ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 РЕЧЬ И ЯЗЫК: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1.2 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.4 ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, так как именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка. Семья как микромодель общества определенным образом воздействует на развитие личностных черт ребенка.
Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей. Семья, ее члены, особенности их взаимодействия является фактором развития речи у детей. Несовершенство речевого развития детей осложняет процесс свободного общения, существенно затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, особенности формирования его характера, эмоций и личности в целом.
Проблемы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто находится в фокусе внимания специалистов разного профиля, но, тем не менее, остаются мало изученными.
Изучением проблемы семейного воспитания занимались такие ученые как Дж. Боулби, И.М. Марковская, Е.И. Николаева, Р.В. Овчарова, А.В. Орлова, Н.К. Радина, Л.В. Романенко, Ю.В. Садовская, Н.Ю. Синягина, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Исследованием условий речевого развития дошкольников занимались М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Л.С. Русанова, О.С. Ушакова и др.
Однако, проблема изучения особенностей речевого развития дошкольников в связи с типом семейного воспитания в современной психологии остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности речевого развития дошкольников в связи с типом семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «речь» и «язык».
2. Охарактеризовать сущность, структуру и содержание речевого развития ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Речь и язык: концептуальный анализ
В современной психологии принято различать понятия «речь» и «язык». Язык – это совокупность знаков, которые функционируют в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых выстраивается языковое сообщение, выступают фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков образуются слова и предложения, содержащие в себе опыт человечества. Речь реализуется именно общения посредством языка [1, с. 145].
По мнению А.А. Леонтьева, основными функциями языка являются: коммуникативная; функция орудия мышления; функция овладения общественно-историческим опытом человечества; национально-культурная функция; функция орудия познания [14, с. 76].
Речь, будучи основным видом человеческой деятельности, представляет собой культурную ценность, имеющую универсальный характер. Речевое общение рассматривается в качестве важнейшего способа реализации социальных связей и отношений и способа реализации деятельности, опосредующей различные виды социального взаимодействия между людьми. Человек, как существо социальное, развивается через общение. В межличностную систему общения он включается с самого рождения [8, с. 74].
Речь представляет собой неотъемлемое условие познавательной деятельности индивида, так как благодаря ей он усваивает знания. Речь также является средством удовлетворения потребностей в общении, в принадлежности к группе людей [7, с. 22].
Психолингвисты и психологи определяют речь как процесс порождения в восприятии высказываний, как вид специфически человеческой деятельности, который обеспечивает общение. По мнению А.А. Леонтьева, речевой процесс представляет собой переход от речевого замысла к его воплощению в значениях конкретного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной [6, с. 59].
Более широкое понимание речи встречается в работе М.Р. Львова, который определяет речь как деятельность индивида, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания внешнего мира для планирования своего поведения [13, с. 126]. Как отмечает В.В. Беляев, речевая деятельность – это и есть речь; процесс общения, который осуществляется средствами языка, а также конечный результат этого процесса. С такой позиции речевая деятельность не сводится к автоматизированным навыкам, а является творческой деятельностью, для которой характерны вторичные умения [18, с. 3] .
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад» п. Свислочь». В исследовании приняли участие 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, а также их родителей. Выборку исследования составили 15 мальчиков и 15 девочек.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь типа семейного воспитания и речевого развития детей дошкольного возраста.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Наблюдение за свободным общением детей» В.И. Яшиной [1].
Цель: изучение уровня коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением.
В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
Критерии оценки:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться.
Средний уровень (2 балла). Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще, по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что язык представляет собой систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Основными функциями языка являются: коммуникативная, функция орудия мышления, овладения, общественно-историческим опытом человечества, национально-культурная и функция орудия познания. Речь является внешним проявлением языка; представляет собой основной вид человеческой деятельности, культурную ценность, имеющую универсальный характер. Речь выполняет многообразные функции, среди которых особенно выделяются коммуникативная, когнитивная и регулятивная.
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии дошкольника. Освоение речи как средства общения в дошкольном возрасте представляет собой центральную линию развития ребенка. Процесс овладение речью как средством общения у детей происходит в три основных этапа: довербальный этап, возникновение речи и развитие речевого общения. Результат развития речи зависит от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение.
Основными психологическими условиями речевого развития дошкольника являются: особенности речевой среды, социальное окружение, семейное благополучие, индивидуальные особенности, познавательная активность ребенка. Важным условием успешного развития речи ребенка является эмоциональное общение матери с ребенком с момента рождения и создание речевых ситуаций с другими детьми. Одним из условий успешного развития детской речи выступает гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов. Проживание семьи в городских или сельских условиях, противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, также являются условиями развития речевого поведения.
Семья оказывает существенное влияние на развитие речевых навыков ребенка. Основное условие полноценного развития ребенка заключается в соответствующем его потребностям общении со взрослыми. На речевое развитие ребенка, уровень его развития и активный словарь оказывает влияние образование и профессия матери, порядок рождения и пол ребенка.
В результате исследования было выявлено, что старшие дошкольники зависимости от пола обладают различным уровнем речевого развития. Мальчики обладают преимущественно средним уровнем речевого развития – они слушают и понимают речь, участвуют в общении, но преимущественно по инициативе других. Умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. Они не всегда умеют договориться с партнерами по совместной деятельности и вести диалог. Дети старшего дошкольного возраста со средним уровнем речевого развития характеризуются средней потребностью в общении. Девочки характеризуются высоким уровнем речевого развития – они активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Байкулова, А.Н. Речевое общение в семье: автореф. дис. ... канд. фил. наук / А.Н. Байкулова. – Саратов, 2006. – 24 с.
3. Белогай, К Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К.Н. Белогай, Н.А. Сонина // Л.И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. – М., 2008. – С. 36-42.
4. Бордовская, Е.В. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В. Бордовская. – СПб., 2002. – 23 с.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 563 с.
6. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с
7. Ковалева, М.Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития / М.Н. Ковалева // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ 2004. – С. 20-27.
8. Кондрашина, О.Е. Речевое развитие школьника: сущность, структура, содержание / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 72-76.
9. Коробкова, В.В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 9. – С. 87-92.
10. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. –156 с.
12. Лоуэн, А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. – М.: АСТ, 1998. – 428 с.
13. Львов, М Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
14. Назарова, А.А. К вопросу о функциях языка и речи / А.А. Назарова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 3. – С. 75-79.
15. Николаева, Е.И. Психология семьи / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2013. – 336 с.
16. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
17. Орусбаева, Т.А. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т.А. Орусбаева // Научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 55-59.
18. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Д. Павлова. – Москва, 2000. – 20 с
19. Романенко, Л.В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Л.В. Романенко // Наука, образование и культура. – 2017. – № 2. – С. 30-32.
20. Русанова, Л.С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка / Л.С. Русанова // Вестник Костромского гос. университета. – 2016. – № 2. – С. 114-117.
21. Русанова, Л.С. Речевое развитие в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации / Л.С. Русанова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 229-235.
22. Садовская, Ю.В. Коммуникативные помехи в детской речи [Текст] / Ю.В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. –2010. – Вып. № 1 (9). – С. 132-138.
23. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
24. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
25. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 c.
26. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
27. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Академия. 1989. – 455 с.
28. Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицин. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
29. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 565 с.
30. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Э.Г. Эйдемиллер / Под общей редакцией Л.И. Вассермана. – М.: «Фолиум», 1996. – 48 с.