Профилактика и преодоление школьных межличностных конфликтов
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика и преодоление школьных межличностных конфликтов»
по дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Профилактика и преодоление школьных межличностных конфликтов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы социальной работы
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Классификация межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Причины межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Способы поведения в конфликтных ситуациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Способы разрешения межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Опорная схема для проведения анализа конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Методическая разработка занятия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие межличностного конфликта и конфликтной ситуации
1.2. Структура конфликта
1.3. Специфика поведения педагога социального при различных проявлениях конфликтной ситуации
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1. Способы и методы профилактики и разрешения межличностных конфликтов
2.2. Общие рекомендации преподавателям по разрешению межличностных конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты как социальное явление возникли с появлением людей, и всегда было определенной проблемой. Поэтому данной проблематикой начали заниматься уже давно. И сегодня разрешение конфликтов является актуальной проблемой, так как проблема конфликтов является препятствием на пути эффективного взаимодействия между людьми в обществе. Со временем появилась даже специальная наука – конфликтология, которая занимается этим явлением.
Межличностные конфликты возникают при столкновении интересов между людьми, которое вызвано несовпадением их взглядов, целей, установок и т.д. При этом зачастую участники конфликта лишь выясняют отношения и не пытаются понять настоящую суть проблемы, установить истинные противоречия. Между тем конфликт следует понимать как феномен социально-психологической реальности и относится к нему уважительно и пытаться решить.
Во все времена ключевая роль в формировании у человека умения в общении с другими людьми принадлежала учебному заведению. Из-за своей специфики в учреждениях образования конфликты неизбежны по многим причинам. Здесь сталкиваются интересы представителей разных возрастных групп, социальных классов. Следовательно, возникновение межличностных конфликтов неизбежно по многим причинам. Во-первых, происходит общение детей с взрослыми и у каждой группы свое видение окружающей действительности, свои требования, Во-вторых, дети также внутренне дифференцированы и не похожи друг на друга. Не следует забывать законных представителей последних – родителей. Поэтому конфликтные ситуации возникают очень часто и основная роль в профилактики и преодолении межличностных конфликтов принадлежит учителю и социальному педагогу.
Все вышесказанное, позволило сформулировать актуальность исследования: насколько в современном образовательном учреждении конструктивны методы по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов и высока в этом роль учителя и социального педагога
Цель курсовой работы: изучить особенности профилактики и преодоления школьных межличностных конфликтов.
Объект исследования: межличностные конфликты как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: способы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов среди учащихся
Задачи курсовой работы:
1. Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
2. Раскрыть понятие межличностный конфликт и обозначить его структуру;
3. Рассмотреть специфику поведения социального педагога при различных проявлениях конфликтной ситуации;
4. Изучить способы и методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие межличностного конфликта и конфликтной ситуации
Конфликты и конфликтные ситуации случаются в разных ситуациях, во все исторические времена. Следовательно, межличностные конфликты являются объектом изучения многих наук, таких как психология, педагогика, философия и т.д. в результате, существует множество определений, что такое межличностный конфликт. Тем более что авторы даже в одной дисциплине могут трактовать это понятие с разных сторон. Вот некоторые из них:
1. Межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.
2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами.
3. Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе.
Таким образом, мы можем заключить, что существует не один десяток определений межличностного конфликта, но всех их объединяет тот факт, что перед их проявлением возникает какая-то трудноразрешимая или труднопреодолимая ситуация, которая в итоге и приводит к возникновению конфликта как такового.
Также из определений мы можем выделить особенности межличностных конфликтов, среди которых основными являются следующие [2]:
1. Конфликты зачастую между субъектами возникают не по причине каких-либо объективных обстоятельств, а зачастую вследствие их субъективного отношения и восприятия каких-либо событий, явлений и т.д.
2. В межличностных конфликтах обязательно происходит непосредственное противоборство между субъектами. Как правила при этом люди сталкиваются лицом к лицу в данной ситуации.
3. Зачастую к возникновению межличностных конфликтов приводит не одна, а несколько причин, которые могут быть объективными, субъективными, личными и т.д.
4. В ходе межличностных конфликтов проявляются личные качества участников конфликта, такие как характер, воля, Эмоциональная сфера и т.д.
5. Межличностные конфликты отличаются особым эмоциональным накалом и проявлением.
6. В межличностные конфликты обычно вовлекаются не только непосредственные участники данного конфликта. Могут затрагиваться интересы также близких, родственников, коллег по работе и других лиц.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
2.1. Способы и методы профилактики и разрешения межличностных конфликтов
Конфликт регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, затрагивающие наши представления о добре и зле, справедливости и порядочности, правильном и неправильном поведении и т.п. Следовательно, здесь действуют нормы, в соответствии с которыми участники получают возможность должным образом оценивать сам конфликт, себя и другую сторону. Трудность состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой различны и даже противоположны. Все это в значительной мере определяется установками, традициями, воспитанием и т.д., но, прежде всего знанием этих норм, пониманием того, как следует действовать в соответствующих ситуациях [1].
Конфликт в педагогической деятельности возникает вследствие того, что учитель пытается утвердить свою позицию и в ответ возникает протест со стороны ученика против неправильного отношения к нему, наказания за поступок, неправильно выставленную отметку и т.д.
Ребенку физически очень трудно каждый день в школе соблюдать определенные правила поведения на уроках, переменах. В результате неизбежно возникают конфликты между учениками, учителями, администрацией и другими участниками образовательного процесса.
Учитель должен реагировать на поведение детей в конфликтных ситуациях и брать все под свой контроль. Но здесь следует помнить один факт, что не нужно спешить с оценкой поведения учащегося. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение обучающегося несправедливостью со стороны преподавателя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Чтобы предотвратить конфликт существует множество способов и средств. Ведь всегда лучше предупредить конфликтную ситуацию, чем ее потом решать. Заметную роль в этом процессе играет дисциплина в учебном заведении. Это заключается в умении обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Также значение влияние на конфликтное поведение учеников оказывает личность преподавателя. Здесь важны многие аспекты, такие как стиль общения, способность решать конфликты и т.д. [2].
Стиль взаимодействия преподавателя с учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. По результатам исследований установлено, что наиболее эффективным является тактика «сотрудничества». Она помогает создать бесконфликтные ситуации. Проблема заключается в том, что не многие владеют ею. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» преподавателей и в старшем школьном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе умение эффективно и быстро решать конфликты, умение предотвращать их еще на начальной стадии развития является очень важной. В мировом масштабе это может даже стать той основой, когда речь будет идти даже о выживании человека как вида. Человек в своей деятельности преследует свои цели и мотивы, хочет удовлетворять потребности, которые постоянно увеличиваются. В результате происходит сталкивание интересов нескольких индивидов, социальных групп, даже народов. При этом неизбежны межличностные, межнациональные и иные конфликты. Но самыми распространенными являются межличностные конфликты, возникающие между отдельными индивидами. Поэтому умение правильно действовать в конфликтных ситуациях важно и сейчас и данная тема будет актуальна и в будущем.
Проблеме разрешения межличностных конфликтов посвящено много публикаций не только в отечественной, но и зарубежной литературе. К примеру, межличностные конфликты рассматривали Андреев А.В., Бабосов Е.М., Гришина Н.В. и другие. Также существует немало определений самого понятие – межличностный конфликт. К примеру: межличностный конфликт – это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Можно насчитать несколько десятков определений данного термина у разных авторов.
Межличностные конфликты в большинстве случаев несут отрицательные последствия для их участников, даже когда успешно разрешаются. Причины конфликтов могут быть различны: несовпадение мнений, интересов, искажение информации и т.д. В конфликтной ситуации всегда существует определенная структура: стороны конфликта, интересы, повод, причины и т.д.
Структура конфликта включает в себя несколько элементов. К ним относится конфликтная ситуация, конфликтующие стороны, объект и предмет межличностного конфликта, условия(среда) конфликта и субъективное его восприятие. Причем на течение конфликта, его проявление и разрешение влияют не только ценности, мотивы конфликтующих сторон, но и макросреда, в которой развивается конфликтная ситуация.
Следует понимать, что в любом конфликте следует в первую очередь искать истинную причину конфликта. Она может быть скрыта от глаз в глубине действий, которые и приводят к возникновению конфликтных ситуаций: не выполнил домашнее задание, не убрался в комнате, был агрессивным на перемене и т.д. Все это, на первый взгляд, и является причиной. Однако это только инцидент, который возникает перед конфликтом. Сама истинная причина может быть гораздо глубже. Особенно тяжело разобраться в школьных конфликтах, которые затрагивают самых маленьких его участников. И поэтому высока роль социального педагога в решении данных конфликтов. Он выполняет различные функции в современной школе, в том числе является «арбитром» в разрешении конфликтных ситуаций.
Конфликты в школе могут возникать между различными участниками образовательного процесса: учениками, педагогами, родителями и т.д. Все они будут отличаться тематикой, скоростью развития, сложностью и другими показателями.
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция / М. К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. А.С. Семенова. - М.: Эксмо, 2009. – 342 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка: метод. пособие / Г. Ф. Бедулина, А. Д. Григорьев, И. И. Прочакова. – Минск: Беларусь, 2001. – 272 с.
4. Белинская, А.Б. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие / А.Б. Белинская, В.С. Бондарев; под ред. А.Н. Борисова - М.: Дашков и К, 2010. - 224 с.
5. Волков, Б. С. Конфликтология: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. С.В. Кондратьева. – М., 2010. – 268 с.
6. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
7. Дмитриев, А.В. Конфликтология в школе / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М. 2009 – 336 с.
8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2010. – 226 с.
10. Кибанов, А.Я. Конфликтология: учебн. для вузов / А.Я. Кибанов, И.В. Ворожейкин; под ред. Д.К. Захарова – М.: ИНФРА-М, 2008. - 276 с.
11. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. - СПб: Речь, 2009. – 544 с.
12. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Г. Сорокина; под ред. В.Н. Забельского - М.: Академия, 2009. - 208 с.
13. Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 487 с.
14. Шевчук, Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – 440 с.
15. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Классификация межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Причины межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Способы поведения в конфликтных ситуациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Способы разрешения межличностных конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Опорная схема для проведения анализа конфликтной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Методическая разработка занятия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты