2008. – 861 с.
13. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е.А. Климов. – М. : Азбука, 2004. – 180 с.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
15. Конюхов, Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: справочное издание [Электронный ресурс] / Н. И. Конюхов.– Режим доступа : http://lib100.com/common_psychology/aspects/html/.
16. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. – М. : Смысл, 2001. – 572 с.
17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М. : Издательство МГУ, 1959. – 331 с.
18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: сборник / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл – 2009. – 423 с.
19. Лифшиц, Е. А. Истоки трудовой мотивации / Е. А. Лифшиц // Электронное научное издание: устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. – 2009. – № 5. – С. 60–68.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1996. – 256 с.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Спб. : Евразия, 1999. – 315 с.
22. Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
23. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикумского социального института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121–124.
24. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. : Litres, 2015. – 372 с.
25. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. – 368 с.
26. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
27. Ткаченко, Л. М. Теоретические подходы к формированию учебной мотивации в психолого-педагогической литературе / Л. М. Ткаченко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 31. – С. 40–47.
28. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: Изд-во «ГроссМедиа», 2008. – 150 с.
29. Шапкина, Е.А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е.А. Шапкина, Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1 – 7.
30. Эриксон, Э.Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.