Понятие и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия
БГУТ (бывш. МГУП) Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия»
по дисциплине: «Экономика организации»
2021
45.00 BYN
Понятие и пути повышения эффективности использования основных средств предприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации
Организация: Спартак, СП ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Состав основных средств за 2017-2018 гг.
Приложение А Состав основных средств за 2017-2018 гг.
Приложение Б Данные отчета по труду за 2017-2018 гг.
Приложение В Анкета для опроса потребителей.
Приложение Г Результаты маркетингового опроса.
Поделиться
Введение
1 Экономическая сущность основных средств
1.1 Понятие, классификация и структура основных средств
1.2 Методы учёта и оценка основных средств
1.3 Показатели эффективности и пути улучшения использования основных средств
1.4 Износ основных средств
1.5 Амортизация основных средств. Способы и методы начисления амортизационных отчислений
2 Оценка состояния, движения и эффективности использования основных средств СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
2.2 Анализ состава, структуры и динамики развития основных средств СП ОАО «Спартак»
2.3 Оценка состояния и эффективности использования основных средств СП ОАО «Спартак»
3 Основные направления и пути повышения эффективности использования основных средств СП ОАО «Спартак»
4 Маркетинговые исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления хозяйственной деятельности и нормального функционирования любая современная организация должна обладать необходимыми ресурсами, то есть иметь определенные средства и источники, с помощью которых можно производить и реализовывать материальные блага, работы и услуги. Такими средствами, прежде всего, выступают основные средства, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и т.д.
Основные средства участвуют в процессе производства и являются самой главной основой деятельности любой организации. Они представляют собой наиболее дорогостоящую часть средств организации, поэтому их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организаций.
Одной из главных задач каждой современной организации общественного питания является повышение эффективности и качества процесса оказания услуг, а также значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных средств, являющихся материальной базой данного процесса. Следует отметить, что основные средства, участвуя в процессе оказания услуг общественного питания длительное время, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость частями на изготовляемую продукцию, выполняемые работы и услуги, сохраняя при этом натуральную форму. Эта особенность делает необходимым изучение основных средств организаций с целью их максимально эффективного использования.
Анализ основных средств организации определяет обеспеченность организации и структурных подразделений основными фондами, уровень использования, мощность работы предприятия и оборудования, выявляет резервы повышения эффективности использования основных средств. Все эти факторы обуславливают успешное ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на размеры получаемой прибыли. В связи с этим, роль анализа основных средств достаточно велика.
Актуальность изучения основных средств предопределена и тем, что в условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы, как технический уровень, качество услуг общественного питания, что целиком зависит от качественного состояния основных средств организации и их эффективного использования, потому как улучшение качества средств труда обеспечивает основную часть роста эффективности всего хозяйственного процесса.
Цель данной работы – провести анализ эффективности использования основных средств на предприятии.
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
˗ изучить экономическую сущность основных средств;
˗ произвести оценку состояния, движения и эффективности использования основных средств СП ОАО «Спартак»;
˗ изучить основные направления и пути повышения эффективности использования основных средств СП ОАО «Спартак»;
˗ провести маркетинговые исследования.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие, классификация и структура основных средств
Основные средства - один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование напрямую влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности компаний.
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными производителями сырья, в которой могут выиграть те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов. Условия перехода к рыночной экономике заставляют трудовые коллективы постоянно искать резервы повышения эффективности использования всех материальных факторов производства, в том числе основных фондов. Выявить и реализовать эти оговорки можно с помощью тщательного экономического анализа [6, с. 233].
Состояние и использование основных средств – один из важнейших аспектов аналитической работы, так как это материальное воплощение научно-технического прогресса - главный фактор повышения эффективности любого производства. В экономической литературе существует несколько определений: «основные средства», «имущество», «внеоборотные активы», «долгосрочные активы». Для единообразия и правильности организации учета внеоборотных активов используется ряд нормативных документов. Их условно можно разделить на три группы. В первую группу входят документы, обеспечивающие единство, основные методы, способы и принципы организации и ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь.
Из всех активов организации значительную часть занимают основные средства. Экономически обоснованная оценка основных средств имеет большое значение для достоверного отражения в балансе их общего объема и состава по видам и группам, а также для правильного расчета налога на имущество, начисления амортизации, анализ эффективности использования средств [15, с. 84]. Основные средства - один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование напрямую влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий [9, с. 105].
В производственном процессе средства труда используются вместе с предметами работы, то есть основными фондами. К ним относятся машины, оборудование, инструменты, бытовая продукция и инвентарь, а также другие производственные инструменты, с помощью которых осуществляется производственный процесс. К средствам работы также относятся здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, которые напрямую не влияют на объекты работы, но создают необходимые условия для осуществления производственного процесса и т. д. [22, с. 258]
Средства труда (основные средства), в отличие от предметов труда, длительное время участвуют в производственном процессе, сохраняя первоначальный вид. Однако в процессе производства они постепенно изнашиваются, перенося свою ценность на вновь созданный продукт.
Основные средства - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою естественную форму, и их стоимость передается на промышленные товары по частям по мере их износа.
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, ДВИЖЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ СП ОАО «СПАРТАК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее более, чем 80-летний опыт производства кондитерских изделий.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
СП ОАО «Спартак» зарегистрировано в Министерстве внешнеэкономических связей 29 мая 1998 года, регистрационный номер 1994. Вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
СП ОАО «Спартак» – это многопрофильное предприятие с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка. На предприятии действует четыре основных цеха: конфетно-шоколадный; карамельный; бисквитный; вафельный.
СП ОАО «Спартак» специализируется на выпуске кондитерских изделий следующих групп: карамель, печенье, конфеты, шоколад, вафли, торты. Фабрика выпускает широкий ассортимент продукции: карамель – свыше 40 наименований; конфеты, глазированные шоколадом – 35 наименований; печенье – около 40 наименований; вафли – около 20 наименований; конфеты, расфасованные в коробки – свыше 10 наименований; шоколадные изделия – 10 наименований; торты – около 10 наименований.
Основные виды сырья, используемые в производстве: какао-бобы, сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные продукты, крахмал.
Требования к качеству продукции определены техническими условиями и ГОСТами. Сертифицированной является 99,9% продукции от общего выпуска. Продукция предприятия сертифицирована по международной системе стандартов: ISO 9001 (система менеджмента качества), ISO 14001 (система менеджмента окружающей среды), HACCP (анализ рисков и контроль критических точек).
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ СП ОАО «СПАРТАК»
Основными факторами повышения эффективного использовании основных средств является рациональное использование основных фондов и производственных мощностей. Факторы, влияющие на использование производственных мощностей и их объём, взаимосвязаны. Это объясняется тем, что все факторы имеют единственный объект воздействия - производственные мощности предприятия. Разница между ними в том, что первая группа факторов определяет резервы улучшения использования производственной мощности, а вторая - резервы увеличения производственной мощности [26, с. 102].
Увеличение объемов производства промышленной продукции, можно достичь за счет:
1) ввода в действие не используемых в данный момент и новых основных фондов, и производственных мощностей;
2) улучшения использования действующих основных фондов и производственных мощностей.
Улучшение использования действующих основных фондов и производственных мощностей промышленных предприятий, в том числе вновь введенных в эксплуатацию, может быть достигнуто благодаря:
- повышению интенсивности использования производственных мощностей и основных фондов;
- повышению экстенсивности их нагрузки.
Более интенсивное использование производственных мощностей и основных фондов достигается, прежде всего, за счет технического совершенствования последних.
Процесс эффективного использования производственных мощностей характеризуется относительно небольшим диапазоном показателей, но на каждый показатель влияет большое количество факторов. Классификация и учет факторов эффективности использования производственных мощностей, возможность определения их влияния на показатели использования производственных мощностей, позволяет влиять на уровень показателей за счет управления факторами и определить интегрированный уровень загрузки производственных мощностей. При комплексной оценке наряду с общими показателями рассчитываются уточненные удельные показатели, характеризующие влияние отдельных факторов на эффективность использования производственных мощностей. Каждый показатель отражает некоторый аспект комплексного показателя уровня использования производственных мощностей, который формируется при совокупном воздействии всех факторов.
Методология оценки использования основных средств включает определенную последовательность и взаимосвязь работ, представленных в виде диаграммы, показанной на рисунке 3.1.
4 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СП ОАО «Спартак» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь. Выпускает более 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
Основными видами продукции, выпускаемой фабрикой, являются: карамель, конфеты, шоколад и шоколадные изделия, печенье, вафельные изделия, торты и пирожные. На фабрике сегодня существуют четыре основных цеха: бисквитный, карамельный, вафельный, конфетно-шоколадный, где в широком ассортименте производят вышеуказанные виды продукции. Производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение ее качества за счет сети цеховых и центральных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Под брендом «Спартак» выпускается продукция для широкого круга потребителей. Чтобы продукция успешно реализовывалась, предприятие учитывает социально-психологические особенности покупателей. Для детей, например, она выпускает конфеты с более яркой и притягивающей оберткой, где изображены различные сказочные герои, цветы, фрукты («Аэробика», «Белочка», «Коровка», «Ключик» и т. д.). Наиболее притягивающим товаром для взрослых является сладкая продукция, на коробках которой изображен романтический пейзаж, море, солнце, портреты девушек («Дуэт», «Дары Полесья» и т. д.). Также фабрика заботится о населении, которое не может принимать продукцию на основе сахара (больные диабетом), выпуская продукцию с различными заменителями сахара.
Продукция ОАО «Спартак» пользуется большим спросом у населения, так как цены на нее намного ниже, чем у других производителей, таких как, например, «Марс» и других российских кондитерских фабрик. При установлении окончательной цены товара фабрика учитывает ее психологическое восприятие и обязательно проверяет, насколько это соответствует практикуемой предприятием политике цен и как она будет воспринята посредниками, торговым персоналом собственных специализированных магазинов, конкурентами и поставщиками. В настоящее время средний уровень цен шоколадных изделий «Спартак» примерно на 20,0 % ниже уровня импортных и отечественных аналогов, что является конкурентным преимуществом. СП ОАО «Спартак» активно развивает направление шоколадной продукции.
На сегодняшний день успех современных компаний определяется качеством. Качество – главный инструмент в достижении устойчивого успеха и благополучия любой организации. Продукция предприятия сертифицирована по международной системе стандартов: ISO 9001 (система менеджмента качества), ISO 14001 (система менеджмента окружающей среды), HACCP (система анализа опасностей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Показатель выручки СП ОАО «Спартак» в анализируемом периоде вырос с 130219 тыс. руб. до 130964 тыс. руб. или на 745 тыс. руб. (0,57 %). В свою очередь, подобную тенденцию имела и себестоимость реализованной продукции, размер которой увеличился на 4829 тыс. руб. или на 5,02 %. Превышающие темпы роста себестоимости продукции над выручкой от реализации продукции обусловили сокращение валовой прибыли, полученной СП ОАО «Спартак» на 4084 тыс. руб. или на 12,01 %. При этом, в отчетном периоде наблюдалось сокращение чистой прибыли с 11667 тыс. руб. до 8904 тыс. руб. или на 2763 тыс. руб. (23,68 %).
Общий объем основных средств в 2017 году составлял 77783,5 тыс. руб. К 2018 году данный показатель вырос на 959,5 тыс. руб. или на 1,23 % и стал равен 78743 тыс. руб.
Весомая часть основных средств СП ОАО «Спартак» приходится на машины и оборудование, доля которых в отчетном периоде растет с 58,68 % до 59,23 %. Также значительную долю основных средств предприятия занимают здания, удельный вес которых снижается с 33,15 % в 2017 году до 32,87 % в 2019 году.
Доля транспортных средств в 2017-2018 гг. снижалась с 6,24 % до 5,91 %. Суммарный удельный вес иных видов основных средств составляет в отчетном периоде не более 2 %.
Показатель фондоотдачи сократился в анализируемом периоде с 1.67 до 1,66 или на 0,65 %. В свою очередь, фондоемкость в отчетном периоде выросла с 0,597 до 0,601 или на 0,66 %. Снижение показателя фондоотдачи и рост фондоемкости свидетельствует о снижении эффективности использования основных производственных фондов.
Показатель фондовооруженности в 2017 году составлял 43,05 тыс. руб./чел., в то время как в 2018 году его значение выросло, в сравнении с 2017 годом, на 0,53 тыс. руб./чел. или на 1,23 % до 43,58 %. Если происходит рост показателя фондовооруженности основных средств, то можно говорить о росте производительности труда рабочего персонала. Так, производительность труда персонала СП ОАО «Спартак» выросла в отчетном периоде с 72,06 тыс. руб. до 7248 тыс. руб. или на 0,57 %.
Показатели движения основных средств имеют следующую тенденцию. Так, степень ввода основных средств в 2018 году составляла 1,80 %, что на 0,2 % больше, чем в 2017 году.
Степень обновления в 2017 году составляла 1,13 %. В то же время в 2018 году ее значение увеличилось на 0,24 %, по сравнению с 2017 годом, и составило 1,37 %.
1 Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.И. Аверина. – М.: КноРус, 2019. – 94 c.
2 Анализ эффективности использования имущества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lektsia.info/1x220f.html.
3 В. К. Скляренко. Экономика предприятия [Электронный ресурс] / В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. – Режим доступа: https://altairbook.com/books/3238248-ekonomika-predpriyatiya.html.
4 Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / В.Д. Герасимова, Л.Р. Туктарова, О.А. Черняева. – М.: КноРус, 2016. – 112 c.
5 Голубева, Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Т.М. Голубева. – М.: Academia, 2017. – 412 c.
6 Горбузова, А.Ф. Финансово-кредитный словарь. Т.2: Словарь / А.Ф. Горбузова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 385 с.
7 Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.
8 Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (для бакалавров) / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. – М.: КноРус, 2018. – 384 c.
9 Денисенко, Е.С. Экономическая сущность понятия «Активы» и их классификация / Е.С. Денисенко // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 44. – С. 105-111.
10 Качкова, О.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.Е. Качкова, М.В. Косолапова, В.А. Свободин. – М.: КноРус, 2019. – 288 c.
11 Кирильчук, Н.А. Определение сущности активов предприятия / Н.А. Кирильчук, О.Г. Блажевич // Финансы и учетная политика. – 2017. – С. 6-10.
12 Кураков Л.П., Дроздов Н.Н., Игратьев М.В., и др. Экономика // ИАЭП Москва, 2017 ISBN 978-5-905934-28-5, 752 с.
13 Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь [Электронный ресурс] / Л.И. Лопатников. – М., 2018. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ268.htm.
14 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» // Консультант Плюс 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193590/.
15 Миляева, Л.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: практикоориентированный подход (для бакалавров) / Л.Г. Миляева. – М.: КноРус, 2016. – 112 c.
16 Михалкевич А.П. Проблемы и пути совершенствования учета основных средств в организациях Республике Беларусь – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/Mikhalkevich_A.P..pdf/.
17 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013г. №57-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2017г. №52-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета: постановление Минфина Респ. Беларусь от 30.04.2012г. №26. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-ф (ос) «Отчет о наличии и движении основных средств и других долгосрочных активов» и указаний по ее заполнению, утв. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 3 августа 2016 года № 103. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021.
20 Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-п (баланс мощностей) «Баланс производственных мощностей» и указаний по ее заполнению от 6 марта 2018 г. № 16. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021.
21 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2014)
22 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по экономическим специальностям / Г. В. Савицкая. – Минск: РИПО, 2016. – 373 с.
23 Сафонова, Н.С. Сущность активов и их кругооборот на предприятии / Н.С. Сафонова, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 4 (17). – С. 213-227.
24 Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс] / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. – Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-ekonomika/111-suschnost-znachenie-osnovnyih-sredstv.html.
25 Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Турманидзе Т.У. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 287 с.
26 Цивенко, М. Ю. Методы и методика анализа имущественного положения предприятия и их характеристика // Молодой ученый. – 2017. – № 48. – С. 102-105.
27 Чалдаева, Л.А. Формирование активов: источники, принципы, правила [Электронный ресурс] / Л.А. Чалдаева. – Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/9712-formirovanie-aktivov.
28 Экономика предприятия: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2015. – 435 с.
29 Лейберт, Т.Б. Финансовый анализ: учебное пособие. – Уфа: Издательство УГНТУ, 2004. − 177 с.
30 Положение о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: yurist.by/polozhenie-o-poryadke-opredeleniya-razmerov-arendnoi-platy-pri-sdache-v-arendu-kapitalnykh-stroenii.
31 Регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vl.nca.by.
32 Общие требования и правила оформления учебных текстовых документов: СТП СМК 7.5.3-02-2020. – Введ. 2020-06-10. – Могилёв: УО «МГУП», 2011. – 43 с.
33 Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика, менеджмент и маркетинг в отрасли». – Могилёв: УО «МГУП», 2020. – 30 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Состав основных средств за 2017-2018 гг.
Приложение А Состав основных средств за 2017-2018 гг.
Приложение Б Данные отчета по труду за 2017-2018 гг.
Приложение В Анкета для опроса потребителей.
Приложение Г Результаты маркетингового опроса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты