Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи гендерной идентичности и копинг-стратегий личности
1.1 Феномен гендерной идентичности в психологии
1.2 Психологическая характеристика копинг-стратегий личности
1.3 Понятие и гендерные различия в руководстве
Глава 2 Программа формирования копинг-стратегий офисных работников
2.1 Пояснительная записка
2.2 Диагностический этап
2.3 Тренинговый этап
2.4 Контрольный этап
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Психология с давних времен исследует тему гендера и гендерной идентичности. Традиционно так сложилось, что люди различаются по половым признакам, которые по - своему неповторимы. Само деление подразумевает под собой, что на индивида возлагаются как определенные возможности, так и конкретные ограничения. Необходимо отметить, что огромную роль на жизнь в социуме играют социальные установки, паттерны (формы) воспитания и поведения. Следовательно, факт существования нормального осознания и принятия своего гендера способствует использовать индивидом наиболее комфортных для себя позиций в обществе. Понимание и смысл понятия «гендерная идентичность» рассматривали Е.Н. Каменская [13], И.С. Клецина [17], Г.Е. Смотрицкая [34], И.С. Кон [20]. И.С. Клецина отмечает, что базовой структурой социальной идентичности выступает гендерная идентичность, которая формируется в результате усвоения мужских и женских черт в процессе соотношения взаимодействия «Я» и других в ходе социализации [17, с. 36].
В современном мире каждый человек постоянно сталкивается с различными жизненными трудностями и стремится справиться с этими трудностями разнообразными способами. Современному миру присуще высокий динамизм, интенсивность взаимодействия между людьми в социальной среде, увеличение интенсивности и масштабности которых формируют разнообразные для людей стрессогенные факторы (аварии, катастрофы, военные действия, насилие и прочее). В связи с этим многие психологи, такие как В.А. Бодров [4], Е.Р. Исаева [12], О.В. Киселева [16], О.В. Кобзева [18] и другие, изучают когнитивные конструкты и личностные характеристики человека, способствующие адекватному восприятию меняющихся условий жизни и устойчивой адаптации в них. Для решения жизненных запросов человек использует копинг-стратегии, которые включают в себя как эмоциональные, так и когнитивно-поведенческие личностные особенности. Психологическое благополучие личности зависит от ее индивидуального предпочтения стратегий совладающего поведения.
Феномен копинг стратегий является на сегодняшний день не достаточно изученным жизнетворческим фактором личности, являющийся конструктивно направленным на жизненные ситуации и саму личность и преобразующий человеческую активность. Совладающее поведение со стрессом или с трудной жизненной ситуацией имеет связь с комплексом целеполагающих действий, а также с прогнозированием конечного результата и творческим созиданием новых и необыкновенным выходов и решений из трудной ситуации. Однако далеко не всегда копинг стратегии определяются однозначно. Имеется большое количество исследований в данной области и на сегодняшний день наиболее дискуссионным и сложным вопросом остается существование различных стратегий совладающего поведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Феномен гендерной идентичности в психологии
В последнее время гендерные исследования являются одним из наиболее активно развивающихся направлений современной науки. До настоящего времени в психологии не существует общепринятых определений основных понятий, таких как пол и гендерная идентичность. С давних времен человека интересовало, что является истинно мужским, а что - женским и в чем состоит предназначение первого, а в чем - второго. Примером поиска ответов на эти вопросы могут служить труды Платона. В древнейших мифологических конструкциях и в раннефилософских системах предпринимались попытки объяснения различий между мужчиной и женщиной, которые содержали в себе богатейшие представления о природе половых различий, сведения о зачатии и деторождении, об особенностях мужской и женской анатомии, физиологии, психологии [5, с. 25].
Термин «пол» относится к биологическим различиям, которые определяются генетическими характеристиками клеточной структуры, анатомическими и физиологическими характеристиками и генитальными функциями. Определение понятия «пол» Р.Г. Петрова понимает как совокупность физиологических и морфологических особенностей организма, которые обеспечивают половое размножение [28, с. 85]. Гендером принято называть социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как он будет восприниматься другими. С самого рождения психическое развитие ребенка зависит от биологического пола, как модератора системы требований и ожиданий, которые взрослыми связываются с девочками или мальчиками. Нормативные эталоны сейчас широко представлены в сознании социума. Эталоны по типу таких как: «девочка должна быть...» и «мальчик должен быть...» или же «настоящий мужчина», «настоящая женщина», способны побуждать ребенка оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам [30, c. 144].
Суждения, мнения и оценки окружающих относительно степени выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик и особенностей его поведения, как не соответствующего или соответствующего эталонам «женское» - «мужское» стимулируют рефлексию личности при сравнении себя с эталонными моделями «настоящей» маскулинности и феминности. Результат сравнения может как удовлетворять личность, так и наоборот нет, что, в свою очередь, может сказаться на отношении личности самой к себе. Все это способствует ликвидации качеств, не свойственных типичному образу «мужчины – женщины» [34, c. 38].
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 Пояснительная записка
Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно оцениваемые им, как трудные, нарушающие его точку комфорта. Очень часто переживание таких ситуаций искажает восприятие окружающего мира, а следовательно и отношение к нему, порождает депрессию, недовольство собой и жизнью. Последствия этого могут быть опасны как для самого человека, так и для общества: девиантное и суицидальное поведение, различные формы отклонений в психике и т. п. Процессы совладания с трудными событиями и жизненными обстоятельствами в педагогической науке обозначается как совладающее или копинг-поведение.
Проблема копинга, как уникального способа взаимодействия личности с трудными жизненными ситуациями начала рассматриваться во второй половине ХХ века. Термин «копинг» был предложен Абрахамом Маслоу, а этимология понятия возникла от английского слова «to cope» – совладать, преодолевать. Российские исследователи переводят его как совладающее поведение или психологическое преодоление.
Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Особенности этого умения в поведении связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. В результате интеграции проанализированных нами подходов к пониманию копинг-стратегий поведения и опираясь на сложившееся представление о том, что психологические защиты и совладание – это два различных стиля реагирования на сложные жизненные ситуации, мы получили общее представление о продуктивных и непродуктивных копинг-стратегиях.
В связи с последними исследованиями под «копингом» подразумеваются когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека.
Примечательно, что копинг – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно ее собственной логике, психологическими возможностями и ее значимостью в человеческой жизни.
Термин «тренинг» (от англ. — train, training) имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Существуют различные определения тренинга как метода обучения взрослых. Например, тренинг — способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Или тренинг — метод создания новых функциональных образований (либо развития уже существующих), управляющих поведением [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе теоретического обзора психологической, педагогической и методической литературы представлено современное состояние проблемы. Обозначены базовые основные исследовательские точки исследования и создания половой идентичности. Гендерная идентичность показывает то, как человек переживает свой пол, и помогает чувство персональной тождественности, уникальности и принадлежности. Гендерная тождественность определяет уровень, в котором любой человек обозначает себя мужчиной, женщиной или комбинацией того и иного. Это внутренняя схема, которая создается в ходе развития. Она обеспечивает возможность человеку выстроить «образ Я» и социально действовать в полном соответствии с его полом.
Становление гендерной идентичности является процессом появления и смыслового обогащения идентичности личности относительно ее гендера в онтогенезе, детерминированным естественными потребностями в сохранении интегральной неповторимости, которая реализуется благодаря соответствующим механизмам под действием факторов различной природы. становление гендерной идентичности является процессом появления и смыслового обогащения идентичности личности относительно ее гендера в онтогенезе. Социализация индивида происходит в течение всей жизни, и в процессе социализации личность усваивает модели гендерного поведения, которые являются положительными для мужского и женского пола, и демонстрирует мужскую, женскую или кроссгендерную позицию. Зрелая гендерная идентичность проявляется в адаптированности личности к трансформациям, которые происходят в современном обществе, в частности в гендерных ролях
Понятие «совладание» означает использование воли человека в ситуации, которая предполагает сконцентрированность и контроль над собой, т.е. над своими мыслями, желаниями, чувствами и т.д. Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией, что во-многом определяет процесс его социально-психологической адаптации. Для успешности данного процесса и сохранения психологического здоровья необходимо активное использование когнитивных, эмоциональных и познавательных стратегий совладания.
1. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. - М. : РОССПЭН, 2014. - 336 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. - 318 с.
3. Бовуар, С. Второй пол / С. Бовуар. - СПб. : Питер, 2017. – 532 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров – М. : ПЭР–СЭ, 2016 – 114с.
5. Бутовская, М.Л. Тайны пола. Мужчины и женщины в зеркале эволюции / М.Л. Бутовская. – Фрязино : «Век 2», 2014. - 368 с.
6. Вариации на тему Гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / Отв . ред. Т.А.Мелешко, М .В. Рабжаева.- СПб. : Алтейя, 2014.
7. Воронина, О.В. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп / Под общей редакцией М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2012.
8. Гидденс, Э. Гендер и сексуальность / Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
9. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошаев. – М. : МОДЭК, 2005. – 464 с.
10. Здравомыслова, Е. А Социальное конструирование гендера / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина. - СПб . : СПФК. СПб ГУ, 1998.
11. Исаев, Д.Н. Гендерное воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М. : Медицина, 2010. – 277 с.
12. Исаева, Е.Р. Копинг–поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: монография / Е.Р. Исаева. – СПб. : Издательство СПбГМУ, 2009. – 136с.
13. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в социологии // Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. - 238 с.
14. Ким, Л. Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей / Л. Клим. - Будапешт, Ташкент, 2012. – 285с.
15. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – М. : Смысл, 2005.
16. Киселева, О.В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения / О.В. Киселева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2017. – №29. – С.152–154
17. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И. С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2014. - 408 с.
18. Кобзева, О.В. Проявление коринг–поведения в юношеском возрасте / О.В. Кобзева // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 3(6). – С. 12 – 19.
19. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. – М. : Педагогика, 1999. - 198 с.
20. Кон, И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. // в кн. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; Алетейя, СПб., 2012. – 672 с.
21. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся / Е.А.Коновальчик, Г.Е.Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008.- 96 с.
22. Корзун, С.А. Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-поведения у подростков девиантного поведения / С.А. Корзун // Психология обучения, 2013. - № 8. – С. 46 – 53.
23. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг– шкалы / Т.Л. Крюкова. – М. : Авантитул, 2017. – 62 с.
24. Лазарус, Р. Психологический стресс и копинг–процессы / Р.С. Лазарус– М. :Владос, 2006. – 466 с.
25. Либина, А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В. Либина. – М. :Эксмо, 2008. – 247 с.
26. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук. – СПб. : Сентябрь, 2011. – 260 с.
27. Месникович, С.А. К Проблеме совладающего поведения / С.А. Месникович // Психология психических состояний: теория и практика. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. Казанский государственный университет, 13-15 ноября 2008 г. Часть I. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. – С. 625-626.
28. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология / Р.Г. Петрова - М. : Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -232 с.
29. Полякова, О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / О.Н. Полякова. – СПб.: Речь, 2008. – 144с.
30. Прокопчик, Е. Особенности формирования гендерной культуры в подростковом возрасте / Е. Прокопчик // Женщина. Общество. Образование: материалы 8 Международной конференции, Минск, 2006. С.144-147.
31. Психология совладающего поведения : материалы II Междунар. науч.–практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 1 / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 297 с.
32. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е.С. Романова. – М. : «Талант», 2009. – 144 с.
33. Сирота, Н.А. Копинг–поведение в подростковом возрасте / Н.А. Сирота. – СПб. : СПбГУ, 2014. – 283 с.
34. Смотрицкая, Г.Е. Гендерная социализация учащихся в условиях современной белорусской школы / Г.Е. Смотрицкая // Адукацыя і выхаванне. − 2014. − № 8. − С. 35−43.
35. Соловьева, А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте / А.В. Соловьева. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 184 с.
36. Титаренко, Л.Г. Гендерная социология / Л. Г. Титаренко. - М . : Владос, 2017. - 164 с.
37. Туркова, Ю. А. Личностные детерминанты копинг-поведения / Ю. А. Туркова; науч. рук. О. Е. Антипенко // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке : материалы VI Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов БНТУ (66-й студенческой научно-технической конференции БНТУ), 22,23 апреля 2010 года. В 3 ч. Ч. 2 / ред. кол. С. А. Иващенко [и др.]. – Минск : БНТУ, 2011. – С. 160 - 164.
38. Хмельник, Д.В. Руководство и лидерство на различных этапах жизненного цикла организации: автореф. дис. …. канд. социолог. наук / А.В. Хмельник. – М., 2008. – 26 с.
39. Чирикова, А.Е. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» / А.Е. Чирикова // Социологические исследования. — М. : Россмэн, 2010. - № 11. — 341 с.
40. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия / Т.В. Яркина. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 208 с.