Эмоционально-волевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоционально-волевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Эмоционально-волевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Детский сад № 52, УО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Сюжетные картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Несуществующее животное».
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Сюжетные картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Несуществующее животное».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические особенности эмоционально-волевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «эмоциональная сфера»
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации родителям и педагогам в рамках коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Все люди чувствуют, переживают и реагируют на действия других людей и социальные обстоятельства. Это связано с развитием эмоциональной сферы человека. Это понятие многогранно, оно включает в себя: эмоциональные состояния, чувства, ощущения, эмоциональные свойства личности, которые определяют действия человека, его характер, темперамент как основу его личности (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
Все психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание, воображение, память и, конечно же, волевые качества формируются под влиянием эмоциональной сферы ребенка. Таким образом, проблема развития эмоций и воли, их роль в появлении мотивов как регуляторов деятельности и поведения детей является одной из важнейших проблем психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Е. Изард).
Такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие утверждают, что все отклонения в познавательной деятельности, которые происходят в детстве, должны быть связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка. Речевые нарушения в той или иной степени негативно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Ограничение речевого общения может плохо влиять на формирование личности ребенка, вызывать наслоения мышления, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, ощущение неполноценности). (Р.Е. Левина, В.А. Калягин, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, С.С. Ляпидевский, Л.А. Зайцева и др.).
В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоциональных процессов на деятельность. Главным моментом результатов этих исследований является то, что умеренные значения эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, а высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизнедеятельности.
Глава 1 Теоретические особенности эмоционально-волевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «эмоциональная сфера»
Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые, но в ряде работ они рассматриваются в единстве, поэтому используется термин эмоционально-волевая сфера личности. В большинстве случаев этот термин используется в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях, потому что она действует как единый механизм, а различные сферы личности связаны между собой. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности [2, с.111].
Структура эмоционально-волевой сферы человека состоит из следующих компонентов: эмоции, чувства, воля. Рассмотрим их более подробно.
Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эти отношения могут переживаться человеком как неприятные (неудовольствие), либо приятные (удовольствие). Источниками эмоций и чувств являются окружающие человека предметы и явления, его деятельность, изменения, которые происходят в организме, которые исходят из потребностей, желаний и намерений человека, особенностей его характера. Чувства и эмоции – это разные, но взаимозависимые явления эмоциональной сферы личности [3, с.111].
Рассмотрим каждое из этих явлений.
Эмоции – элементарные переживания, которые выражают реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей. Такие эмоции присущи и животным, но у людей они обусловлены уровнем развития общества, поэтому человек удовлетворяет их, учитывая свои возможности и их уместность.
Любое эмоциональное переживание вызывает определённые изменения в организме человека и по ним можно определить, какие эмоции человек испытывает в конкретный момент. Внешне они проявляются в выразительных движениях. Различают мимические (движения мышц лица) и пантомимические (движения частей тела, жесты) реакции.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: УО «Детский сад № 52» г. Гродно. В данном исследовании приняли участие 40 воспитанников старших групп данного дошкольного учреждения в возрасте 6-7 лет. В исследовании приняли участие 25 девочек и 15 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Сюжетные картинки».
С помощью данной методики определяется уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. Данная методика состоит из нескольких картинок, на которых изображены положительные или отрицательные поступки. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть предложенные картинки и дать моральную оценку ситуации, которую он видит.
Обработка и интерпретация результатов исследования:
0 баллов (низкий уровень) – ребенок неправильно интерпретирует картинки и им соответствует неадекватная эмоциональная реакция.
1 балл (средний уровень) – ребенок правильно раскладывает картинки, однако не может объяснить свои действия и им следует неадекватная эмоциональная реакция.
2 балла (высокий уровень) – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свой выбор, однако эмоциональные проявления у него выражены слабо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что эмоции и воля связаны между собой и образуют сферу личности, называемую эмоционально-волевой. Нами было выявлено, что эмоционально-волевая сфера представляет собой это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способы их регулирования. Эмоции представляют способы реагирования на конкретные события и находятся в тесной связи с волевыми процессами.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоционально-волевой сферы детей и формируется устойчивая система волевых процессов. Для старшего дошкольного возраста характерными являются определенное постоянство и устойчивость, однако сохраняется некоторая степень импульсивности, в рамках удовлетворения своих потребностей.
Основными причинами возникновения эмоциональных нарушения являются такие как физиологические, биологические и социальные причины. Основными эмоционально-волевыми нарушениями являются такие как аффективные, поведенческие и психомоторные расстройства.
С целью определения особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Сложи картинки» и «Несуществующее животное». Данное эмпирическое исследование проводилось в три этапа.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты исследования:
- Данные, представленные на рисунке, указывают нам на то, что для детей старшего дошкольного возраста, в данном учреждении образования характерным является средний уровень развития эмоционально-волевой сферы (55%).
- Для 25% опрошенных детей характерным является высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
- Около 13% опрошенных детей демонстрируют очень высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.
- Около 7% опрошенных респондентов характеризуются низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
- агрессивность характерна в высокой степени для 60% детей, для 30% детей характерен средний уровень развития агрессивности, а для 10% опрошенных детей – высокий.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 345 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд. АСТ, 2008. – 672 с.
3. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. / В.Е. Дружинин. — М.: Сфера. 2003. – 364 с.
4. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
5. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника / А.В. Запорожец – М.: Просвещение, 2005. – 145 с.
6. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – СПб.: Питер, 2009. – 249 с.
7. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова – М.: Академия, 2004. – 452 с.
8. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. 2001. – 184 с.
9. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. / О.А. Карабанова – М.: «Российское педагогическое агентство», 2017. – 149 с.
10. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М.: Академия, 2000. – 304 с.
11. Ковалец, И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.; ВЛАДОС, 2004. – 217 с.
12. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
13. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2003. – 640 с.
14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. – М.: академия, 2016. – 596 с.
15. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
16. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский – М.: Академия, 2003. – 396 с.
17. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.-Воронеж: ЮНИТИ, 2000. – 87 с.
18. Психология человека от рождения до смерти / под. ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — 683 с.
19. Психотерапия детей и подростков / под ред. Ф. Кендалла. – СПб.: Питер, 2002. – 251 с.
20. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
21. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 336 с.
22. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка / А.М. Тимофеенко. – М: Илекса, - Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 178 с.
23. Степина, Н.М. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я Зедгенидзе. – М.: Академия, 2004. – 154 с.
24. Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. / В.Э. Чудновский. – М.: Знание, 2006. – 80 с.
25. Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 2002. – №3-4. – С. 7-13
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Сюжетные картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Несуществующее животное».
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Сюжетные картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Несуществующее животное».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты