ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные подходы изучения социально-психологических качеств руководителя
1.2 Взаимосвязь личностных качеств руководителя на эффективность его деятельности
1.3 Социально-психологический портрет современного руководителя
Выводы
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методы оценки социально-психологических, профессиональных и деловых качеств руководителя
2.2 Пути формирования необходимых качеств современного руководителя
2.3 Рекомендации по развитию личностных качеств руководителя для повышения эффективности его деятельности
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Функционирование организации зависит от эффективности управленческой деятельности, поэтому роль руководителя в организации чрезвычайно важна. Ученые связывают эффективность деятельности организации с использованием определенного стиля руководства в управлении, которое зависит от многих факторов. Основную роль играют такие факторы, как взаимоотношения между подчиненными и руководством, структурированные задачи, степень авторитета руководителя, личные качества руководителя и подчиненных, влияние внешней среды, полнота информации, качество информационных потоков, согласованность корпоративных целей и задач подчиненных, степень мотивации подчиненных.
Широкий круг вопросов, связанных с определением природы руководства и лидерства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Среди них работы таких исследователей как Г. Блейк, Е. Кузьмин, Г. Дидковский, П.Г. Гордиенко А. Журавлев, В. Рубахин, И. Волков, Ю. Емельянов, Д. МакГрегор, И. Шинон, Т. Колларик, Г. Юкл, в которых ученые раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.
Одна из важнейших проблем современного бизнеса – вопрос руководства. Руководитель всегда имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние для того, чтобы побудить их к определенным поступкам. Деятельность руководителя направлена на достижение целей организации, координацию персонала по их реализации. Следовательно, руководство – это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели.
Однако, не все руководители могут добиться осуществления этой задачи. Одной из причин может быть не соответствие индивидуума образу руководителя, т.е. содержание его личностных, профессиональных и деловых качеств не соответствует управленческому уровню. Это существенно снижает эффективность деятельности организаций. В современных условиях жесткой конкуренции, агрессивности внешней среды вопросы руководства выходят на первый план, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Проблема исследования взаимосвязи социально-психологических качеств руководителя на эффективность деятельности организации рассмотрена в трудах некоторых авторов: Е. Комарова, А. Чириковой. Личностно-профессиональные качества руководителей исследовали авторы: И.В. Грошев, Т.И. Заславская, Р.М. Канапьянова, Р. Козмецки, Л.В. Корель, А.Е. Чирикова, А.Г. Штейнберг и др., мотивацию деятельности в сфере руководства – Л.В. Бабаева, Е.С. Балабанова, А.Е. Чирикова и др.
Цель исследования: изучить социально-психологические качества руководителя в контексте эффективности его деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные подходы изучения социально-психологических качеств руководителя
В условиях настоящего времени организации выставляют все более жесткие требования к своим руководителям. Руководитель как самый важный субъект управленческой деятельности вырабатывает своей личной самобытностью и неповторимостью тот субъективный фактор, который в решающей мере устанавливает характер управления в любой организации. По причине этого оценка психологических особенностей руководителей разного уровня выступает в качестве одного из обстоятельств совершенствования процесса управления, и по причине этого становится самой важной задачей службы персонала. Особенный смысл приобретает оценка менеджеров среднего звена, координирующие и контролирующие работу младших начальников, возглавляя в организации самые крупные подразделения. Они выступают своего рода буфером между руководителями самого высшего и низшего звеньев.
Установление ключевой роли руководителя в системе управления организацией отражает личностное направление в практике менеджмента, которое в противовес технологической направленности анализирует менеджера в роли организатора общественных процессов [19, с. 71].
На сегодняшний день в психологической науке уже имеется достаточно широкий опыт исследования личности руководителя, обобщив который можно выделить ряд опытных подходов к ее исследованию.
Коллекционный подход основан на представлениях о том, что руководитель должен иметь особые личностные качества, которые обеспечивают успех управленческой деятельности. Кроме этого, может быть установлен перечень таких качеств, для конкретной должности. Характерные системы оценки руководителей, которые основаны на этом подходе, имеют наборы профессионально важных качеств.
Конкурентный подход предполагает наличие у руководителей особых, личностных качеств или определенной степени развития общих свойств, которые отличают их от остальных людей. Поиск таких свойств личности осуществляется при помощи сравнения группы руководителей и работников, которые не относятся к этой категории, удачных и неудачных руководителей разных уровней по должностям. Такая объемная оценка предполагает такой научных поиск, где качественные особенности руководителя как личности оценивают в зависимости от того, какую позицию управленца он занимает в системе служебных статусов [3, с. 86].
Парциальный подход основан в процессе практической деятельности психологов и предполагает коррекционную работу личностных приемов ориентации в среде. Развитие личности руководителя непосредственно имеет связь с отработкой отдельных приемов и действий, которые включены в процесс управленческой деятельности.
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методы оценки социально-психологических, профессиональных и деловых качеств руководителя
Знания о том, какой должен быть руководителей, еще не говорит о том, что проблема подбора руководителя решена. Перечень выдвигаемых к нему требований, служат предпосылкой для подбора кандидата на вакансию. Поэтому появляется необходимость в использовании определенных методик оценок при отборе претендентов на должность.
При этом, важно четко осознавать критерии оценок. Как известно, предъявляются требования по трем группам качеств: личностные, профессиональные и деловые. Оценить качества претендентов – сложный процесс, что объясняется особенностями характера человека, разнообразием его талантов. Стоит при отборе и помнить о том, что помимо соответствия на должность потенциальный руководитель быть «совместим» с коллективом организации. Ведь только от взаимодействия «руководитель – подчиненный» может сформироваться эффективный тандем, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия.
Оценка качеств руководителя ставит перед собой задачу получить необходимую информацию о претенденте на руководящую должность. При этом методы оценки призваны установить, есть ли у претендента качества, включаемые в содержание его оценки, изменить и отобразить степень их развитости в соответствующей совокупности показателей.
С точки зрения показателей в менеджменте используется три группы методов оценки:
• количественные – результат оценки измеряется в условных единицах (в баллах или коэффициентах);
• качественные (описательные), основанные на изучении документов и других письменных источников (анкет, опросов, рейтингов, тестирования и т.д.);
• комбинированные, сочетающие в себе черты как качественных, так и количественных методов, позволяющие на базе исходных описательных характеристик получать числовую оценку качеств руководителя.
Таким образом, оценка личностных, профессиональных и деловых качеств руководителя проводится для того, чтобы оценить в целом эффективность его деятельности как реальной, так и потенциальной.
В настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной практике не существует единого подхода к проблеме измерения эффективности работы управленческих кадров. Трудовая деятельность руководителей организации связана непосредственно с конечными результатами производственного процесса организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены требования к руководителям организаций в современных условия, методы оценки личностных, профессиональных и деловых качеств, предложены пути их развития.
Таким образом, руководитель – это человек, который имеет формальные права управлять организацией, которые совмещаются с его личными характеристиками лидера. При этом, руководитель выполняет три роли – межличностные, информационные и по принятию решений, которые в совокупности определяют его функции.
Функции руководителя – это конкретные виды деятельности в рамках определенной организации. Они вытекают из ролей руководителя и общих функций менеджмента и конкретизируются уровнем управления и хозяйственной деятельность организации.
Профессиональный руководитель, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает руководителя профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих руководителю достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации. Современный руководитель любой организации должен обладать следующими психологическими качествами: адаптационная мобильность, контрастность, стрессоустойчивость, доминантность и др.
В менеджменте применяется три группы методов оценки качеств руководителя: количественные, качественные и комбинированные. Последние являются наиболее действенными, т.к., позволяют оценить и результаты предыдущей трудовой деятельности, и личные характеристики индивидуума. При выборе методик оценок и ее непосредственного проведения необходимо избегать субъективизма. Для этого можно использовать компьютерную технику со специальным программным обеспечением, коллективную и экспертную оценку.
Личностные качества руководителя являются основополагающими при развитии у него управленческих навыков и влияют на эффективность деятельности. Профессиональные и деловые качества являются приобретаемыми. Формирование современного руководителя происходит на основе его психического и физического здоровья под влиянием внешней среды. При этом переход к управленческой деятельности возможет только при условии готовности к этому индивидуума. Для развития качеств руководителя важную роль играет самообразование, а также рассмотрение процесса его формирования «длинною в жизнь».
В организации могут быть использованы различные методы оценки личностных, профессиональных и деловых качеств реального или потенциального руководителя. Однако необходимо точно установить критерии их отбора и минимизировать субъективизм при интерпретации результатов.
1. Бабаева, Л. В. Женщины в бизнесе / Л. В. Бабаева, А. Е. Чирикова // Социол.исслед. – 2007. – №3 – С.76 – 77.
2. Балдин, И.В. Формирование компетентности и деловых качеств руководителя в системе бизнес-образования / И.В. Балдин // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы XI Междунар. науч.-практич. конф., 19-20 апреля 2012 г., Минск / Бел. гос. ун-т, Ин-т бизнеса и менеджмента технологий. – Минск, 2012. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: – http://elib.bsu.by/handle/123456789/22101.
3. Быченко, Т. М. Демократический стиль управления организацией / Т. М. Быченко. – Саратов : СГАУ, 2009. – 127 с.
4. Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крутских. –М. : Инфра-М, 2003. – 704 с.
5. Васильев, Ю.В. Школа как объект управления / Ю.В. Васильев // Сов. педагогика. – М. : Москва,1984. – № 5. – С.14-17.
6. Вересов, Н.Н. Черты «слабого» руководителя / Н.Н. Вересов Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/07/01/cherty_slabogo_rukovoditelja.html.
7. Дорошенко, В. Ю. Психология и этика делового общения / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; Под ред. В. Н. Лавриненко. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : Культура и спорт, 2007. – 279 с.
8. Журавлев, А. Л. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом / А. Л. Журавле, В. А. Хащенко, Н. Н. Хащенко // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. – М. : ИПАН, 2009. – С.41–47.
9. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика: учеб. пособие для студ. вузов / Отв. ред. Ю. С. Борцов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 508 с.
10. Малиновский, П. Методы оценки персонала [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: – http://www.vivakadry.com/97.htm
11. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006. – 720 с.
12. Минцберг, Г. Природа и структура организаций глазами гуру / Г. Минцберг. – М. : ЭКСМО, 2009. – 455 с.
13. Огородников, П.И. Методика оценки эффективности работы руководителя в сельскохозяйственной организации / П.И. Огороднков, Г.Е. Мазуренко // Экономические науки – С. 182 – 184.
14. Орбан-Лембрик, Л.Е. Психологія управління: навч. посіб. / Л. Е. Орбан-Лембрик. – 2-ге вид., доповн. – К. : Академвидав, 2010. – 544 с.
15. Паратнова, О. Функции руководителя. / О. Паратнова [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: – http://www.syntone.ru/library/article _syntone/ content/ 6080.html.
16. Психодиагностика [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE% D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
17. Производственный и операционный менеджмент / Р. Б. Чейз, Н. Дж. Эквилайн, Р. Ф. Якобс. – 8-е изд., пер. с англ. – М. : 2004. – 704 с.
18. Профессиональные качества человека: полный список профессионально важных и значимых деловых качеств личности [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: – http://chelpro.ru/get-professional/professional-qualities
19. Ревина, М. А. Гендерная идентификация в управленческой деятельности / М. А. Ревина. – М. : Феникс, 2011. – 98 с.
20. Самыгин, С. И. Психология управления / С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Растов-на-Дону: Феникс, 2005. – 345 с.
21. Силласте, Г. Социально-психологический облик россиянок / Г. Силласте // Мужчина и женщина: меняющиеся образы и роли: Третья Международная гендерная конференция. – М: ИПАН, 2007. – 49 с.
22. Старцев, А. Руководитель: его функции и отличительные особенности / А. Старцев [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: – http://ibusiness.ru/blogs/17688.
23. Топ-10 деловых качеств, которые ценятся рекрутерами... [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: – http://www.zarplata.ru/a-id-33428.html.
24. Урбанович, А.А. Психология управления: Учебное пособие. / А. А. Урбанович – Мн.: Харвест, 2004. – 640 с.
25. Фаткин, Л. В. Социальное управление и экономическая психология / Л. В. Фаткин. – М. : МИНХ. 1986. – С. 10-14.
26. Физиогномика. [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
27. Хараш, А.У. Руководитель, его личность и деятельность: (Штрихи к психологическому портрету) / А.У. Хараш. – М: Знание, 1981. – 341 с.
28. Шепель В.М. Управленческая психология. – М. : Экономика, 1984. – 248 с.
29. EAPM. Newsletter. May 2014. [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: – http://www.eapm.org/wp-content/uploads/2014/05/EAPM-newsletter-May-2014.pdf.
30. Fried, M. Surviving downsizing... [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: – http://mindysmuses.blogspot.com/search?updated-min=2011-01-01T00:00:00-08:00&updated-max=2012-01-01T00:00:00-08:00&max-results=11.