Блог как современный инструмент организации педагогического взаимодействия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Блог как современный инструмент организации педагогического взаимодействия»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Блог как современный инструмент организации педагогического взаимодействия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения применения блога как современного инструмента организации педагогического взаимодействия
1.1 Понятие «педагогическое взаимодействие»
1.2 Применение современных компьютерных технологий в процессе формирования педагогического взаимодействия
1.3 Блог как современный инструмент организации педагогического взаимодействия
Выводы по первой главе
Глава 2. Особенности организации педагогического взаимодействия в процессе применения инструмента «блог»
2.1 Разработка тематики блога в рамках формирования педагогического взаимодействия
2.2 Перспективы и рекомендации по развитию педагогического взаимодействия посредством применения блога
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Важной особенностью развития современного общества является его переход к информационному обществу, что требует подготовки специалистов, готовых к постоянному развитию, со способностью к инновационной деятельности. В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы особое внимание уделяется вопросам развития человеческих ресурсов и повышения квалификации кадров, что, в свою очередь, требует модернизации системы образования, ее компьютеризации и внедрения новых образовательных технологий. В связи с этим существует очевидная необходимость переосмыслить
В связи с этим очевидна необходимость пересмотра традиционных подходов, которые уже давно применяются в сфере образования, но уже не в состоянии обеспечить качественное образование в динамично развивающемся обществе.
Уроки с использованием мультимедийных и Интернет-ресурсов повышают интерес к изучаемому материалу: появляется возможность более широко реализовать свои творческие способности. Кроме того, используя возможности Интернета, учитель может оказать помощь в обучении не только в стенах школы, но и за ее пределами.
Персональный сайт учителя может стать таким инструментом передачи знаний. Кроме того, опыт развития Интернета показывает, что сайт может быть также инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов школьных учителей (сайты школ), так и отдельных учителей и учеников. Сетевое взаимодействие имеет большой потенциал, но в то же время оно еще недостаточно изучено. Ценность такого взаимодействия признается в рамках формирования свободной, образованной личности, способной быть индивидуальной, но в то же время готовой к сотрудничеству. Ведение педагогического сайта или блога позволяет создать единое информационно-образовательное пространство среди всех участников образовательного процесса.
Таким образом, внедрение Интернет-инструментов в образовательный процесс школ является актуальной проблемой. Очевидно, что этот процесс сам по себе не нормализуется, необходимо целенаправленное обучение преподавателей-практиков навыкам педагогически обоснованного использования современных интернет-технологий. [1, с.25].
Исследованиями в области изучения особенностей применения информационных технологий, в частности, персональных сайтов педагогов, занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Н.В. Апатова, С.В. Белова, Д.А. Белухин и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения применения блога как современного инструмента организации педагогического взаимодействия
1.1 Понятие «педагогическое взаимодействие»
Составным элементом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Это цепь индивидуальных педагогических взаимодействий. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренные или непреднамеренные контакты между учителем и ребенком (длительные или временные, прямые или косвенные), целью которых является изменение поведения, деятельности и установок ребенка, формирование их взаимной связи [2, с.58].
Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и учеником в процессе воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе образования. Педагогическое осмысление этого понятия дано в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Я. Лиймца и др.
Педагогическое взаимодействие – это сложный процесс, состоящий из многих компонентов: дидактического, образовательного и социально-педагогического взаимодействия.
Это обусловлено:
1) преподавательской и учебной деятельностью;
2) целью обучения;
3) образованием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
1) познавательной;
2) трудовой;
3) творческой [3, с.55].
В его основе лежит, прежде всего, сотрудничество, которое является началом общественной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в бизнесе, в партнерских отношениях, а также в соблюдении этикета, проявляя милосердие.
Педагогическое взаимодействие можно рассматривать как процесс, имеющий несколько форм:
1) индивидуальную (между преподавателем и учеником);
2) социально-психологическую (взаимодействие в коллективе);
3) интегральную (объединение различных образовательных воздействий в конкретном обществе) [4, с.189].
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (учителя, родители) выступают в качестве наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто об этом принципе забывают, а взрослые используют авторитарное влияние в отношениях с детьми, полагаясь на их возраст и профессиональные (педагогические) преимущества.
Глава 2. Особенности организации педагогического взаимодействия в процессе применения инструмента «блог»
2.1 Разработка тематики блога в рамках формирования педагогического взаимодействия
Основной темой разработки педагогического блога является «Использование информационных компьютерных технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста». Техническое оснащение учреждений образования, которое соответствовало бы требованиям СанПИН, пока не позволяет им в полной мере использовать возможности ИКТ. Но такие возможности есть. Я взяла одно из направлений работы с ИКТ – это блоги, совмещенные с актуальной темой: «Взаимодействие школьных учреждений с семьями учеников». Поэтому темой блога в рамках педагогического воздействия является: «Блог специалиста как своего рода партнерская образовательная деятельность педагога и родителей».
Задачи разработки педагогического блога:
- Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс взаимодействия между детским садом и семьей.
- Повысить информационную и коммуникативную компетентность всех участников проекта.
- Развивать потребность педагогов и родителей в использовании информационно-коммуникационных технологий для оптимизации взаимодействия.
- Повышение интереса родителей к взаимодействию с учреждением образования.
- Популяризация деятельности дошкольного учреждения.
- Изменить позицию родителей с позиции «сторонних наблюдателей» на позицию «активных участников», используя новые эффективные формы [2].
Актуальность разрабатываемой темы:
Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования является вопрос формирования коммуникационного пространства между учебным заведением и семьей учащегося.
Ожидаемые результаты:
Оптимизация образовательного процесса
Компетентность и участие родителей в образовательной деятельности.
В настоящее время современное общество испытывает повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, гуманизацией и демократизацией социально-культурных отношений, развивающихся в обществе, растущим пониманием приоритета семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах кажется, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что педагогическое взаимодействие представляет собой процесс, который происходит между воспитателем и учеником в процессе воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Основными формами являются такие как индивидуальная, социально-психологическая и интегральная. Также, неотделимым понятием является педагогическое общение, направленное на взаимодействие педагога и ученика.
Информационные технологии являются важным средством педагогического взаимодействия в рамках современной школы. Компьютеризация образовательного процесса позволяет педагогам открывать новые возможности в рамках обучения детей и формирования определенного типа педагогического взаимодействия.
Образовательный блог является одной из интересных и неформальных форм организации эффективного взаимодействия между субъектами педагогического процесса, которая активно развивается на протяжении последних лет и заслуживает внимания педагогов-исследователей.
Блог является важным средством в рамках формирования педагогического взаимодействия между педагогами и учащимися. Мы видим, что основные направления блога ориентированы на формирование познания родителей о том, какие особенности педагогического процесса влияют на формирование воспитания и образования их детей. Также, мы видим, что педагогический блог является эффективным средством для объединения интересов педагогов, родителей и детей.
Блоги как педагогическая технология – это новое явление, но достаточно перспективное. Блоги дают их авторам и читателям большой выбор средств развития, обучения и общения в кругу общих интересов. Блоги могут быть интересны широкому кругу читателей - ученикам, их родителям и студентам. Несомненным преимуществом блогов является их универсальность. Они позволяют развивать навыки письма, создают условия для самовыражения личности, помогают установить контакт между учителем, учеником и родителями учеников. Блоги дают возможность каждому, кто приходит на сайт, раскрыть свои глубоко скрытые таланты и уникальные возможности.
Использование Интернет-ресурсов выводит на новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает новые возможности для учителя и учеников. Работая с блогом, педагог расширяет свой кругозор, интересуется новостями педагогического сообщества, узнавая и комментируя достижения своих коллег. Таким образом, мое профессиональное развитие и самообразование продолжается.
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Школа–Пресс, 2002. – 120 с.
2. Белова, С. В. Диалог — основа профессии учителя : учеб.–метод, пособие / С. В. Белова. — М. : АПКиПРО, 2002. — 148 с.
3. Белухин, Д. А. Личностно–ориентированная педагогика : учеб, пособие / Д. А. Белухин. — М. : Моек, психол.–социал. ин–т, 2005. — 448 с.
4. Болдырева–Вараксина, А.В. Педагогика начального образования / А.В. Болдырева–Вараксина. – М.: Академия, 2005. – 213 с.
5. Болдышева, О. В. Блог учителя начальных классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olgabold.blogspot.ru/ .
6. Воронкова, Ю.Б. Информационные технологии в образовании / Ю.Б. Воронкова. – РнД: Феникс, 2010. – 314 c.
7. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. Материалыконф. «Школа и компьютер». – М., 2004. –144 с.
8. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2–е изд., перераб. и доп., 2018. — 230 с.
9. Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н.И. Захарова // Журнал «Начальная школа» – №1. – 2008. – 34 с.
10. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебник / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2013. – 192 c.
11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт и др. – М.: Дрофа, 2008. – 320 c.
12. Казантаева, В. В. От педагогического воздействия — к взаимодействию / В. В. Казантаева // Школа. — 2003. — № 1. — С. 69—72.
13. Кириллова, Г.А. ИКТ в начальной школе. // Начальная школа. –2004. – №11. – С.16–18
14. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. – М.: Дашков и К, 2014. – 304 c.
15. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. — М. : Академия, 2007. — 256 с.
16. Макарова, Ю. В. Проблемы и пути развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста / Ю. В. Макарова. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
17. Назарова, Л. М. Образовательный блог как ресурс сетевого взаимодействия / Л. М. Назарова // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 58–61.
18. Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс–стади : учебное пособие для академического бакалавриата / C. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2–е изд., испр. и доп., 2018. — 113 с.
19. Психология и педагогика: методология, теория и практика // Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2016. – С. 157–160.
20. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения / Н. Б. Пугачёва // Завуч. – 2005. – № 3. – С.15–22
21. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
22. Смирнова М. А. ИКТ в начальной школе: Классный блог — единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей. [Электронный ресурс]: http://nachalka.com/ikt.
23. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании / П.В. Сысоев. – М.: КД Либроком, 2015. – 264 c.
24. Факторович, А. А. Педагогические технологии / А.А. Факторович. – М.: Академия, 2017. — 113 с.
25. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология : учеб, пособие / Н. Е. Щуркова. — М. : Пед. об–во России, 2005. — 224 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты