ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.2 ВООБРАЖЕНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.4 КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
При наличии такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняется социальное развитие детей. Если говорящие дети свои представления о мире, в котором живут, знания о самом себе и об окружающей их действительности получают при общении друг с другом или со взрослыми, то для детей с нарушением слуха характерны трудности понимания понятий, событий, смысла поступков, формирования нравственных представлений и чувств.
Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев подчеркивают, что дети с нарушением слуха испытывают трудности в осмыслении некоторых человеческих действий, причинами чему являются ограничение возможностей в получении и усвоении некоторых видов информации, ограниченность общения со взрослыми и сверстниками, а в дальнейшем и проблемы с социализацией в обществе. При поступлении в школу некоторые дети испытывают психологические трудности из-за отрыва от семьи и от матери, не способны в достаточной мере взаимодействовать с новым ближайшим окружением.
Любые дети с особенностями психофизического развития имеют сложный внутренний мир. На начальных этапах развития таких детей очень важно им помочь увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
По нашему мнению, проблема развития творческого воображения учащихся с нарушением слуха является актуальной и значимой.
Младший школьный возраст является сенситивных периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческой. Творческая деятельность предусматривает реализацию способностей учащихся, создание чего-то нового, интересного, необычного.
Как отмечают А.В. Киселева, Т.И. Обухова, С.Е. Петровская, средством, способным решать задачи развития творческого воображения учащихся, является искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и способствует нравственному, духовному становлению личности.
Изобразительное искусство используется как средство художественного развития учащихся с особенностями психофизического развития, оказывает на детей благотворное воздействие, является способом профилактики и коррекции нарушений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Комплексная характеристика воображения как психического процесса
Человек как субъект деятельности не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразовывает действительность, создавая предметы, которых ранее не существовало. Человек не мог бы всего этого делать, если бы у него не было бы способности представлять себе результат своих действий. Чтобы преобразовывать окружающий мир, необходимо уметь преобразовывать его в своих мыслях, представлении.
По определению С.Л. Рубинштейна, воображение – это психический процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, а также создание на данной основе новых представлений [22, c. 263].
Процесс воображения характерен лишь для человека и относится к специфическим видам его психической активности. Как отмечают А.О. Слепцова и Н.В. Жилкина, воображаемый образ является своеобразной психической моделью продукта будущего, что способствует его предметному воплощению в реальную жизнь [26].
Продукт воображения может выступать в качестве:
– образа конечного результата реальной предметной деятельности;
– картины собственного поведения в условиях информационной неопределенности;
– образа ситуации, разрешающей актуальные для конкретного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем [17, с. 152].
Процесс воображения начинается с построения образа, затем возникает продуцирование образов, которые способны изменить и заменить действительность.
Воображению, как психическому процессу, свойственны определенные качества:
– яркость и отчетливость образов воображения конкретного индивида определяют то, насколько образ ярко и отличительно представлен от реального;
– реалистичность – это приближенность к объектам и действиям, которые отражаются в форме образа. Полнота в целях всех параметров деятельности обусловливает большую легкость в ее реализации в жизни;
– контролируемость – означает возможность изменять содержание процесса воображения, а также оказывать влияние на отдельные параметры образов воображения (модальность, детальность и др.) по усмотрению индивида;
– уровень активности, определяемый возможностью образов воображения являться регуляторами, мотивами деятельности и поведения. Это качество повышает активность и эмоциональную насыщенность образов [10, с. 185].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Цель и методика экспериментального исследования
Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей творческого воображения у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста, проводился на базе ГУО «Средняя школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти».
Диагностические процедуры осуществлялись на базе 4 класса, количество учеников в котором составляет 6 человек. Контингент детей: слабослышащие учащиеся.
По нашему мнению, выбранные нами методики констатирующего эксперимента наиболее точно свидетельствуют о наличии у данной категории детей творческого потенциала, а также предпосылок к развитию творческого воображения.
Мы использовали «Тест креативности Торренса» (субтест 2 «Завершение фигуры»), творческое задание «Три краски».
Далее представлено описание выбранных методик.
«Тест креативности Торренса»: Субтест 2 «Завершение фигуры»
Задание «Завершение фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их.
Десять разных незавершённых фигур навязывают определенные образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Основными показателями креативности выступают:
• продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
• гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
• оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
• разработанность (степень детализации ответов) – характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Время, отведенное на выполнение задания, составляло 10 минут.
Творческое задание «Три краски»
Испытуемым было предложено задание: взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. К рисунку предлагалось придумать как можно больше названий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей жизни человек в той или иной степени вовлечен в творческую деятельность, в которой активно задействовано воображение. Формируясь с самого раннего детства, оно развивается на протяжении всей жизни человека. Ученые отмечают особую значимость младшего школьного возраста в формировании воображения.
Воображение – это психический процесс создания индивидуумом в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Оно может быть следующих видов: пассивным и активным; репродуктивным и продуктивным; сенсорно-перцептивным, эмоциональным, словесно-логическим. Воображение характеризуется такими качествами как яркость и отчетливость образов, реалистичность, контролируемость, уровень активности. Главным источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека и его индивидуальность.
Воображение в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, которые оказываю непосредственное влияние на его развитие. Воображение приобретает произвольный характер, постепенно оно преобразуется в целенаправленный спланированный процесс. В процессе деятельности младший школьник осваивает все новые приемы и методы преобразования образов и представлений. Воображение переходит во внутренний план и больше не нуждается в наглядной внешней опоре. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении. Таким образом, воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
Трудности общения и формирования взаимоотношений со слышащими детьми могут привести к формированию у детей с нарушением слуха некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность или замкнутость. Однако специалисты в области сурдопсихологии, долгое время изучающие становление личности детей с нарушением слуха, считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей рассматриваемой категории могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
Значимую роль в становлении личности слабослышащих и неслышащих детей играют включение их в творческий процесс, развитие у них творческого потенциала и желания заниматься творческой деятельностью.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреева. – Казань, 1988. – 255 с.
2. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – Питер, 2008. – 398 с.
3. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – Москва, 2005. – 304с.
4. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. – М.: Педагогика, 1973. – 176 с.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург, 1999 – 88 с.
6. Гозова, А.П. Совершенствование познавательной деятельности глухих в процессе обучения / А.П. Гозова. – М.: Педагогика, 1986. – 326 с.
7. Дыбина, О.В. Генезис исследования проблемы творчества / О.В. Дыбина // Известия РГПУ. – 2010. – № 1. – С. 327-333.
8. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко – М.: 1986. – 197 с.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 52–59.
10. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
11. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С. 37–41.
12. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: 2003. – 480 с.
13. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебеднский. – М.: 1985. – 144 с.
14. Левин, В. Воспитание творчества / В. Левин. – Томск: Пеленг, 1993 – 56 с.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
16. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
18. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха / И.А. Михаленкова – СПб.: 2006. – 96 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Наука, 2007. – 456 с.
20. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е.Г. Речицкая, Е. А. Сошина – М.: ВЛАДОС, 2000. – 124 с.
21. Розанова, Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей / Т.В. Розанова. – М.: Просвещение, 1981. – 146 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
23. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников / А.Г. Рузская // Психология младшего школьника. – М., 1960. – С. 128–147.
24. Савина, Е.А. Введение в психологию: курс лекций / Е.А. Савина. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
25. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997. – 240 с.
26. Слепцова, А.О. Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности / А.О. Слепцова // Вестник АГУ. – 2012. – № 1. – С. 11–16.
27. Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов – важная проблема современного образования / Н.В. Собко – И.: Дополнительное образование, – 2005.
28. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и после. – 2003. – №8 – С. 80-87.
29. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 1996. – 153 с.
30. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: 1995. – 291 с.
31. Ушинский, К.Д. История воображения / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11-ти т. – М., 2000. – Т.8. – 384 с.
32. Филоненко, А.В. Наглядно-дидактический материал для учителей начальных классов по обучению связной речи на уроках развития речи / А.В. Филоненко. – Краснодар: 2010. –120 с.
33. Шматко, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997.
34. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы: учеб. пособие / В. Штерн. – М.: Наука, 1998. – 335 с.
35. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – М.: Педагогика, 1988. – 142 с.