Инновационные технологии социальной профилактики агрессивности
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Инновационные технологии социальной профилактики агрессивности»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Инновационные технологии социальной профилактики агрессивности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диаграмма.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 АГРЕССИЯ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ(ИССЛЕДОВАНИЕ)
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ
2.1 СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ. МЕТОДЫ
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность темы исследования. Кто-то, выбрасывая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться с грузом проблем самостоятельно и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением дурного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают такое деструктивное поведение человека агрессией, которая причиняет людям психологический дискомфорт и физический вред. Кроме того, агрессивное поведение без причины может указывать на серьезные гормональные нарушения в организме, а также на то, что человек страдает болезнью Альцгеймера. В любом случае агрессивное поведение требует тщательного обследования, откладывать которое ни в коем случае не рекомендуется. Ни для кого не секрет, что агрессия возрастает с каждым годом. Это касается не только неблагополучных стран, но и вполне благополучных с точки зрения экономики и уровня жизни.
Психотерапевты и психиатры выделяют несколько причин агрессивного поведения, среди которых злоупотребление антидепрессантами и снотворными; психическая травма, перенесенная в детстве; проблемы в личной жизни и на работе (увольнение); усталость, накопленная в результате напряженной работы без отдыха.
Разработанность проблемы: в последнее время интерес российских и зарубежных психологов к изучению асоциального поведения усилился в связи с резким изменением жизни общества.
1 Теоретические основы. Изучение агрессивности населения в со-временном обществе
1.1 Агрессия и её характеристики
Есть ряд мотивов агрессивного поведения. Рассмотрим их подробнее.
- Патологические мотивы - психозы, бред, галлюцинации и так далее. Они являются результатом психических расстройств и болезней.
- Враждебные мотивы - эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
- Мотивы гедонистические - здесь агрессия - инструмент для получения удовольствия.
- Авторитарные мотивы (властолюбие) - человек, проявляющий авторитарную агрессию, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
- Мотивы отрицания - агрессия как способ нарушения установленных норм и правил.
- Мотивы психической саморегуляции - с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.
Также существуют защитные мотивы, мотивы достижения и приобретения, мотивы следования.
Среди наиболее популярных теорий агрессивного поведения - теории Зигмунда Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца.
Ученые делят теорию агрессии на четыре категории, которые определяют агрессию как врожденное побуждение, залог (так называемая теория влечения); потребность, спровоцированная внешними факторами (теория фрустрации); эмоциональные и познавательные процессы; агрессия как модель социального поведения.
Учителя и психологи отмечают, что в последние годы младшие школьники проявляют все большую агрессию как по отношению к сверстникам, так и к учителям. Первой причиной специалисты называют нестабильную ситуацию в семьях, где сами родители агрессивно относятся к своему ребенку и друг к другу. В результате агрессия становится нормой для такого ребенка. Кроме того, непоследовательность в воспитании родителей (сегодня это возможно, а завтра категорически невозможно) приводит к тому, что дети растеряны и озлоблены [11, c. 6].
2 Практические аспекты социальной профилактики агрессии
2.1 Социальная профилактика агрессивности. Методы и т. д.
Диагностика – это способ изучения и познания различных отношений, со-стояний, качеств и свойств объектов исследования [7].
Наше исследование проводилось в детско-подростковом клубе по месту жительства «Гайдар», в нем приняли участие 20 старших подростков.
Для исследования агрессивного поведения у старших подростков на первом этапе в нашем исследовании мы решили опираться на факторы, которые определяют проявление агрессивности В.Т. Кондрашенко [2]:
индивидуальный фактор –действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
психолого-педагогический фактор – проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
социально-психологический фактор – раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением;
личностный фактор – прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
личностный фактор – определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [5].
Далее мы решили определить некоторые задачи, для того, чтобы выявить агрессивное поведение.
1. Определить характерные для старших подростков формы агрессивно-го поведения;
2. Определить манеру поведения в конфликтных ситуациях;
3. Выявить уровень самооценки личности.
Заключение
Вступая в контакт с другим человеком, который угрожает или оскорбляет необходимо обратить внимание на степень его агрессивного поведения, направленно ли оно против Вас лично или это поведения общего характера.
В таких ситуациях следует продемонстрировать свое спокойствие и уверенность в себе:
- спокойствие может снизить степень гнева другого человека;
- лучший способ воздействия при презрении другого человека будет сохранение собственного достоинства;
- демонстрируйте не только спокойствие, но и уверенность в себе, собственную силу, если заметили страх противника.
Отвечать следует твердо, уверенно, спокойно, неторопливо, обращая ответ в пространство. Перед ответом важно выдержать небольшую паузу и внимательно посмотреть в лицо собеседнику. Беседуя с человеком надо быть сдержанным, не высказываться оценочно, не давать советы, если об этом не просят, не помогайте, предлагайте свою помощь в чем-то конкретном, после своих важных дел.
Физическое избегание. Самый простой вид защиты – физическое избегание, это значит сведение общения к минимуму. В такой ситуации можно общаться через посредника, когда с неприятным человеком нужно уладить какие-то дела, а эмоционально-чувственная сфера не дает спокойно этого сделать.нужно постараться представить как бы хотелось выйти из такой ситуации в идеале и составьте шаблоны подходящих фраз. В ситуациях противостояния, когда на Вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает совсем непросто, но очень важно.
1. Аминов, И.И. Юридическая психология: учебник для студентов вузов / И.И. Аминов. – М.: Омега-Л, 2012. – 415 с.
2. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Социал. здоровье России, 1994. – 224 с.
3. Белоглазова, Е.Н. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением / Е.Н. Белоглазова. – 2014. – № 7. – С. 4-22.
4. Божович, Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.С Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
5. Божович, Л.С. Проблемы формирования личности / Л.С. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
6. Большой энциклопедический словарь. – Гл. ред. А.М. Прохоров, 1997. – 1456 с.
7. Буторина, Н.Е. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза / Н.Е. Буторина. – 1991. – С. 15-21.
8. Бурлачук, Л.Д. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Д. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия: учеб.пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 1997. – 330 с.
10. Венгер, Л.Л. Проблемы детской психологии и научное творчество – А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин. – 1988. – № 3. – С. 20-29.
11. Волдаева, Е.А. Районный клуб правопорядка: программа и содержание деятельности / Е.А. Волдаева. – 2015. – № 8. – С 12-30.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – 1984. – Т. 4. – 432 с.
13. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – Учеб.-метод. пособие, ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М., 2005. – С. 27-50.
14. Гинзбург, М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками / М.Р. Гинзбург. – 2009. – № 1. – С. 66-75.
15. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург. – 1994. – № 3. – С. 43-52.
16. Годфруа, Ж. Что такое психология: учебник для вузов: в 2т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – Т.2. – 376 с.
17. Дзержинская, Л.Б. Новый взгляд на проблему формирования потребности в организованной досуговой деятельности у подростов с девиантным поведением / Л.Б. Дзержинская. – 2013. – № 3 (51). – С. 26-33.
18. Звянина, Е.В. Педагогические условия предупреждения преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций: автореф. дис. канд. пед. наук, Магнитогорск, гос. ун-т. Магнитогорск, 2006. – 22 с.
19. Зиннуров, Ф.О становлении педагогической системы профилактики девиантного поведения подростков / Ф.О. Зиннуров. – 2012. – № 2 (46). – С. 40-45.
20. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диаграмма.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты