ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАММАТИЗМОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ
1.1 Дисграфия у детей младшего школьного возраста
1.2 Аграмматизмы в речи детей младшего школьного возраста с дисграфией
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования состояния грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией
2.2 Анализ результатов исследования состояния грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией
2.3 Методические рекомендации по коррекции аграмматизмов в речи детей младшего школьного возраста с дисграфией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Среди детей, поступающих в первый класс, часто встречаются дети с различными языковыми нарушениями, например, с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». В дополнение к нарушениям звукопроизношения у таких детей обычно имеются нарушения зрительного и слухового внимания, пространственной ориентации, памяти, двигательных навыков и, самое главное, фонематического восприятия. В результате эти нарушения приводят к тому, что дети не осваивают необходимые основы для того, чтобы начать обучение в школе, не имея соответствующей подготовки для развития и коррекции этих психических функций. Это, конечно, также приводит к трудностям в овладении чтением и письмом.
Таким образом, трудности в освоении некоторых школьных предметов являются наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации, с резким снижением мотивации к обучению и появлением связанных с ними поведенческих трудностей. Первое место среди нарушений по частоте встречаемости отводится нарушениям правильности чтения и письма.
Различные нервно–психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. Первое — это состояние общего психического недоразвития, сильных и грубых аномалий зрительно–звуковых анализаторов и отсталости устной речи. У детей с нормальным интеллектом, сохраненной устной речью, а также с полноценным зрением и слухом развиваются стойкие нарушения письменности, и у этих детей слабо развиты некоторые особые психические процессы, которые могут проявлять мало или вообще не проявляться в повседневной жизни, но создавать серьезные препятствия для овладения навыками письма или чтения.
Дети с нарушениями речи, испытывающие трудности в обучении из–за вышеупомянутых нарушений психического функционирования составляют группу риска среди поступающих в первый класс детей по проявлению дисграфий и дислексий различного характера.
М.Е. Хвацев отмечает, что название «аграмматизм» подразумевает нарушение требований этимологии и синтаксиса данного языка в устной и письменной форме. К таким недостаткам относятся неправильное использование склонений, спряжений, личных местоимений, согласования и управления, пропуск слов, невозможность построения и понимания сложных и грамматически правильных предложений и даже невозможность повторить фразу.
И.В. Прищепова, И.Н. Садовникова и другие обнаружили, что у большого числа учеников начальной школы наблюдается значительный недостаток в развитии составных слов, словообразовании и синтаксической структуре предложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРАММАТИЗМОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ
1.1 Дисграфия у детей младшего школьного возраста
В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей младшего школьного возраста с трудностями овладения письменной речи.
Авторы по–разному определяют понятие – дисграфия. На сегодня достаточно остро стоит проблема необходимости упорядочения терминологии, используемого при изучении и описании нарушений письма у детей младшего школьного возраста, в связи с накоплением новых данных и произошедшими изменениями в содержании самих терминов: и в первую очередь таких, как письмо и письменная речь, дисграфия и нарушения письма.
Некоторые авторы под дисграфией понимают нарушения письма, возникающие у детей как следствие несформированности определенных операций, принимающих участие в процессе письма. При этом ими выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно–акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
«Дисграфия» (от лат. «графо» – пишу) частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. То есть дисграфия – нарушение письма.
В современной литературе термин «дисграфия» имеет другое определение. Р. И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, повторяющихся ошибках, связанных с отсутствием формирования высших психических функций, вовлеченных в процесс письма [12, c. 23]. И. Н. Садовникова считает, что дисграфия — это частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие постоянных специфических ошибок, не связанных с нарушением зрения, слуха и снижением интеллекта [18, c. 47].
А. Л. Сиротюк отмечает связь частичного нарушения навыков письма с очаговыми поражениями, недоразвитием и дисфункцией коры головного мозга.
А. Н. Корнев называет дисграфию постоянной неспособностью овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень развития интеллекта и речи, а также отсутствие грубых нарушений слуха и зрения [10, c. 27].
Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме [6; 7].
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методы исследования состояния грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с дисграфией
С целью выявления особенностей аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Кобрина».
В исследовании принимали участие 24 младших школьников 2 «В» класса из них 12 детей с дисграфией и 12 детей с нормативным речевым развитием. Возраст детей 7–8 лет.
Для решения задач констатирующего эксперимента в области изучения особенностей письменной речи у младших школьников мы использовали диагностические материалы: Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной из книги «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», а также из книги Т.А. Фотековой «Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников».
Раздел I. Исследование навыков письма на материале диктантов.
Цель: проверка орфографической и пунктуационной грамотности и анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Раздел II. Исследование грамматических операций.
А. Исследование словоизменения.
Задание 1. Исследование умения изменять имена существительные по числам и употреблять в речи формы единственного и множественного числа имен существительных, а также преобразовывать единственное число существительного именительного падежа во множественное и наоборот.
Задание 2. Исследование умения употреблять падежные формы имен существительных.
Задание 3. Исследование умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
Задание 4. Исследование умения согласовывать имена числительные с именами существительными.
Задание 5. Исследование умения различать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.
Задание 6. Исследование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам.
Задание 7. Исследование умения употреблять возвратные глаголы.
Задание 8. Исследование возможности и адекватности употребления предлогов в речевой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире с каждым годом увеличивается количество детей младшего школьного возраста с трудностями овладения письменной речи. Авторы по–разному определяют понятие – дисграфия. Дисграфия вызвана недоразвитостью (диссоциацией) высших психических функций, которые при нормальных условиях выполняют процесс письма. Симптомы дисграфии проявляются постоянными и повторяющимися ошибками в процессе письма, которые можно разделить на следующие категории: искажения и замена букв; искажения в слоговой структуре слов; нарушения слитности написания самостоятельных слов в предложениях; грамматические ошибки при письме.
Грамматические нарушения (аграмматическая дисграфия) вызваны недостатками в формировании морфологических и синтаксических обобщений вследствие нарушений в грамматике языка ребенка. Грамматические ошибки могут допускаться в словах, предложениях и повествовании в целом. В зависимости от этого аграмматизмы делятся на три группы: морфологические, синтаксические, аграмматизмы в связной речи. Ошибки этого типа дисграфии проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов и являются частью самого широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического нарушения.
Для уточнения характеристик аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 24 младших школьников 2 «В» класса из них 12 детей с дисграфией и 12 детей с нормативным речевым развитием. Возраст детей 7–8 лет. Исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Кобрина».
Для решения задачи определения эксперимента в области исследования особенностей письменной речи детей младшего школьного возраста мы использовали диагностические материалы: материалы из книги Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика нарушений речи у детей школьного возраста нейропсихологическими методами», а также материалы из книги Т.А. Фотековой «Тестовая методика экспресс – диагностики устной речи младших школьников».
На основании обобщения данных по второй главе можно сформулировать следующие выводы:
1. По результатам исследования было установлено, что функция словообразования у детей младшего школьного возраста с дисграфией является слабо сформированной. Несформированность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного, уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками.
2. У большинства детей младшего школьного возраста с дисграфией также не освоены грамматические формы речи, что проявляется в неправильном согласовании в роде, числе падеже существительного и прилагательного, неправильном образовании множественного числа существительных и согласовании их с прилагательными, выраженных трудностях согласования существительного с предлогами.
1. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 12-19.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М.: Просвещение, 2011. – 234 с.
3. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок. – М.: ЭКСИМО – Пресс, 2011. – 80 с.
4. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции. – М. : Соверо-пресс, 2013. – 63 с.
5. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2010. – 200 с.
6. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, 2010. – 544 с.
7. Кирина Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей. – М.: Просвещение, 2013. – С. 213-228.
8. Климов Г.А. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Акцидент, 2015. – 275 с.
9. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно–метод. пособие. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 157 с.
10. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 2010. – 252 с.
11. Лалаева Р.И. Дисграфия / Р.И. Лалаева // Хрестоматия по логопедии. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 120-128.
12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекции. – Ростов н/Д: «Феникс, 2010. – 246 с.
13. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М.: Просвещение, 2012. – 254 с.
14. Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ // Учебно–воспитательная работа в специальных школах. – Вып. – № 3. – М.: Учпедгиз, 2013. – С. 57-62.
15. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонениями в развитии. Тетрадь № 4 / Е.В. Мазанова. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2014. – 40 с.
16. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 23-29.
17. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления // Логопед. – 2012. – №4. – С. 13-25.
18. Никашина Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Владос, 2014. – 265 с.
19. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 16-19.
20. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2010. – 128 с.
21. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия — миф или реальность? // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 26-30
22. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2015. – С. 33-45.
23. Фомичева, М.Ф. К вопросу о дисграфиях у детей. – М.: Просвещение, 2010. – С. 254-259.
24. Хватцев М.Е. Аграмматизм // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 656 с.
25. Цветкова Л.С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2011. – 211 с.
26. Яковлев С.Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – СПб. : Акцидент, 2012. – С. 66-74.
27. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – СПб. : Акцидент, 2014. – 226 с.