Воспитательные и дидактические принципы К.Д. Ушинского
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитательные и дидактические принципы К.Д. Ушинского»
по дисциплине: «Физическое воспитание»
2021
45.00 BYN
Воспитательные и дидактические принципы К.Д. Ушинского
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическое воспитание
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ К.Д. УШИНСКОГО
1.1 Воспитательные принципы
1.2 Воспитательные принципы в физическом воспитании
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ К.Д. УШИНСКОГО
2.1 Дидактические принципы К.Д. Ушинского
2.2 Дидактические принципы в физическом воспитании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Образование как неотъемлемая часть общественной жизни во все времена находилась в процессе реформирования. Меняется политическая, экономическая, социальная жизнь в мире и в отдельных странах, ускоряется темп информатизации населения, и образование стремится соответствовать происходящим переменам. Но все новое – это хорошо забытое старое, и в нормативно-правовых и методических документах современного образования можно увидеть основные линии реформирования образования XIX в. Проводимые в то время реформы были связаны с отменой крепостного права, необходимостью ликвидации массовой безграмотности и социального устройства граждан. Одним из выдающихся педагогов-реформаторов того времени является Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871 гг.).
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что великий русский деятель образования Константин Дмитриевич Ушинский явился основоположником научной педагогики и народной школы. Окончив в 1844 году юридический факультет Московского университета, он выдвинулся на ниве отечественного просвещения в середине XIX столетия. Рано обнаружив демократические убеждения, он стал сначала преподавателем русской словесности и юридических дисциплин, потом инспектором Смольного института благородных девиц, а с 1860 года – редактором «Журнала Министерства народного просвещения».
Однако прогрессивные взгляды педагога оказались неугодными тогдашним властям, и в конце 1861 года он был освобожден от должности редактора журнала, а в следующем году и от службы в институте: ему инкриминировали проявление неблагонадежности. Последующие пять лет Ушинский жил за границей, где знакомился с состоянием школьного дела. К тому времени педагогом были созданы такие замечательные работы как «О нравственном элементе в общественном воспитании», «Проект учительской семинарии», «Детский мир и хрестоматия», «Педагогическая поездка по Швейцарии», За границей Ушинский создал учебную книгу «Родные слово» и вчерне написал два тома капитального труда «Человек как продукт воспитания».
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ К.Д. УШИНСКОГО
1.1 Воспитательные принципы
Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича – Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.
К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. Разрабатывая свою собственную философско-педагогическую концепцию. Именно Константин Дмитриевич Ушинский впервые употребил термин «педагогическая антропология» для того, чтобы обозначить данную науку о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усовершенствовать человека [1].
Уникальность педагогического наследия К.Д. Ушинского заключается в его феноменальном характере. Феноменальное педагогическое наследие К.Д. Ушинского, во-первых, в его гуманистической ориентации. Гуманизм охватывает всю его педагогику. Целью воспитания, считал он, является воспитание идеального человека. Это определение включает в себя гуманность, образование, патриотизм, трудолюбие и религиозность. В общем, комплексное гармоничное развитие человека [11].
То есть он рассматривает образование как создание условий для развития личности ребенка. Гуманизм К.Д. Ушинского всегда сочетается с его демократической позицией, как в жизни, так и в педагогике. На это указывают провозглашение идей общеобразовательной школы независимо от пола и статуса, бесплатное начальное образование, обучение на родном языке и т.д.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ К.Д. УШИНСКОГО
2.1 Дидактические принципы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную стройную педагогическую систему. Он определял педагогику как науку, и одновременно как искусство воспитания. Её основу составляет философия, и пола, по убеждению автора этой системы, педагогика не будет построена на философских положениях, она не станет подлинной наукой, общественной по своему характеру, в то же время она теснейшим образом связана с другими науками.
Важное место в педагогической системе Ушинского занимает учение о цели воспитания, определявшейся как подготовка человека к жизни и труду, как формирование у него чувства долга перед народом. Человек должен быть физически, умственно и нравственно развит и воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: «физических, умственных и нравственных» [1].
Теорию свободного воспитания, разработанную Руссо, Ушинский отвергает, поскольку - при всей её исторической значимости - русский педагог, должен основываться на трёх принципах: оно должно быть народным, должно основываться на труде и полагать своим средством родной язык. Эти принципы являются основополагающими и в детском, и в профессиональном, и в высшем образовании.
Огромная заслуга Ушинского в разработке целостной дидактической системы. Педагог на высоком теоретическом уровне разрешил ряд самых важных проблем обучения, а эти научные положения применил на практике и с большим педагогическим мастерством реализовал в своих учебных пособиях «Родное слово» и «Детский мир» [13].
Кроме того, концепция обучения получила обстоятельную разработку в работах «Педагогические сочинения «А.И. Пирогова», «Главные черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания», «Руководство к преподаванию по Родному слову».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Особую роль в развитии педагогики в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 гг.), которого называли учителем русских учителей. Его имя по праву следует назвать первым в череде выдающихся педагогов прошлого, чьи идеи положены в основу идеологии современной российской школы. Его главные мысли сводятся к тому, что антропологической основой умственного и нравственного развития детей - а учение и есть главный источник и средство такого развития - является самодеятельность ребенка, его собственная деятельность. При этом важно не столь интеллектуальное развитие, сколько то, в какие взгляды и убеждения они сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведение учащихся - мы бы сказали, на развитие личности ребенка. Среди его трудов: статьи «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Родное слово» и «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
К. Д. Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.
Также К.Д. Ушинский определил физический и умственный труд, считая одним из важных видов умственного труда человека учение. В его словах всегда можно было найти рекомендацию на то, что нужно как можно чаще привлекать детей и подростков во внеучебное время к разным видам физического труда.
Воспитательные принципы в системе физического воспитания направлены на формирование личности ребенка средствами физической культуры. В процессе физического воспитания формируется самосознание дошкольника, осуществляется воспитание эмоционально-положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развиваются волевые проявления, творческие способности детей.
1. Богуславский, М. В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки / М. В. Богуславский. – М. : Просвещение, 2005. – 191 с.
2. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие / М. М. Борисова, Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова ; под ред. С. А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 507 с.
3. Борисова, М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учебник / М. М. Борисова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. – 298
4. Глазырина, Л. Д. Физическое воспитание и развитие ребенка [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Д. Глазырина; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. - Минск : [БГПУ], 2009. - 291 с.
5. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. – 232 с.
6. Ильяшенко Е. Г. Педагогическая антропология в системе научного знания: современные подходы российских ученых //Вестник Университета Российской академии образования. – 2002. – № 4. – С.5-35.
7. Лихачев Д. С. Русская культура:(Сборник / сост. Л. Р.Мариупольская). – М.: Искусство, 2000. – 440с.
8. Смирнова Е.О. Физическое воспитание дошкольников/ Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
9. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2006. – 365.
10. Тюкова Е.В. Актуальные проблемы идеи народности в педагогике К.Д. Ушинского // Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2005 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – С. 66–70.
11. Тюкова Е.В. К.Д. Ушинский как основоположник системы развивающего обучения в отечественной педагогике: моногр. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 128 с.
12. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании // К. Д.Ушинский. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. – М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. – С.425-489.
13. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. – М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. – С.15-42.
14. Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. – М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. – С.554-575.
15. Ушинский К. Д. Русская школа. М.: Изд-во УРАО (Новая педагогическая библиотека), 2002. Кн. 1–2. 416 с.
16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Изд-во АПН РСФСР. Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру», 1949. – 591 с.
17. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.2. – М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1948. – С.333-362.
18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т.1 // Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 томах. Т.8. – М.-Л.:Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1950. – 776 с.
19. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к первому изданию «Детского мира» // Собр. соч.: в 11 т. – М.; Л.: АПН РСФСР. – 1949. – Т. 5. – С. 11–242.
20. Ушинский К.Д. О нравственном элементе воспитания // Собр. соч.: в 11 т. – М.; Л.: АПН РСФСР. – 1948. – Т. 2. – С. 362–488.
21. Филиппова С.О проблемах физического совершенствования детей в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 34–36.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты