Эффективные методы и средства сотрудничества УДО и семьи воспитанника
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эффективные методы и средства сотрудничества УДО и семьи воспитанника»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Эффективные методы и средства сотрудничества УДО и семьи воспитанника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Удовлетворенность качеством образования воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Проблемы наиболее характерны для УДО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Проблемы наиболее характерны для УДО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Поделиться
Введение
Глава 1 Психолого–педагогическая особенность и сущность взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
1.1 Современные методы и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
Выводы по первой главе
Глава 2 Исследование педагогических условий внедрения современных методов и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
2.1 Экспериментальное исследование использования современных методов и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
2.2 Результаты исследования использования современных методов и форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Изменения в дошкольном образовании сегодня направлены, прежде всего, на повышение его качества. Это, в свою очередь, во многом зависит от скоординированных действий семьи и дошкольных учреждений. Положительные результаты могут быть достигнуты только в том случае, если семьи и дошкольные учреждения будут рассматриваться как единое образовательное пространство, включая сотрудничество и взаимодействие педагогов и заинтересованных законных представителей детей в течение всего дошкольного периода.
Необходимым условием создания единого дошкольного пространства является определение и принятие участниками образовательного процесса общих целей и задач образования детей дошкольного возраста, которые рекомендуются единой программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года, образовательными стандартами дошкольного образования.
Однако родители, как социальные клиенты образовательных услуг, часто не имеют представления об этом. Именно дошкольные учреждения являются первыми образовательными учреждениями, с которыми родители вступают в контакт. Развитие многогранности ребенка, образовательной грамотности родителей, а значит, и уровня воспитания ребенка в семье, зависит от совместных усилий родителей и педагогов. Независимо от того, насколько тщательно дошкольное учреждение учитывает форму обучения ребенка, насколько высококвалифицированы работники, невозможно достичь поставленных целей без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Трудно переоценить роль семьи в создании этой последовательности, поскольку она оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка, его духовное и нравственное воспитание. События в жизни дошкольных учреждений требуют совершенствования форм и методов взаимодействия педагогов и законных представителей воспитанников, повышения заинтересованности родителей в совместном воспитании своих детей.
Глава 1 Психолого–педагогическая особенность и сущность взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи
1.1 Современные методы и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
Семья и дошкольное образование - два важных института в социализации ребенка. Их образовательные функции различны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития.
Роль семьи в обществе не имеет себе равных ни в одном социальном институте, поскольку именно в семье формируется и развивается личность ребенка дошкольного возраста, осваиваются его социальные роли. Люди чувствуют семейные связи на протяжении всей жизни. Семья закладывает основы индивидуальной морали, формирует нормы поведения, раскрывает качества и способности человека.
В любом цивилизованном обществе вопрос об образовательном взаимодействии родителей и дошкольных учреждений всегда был и остается актуальным, в первую очередь, для воспитания родителей. Этой проблемой в прошлом занимались выдающиеся педагоги: А. Дистерверг, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и другие. Она стала объектом научного развития и практической организации деятелей образования: Ф.П. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других.
В. А. Сухомлинский подчеркнул, что задача образования и развития может быть успешно решена только в том случае, если образовательные учреждения поддерживают связь с семьями и вовлекают их в свою работу. Именно В.А. Сухомлинский подчеркнул и подтвердил принцип преемственности и единства общественного и семейного воспитания, основанного на отношениях доверия и сотрудничества между педагогами и родителями [8, с. 153].
Задача учреждений дошкольного образования- раскрыть родителям важные аспекты психолого-педагогического развития детей всех возрастов дошкольников и рекомендовать соответствующие методы обучения и воспитания.
Исследования Л.С. Выготского и Л.С. Лисиной показали, что важным фактором, влияющим на благополучие детей, является семья, прежде всего, качество общения между детьми и родителями.
Глава 2 Исследование педагогических условий внедрения современных методов и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
2.1 Экспериментальное исследование использования современных методов и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника
В соответствии с целью и спецификой исследования были поставлены такие задачи:
1. Осуществить подбор диагностических методик для анкетирования родителей и воспитателей на выявление уровня эффективности взаимодействия УДО и семьи в виде авторских анкет педагогов и психологов.
2. Провести исследование состояния взаимодействия воспитателя и родителей в УДО.
3. Провести сравнительный анализ количественный и качественный показателей полученных результатов.
Исследование проводилось на базе Государственное учреждение образования «Детский сад №18 г. Гродно».
В исследование приняло участие: 2 воспитателя (основные воспитатели группы) и 50 родителей (мама и папа) 25 детей. Исследование проводилось во второй половине дня.
Применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование (анкета-опросник Р.П. Дешеулина) воспитателей и родителей [7].
Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО».
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой УДО и его педагогического коллектива, готовность к активному участию в образовательном процессе УДО.
Анкета состоит из 3 блоков.
1. Удовлетворенность качеством образования воспитанников (Приложение 1).
2. Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду (Приложение 2).
3. Проблемы наиболее характерны для УДО (Приложение 3).
На собрании родителям было предложено внимательно прочитать и ответить на вопросы в анкете.
Заключение
Взаимодействие означает согласованное установление отношений между семьёй и детским садом, чтобы поведение одной из сторон обязательно сопровождалось соответствующим поведением другой. Взаимодействие между педагогами и родителями предполагает взаимную поддержку, уважение и доверие, а также знание и учет педагогом условий воспитания в семье, знание и учет родителями условий воспитания в детском саду. Она также включает в себя желание родителей и педагогов оставаться на связи друг с другом. Целью сотрудничества является создание партнерства между участниками учебного процесса и вовлечение родителей в жизнь детского сада. Сотрудничество между педагогом и семьей означает совместное определение целей деятельности, совместное планирование работы, совместное распределение сил и средств, определение темы деятельности в соответствии со способностями каждого воспитанника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем ожидание новых целей и задач.
Содержание работы с родителями реализуется различными формами и методами. Универсальной формой взаимодействия педагогов с родителями является родительское собрание. Современные условия диктуют использование наряду с традиционными и нетрадиционными формами взаимодействия с родителями. Таких форм существует множество. Среди многообразия педагог имеет возможность выбора наиболее оптимальных форм работы в данном коллективе. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Главное - правильно и целенаправленно планировать работу по взаимодействию с родителями учащихся. Дальнейшее развитие детей дошкольного возраста зависит от совместных усилий педагогов и родителей. И именно качество работы педагогов в УДО определяет уровень образовательной культуры родителей, а значит и уровень развития детей дошкольного возраста.
С целью исследования использования современных методов и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника было проведено диагностическое исследование.
1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность УДО: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия УДО с семьей: учеб. – метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. го с. ун–т, 2014. – 177 с.
4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Загик, Т.А. Марковой. – М.: Владос, 2011.–192 с.
5. Давыдова, О. И. Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода / О.И. Давыдоваа // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5. – С. 52 – 55.
6. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина// Дошкольное воспитание.–2010.–№2.– С. 44–49.
7. Дешеулина, Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг/ Р.П. Дешеулина. М.: Творческий Центр, 2004. - 112 с.
8. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию УДО и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2009. – 190 с.
9. Доронова, Т.Н., Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2014. – 224 с.
10. Дуброва, В.П. Теоретико–методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи / В.П. Дуброва. – Минск, 2013. – 234 с.
11. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
12. Зверева, О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы / О.Л. Зверева. – М.: ГПИ, 2003. – 180 с.
13. Калина, М.А. Родительское собрание в нетрадиционной форме / М.А. Калина // Практика управления УДО. – 2012. – № 6 (10). – С. 29 – 32.
14. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy–by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/51.htm.
15. Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий / Е.В. Коротаева. –Екатеринбург: УрГПУ, 2010.–118 с.
16. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в УДО / Т.В. Кротова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 116 с.
17. Левков, Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей / Ю.Я. Левков. – Иркутск: ИГПИ, 2014.–125 с.
18. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис–пресс, 2013. – 144 с.
19. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Модэк МПСИ, 2010. – 150 с.
20. Нерода, М.В. Педагогическое сопровождение семейного воспитания / М. В. Нерода, Т. Н. Тебенева // Управление УДО. – 2005. – №6. – С. 91
21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка 70000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 2010. – 921 с.
22. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
23. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду / С.Ю. прохорова. – М.: Скрипторий, 2003, 2011. – 104 с.
24. Тонкова, Ю. М., Современные формы взаимодействия УДО и семьи / Ю М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71–74.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Удовлетворенность качеством образования воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Проблемы наиболее характерны для УДО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью УДО» Проблемы наиболее характерны для УДО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты