Формирование умений пересказывать текст у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умений пересказывать текст у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Формирование умений пересказывать текст у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Особенности монологической речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Средства и способы развития связной монологической речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КОМПЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРАСТЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи становится все более важным вопросом в нашем обществе. Связанная речь подразумевает владение богатейшим словарным запасом языка, овладение языковыми законами и нормами, умение в полной мере, связно, последовательно и понятно донести содержание готового текста до других людей или самостоятельно составить связанный текст.
Монологическая речь – это связная речь одного человека, коммуникативной целью которой является сообщение любых фактов, явлений реальной реальности. Монологическая речь является наиболее сложным видом речевой деятельности для учащихся начальной школы. Монолог ребенка становится понятен ученикам, когда все его части взаимосвязаны и взаимозависимы.
Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешного обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью можно дать подробные ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логически представить собственные суждения, воспроизвести содержание текстов из учебников, литературных произведений и, наконец, предпосылку для написания программных высказываний и эссе.
Освоение монологической речи, построение расширенных когерентных высказываний становится возможным с появлением регуляторных, планировочных речевых функций и возможно только при наличии определенного уровня сформированной лексики и грамматической структуры речи.
В основе предлагаемой системы работы по развитию монологической речи на логопедических занятиях лежит комплексный подход, направленный на решение различных, но взаимосвязанных проблем за один урок, охватывающий все аспекты речевого развития и развития высших психических функций школьников с тяжелыми нарушениями речи. Мы уделяем внимание развитию монологической экспрессии на всех уроках логопедии, это является постоянным направлением в работе по развитию речи у младших школьников.
Система работы по разработке монологической постановки ориентирована на комплексный характер развития всех сторон речи с учетом возможностей школьников каждого уровня подготовки и предусматривает следующий путь. Вначале практикуются повседневная лексика и мотивационные фразы простейшей конструкции. Это обеспечивает элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более абстрактного характера, усложняются грамматические формы. На этой основе происходит переход от диалоговой речи к описательному повествованию, а затем к составлению устных и письменных когерентных текстов, т.е. монологической речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Особенности монологической речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением деятельности детей и форм общения с другими людьми. В. В. Воробьева прослеживает генетическое развитие когерентной речи, которая формируется на основе ситуационной коммуникации и постепенно переходит от диалога к формам монологической речи: повествовательной, а затем к описанию и аргументации. Высшей формой когерентной речи является письменная речь.
В теории и практике речевой терапии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранившимся интеллектом понимается такая форма речевой патологии, которая нарушает формирование каждой из составляющих речевой системы: словарного запаса, грамматической структуры, звука. При этом нарушается формирование как семантической, так и произносительной сторон речи [8, с. 121].
Дети с различными нозологическими формами нарушений речи (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) группируются с тяжелыми нарушениями речи в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений трех указанных компонентов. В целом у детей с тяжелыми нарушениями речи обычно наблюдается поздняя выразительная речь, сильно ограниченная словарная база, дефекты произношения и фонематического образования, специфические нарушения в алфавитном строении слов.
Неразвитость речи у детей дошкольного возраста может быть выражена в различной степени: от полного отсутствия средств речевого общения до расширенной речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетическо-фонематических нарушений.
Улучшается и монологическая речь: дети учатся разным видам связных высказываний (описательных, повествовательных, частично аргументированных) на основе визуального материала и без поддержки. Синтаксическая структура детских рассказов также усложняется, увеличивается количество сложных и сложных предложений. В то же время значительная часть детей обладает этими навыками, которые являются нестабильными. Дети сталкиваются с трудностями при отборе фактов для своих рассказов, их логическом и последовательном расположении, при структурировании высказываний, при структурировании языка.
Таким образом, когерентная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности человека. Схема генерации речи сложна и требует зрелых душевных процессов. Ребенок осваивает ее не сразу, а постепенно – в процессе речевого развития [11, с. 76].
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КОМПЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОЗРАСТЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Под связной монологической речью мы понимаем расширенное изложение определенного содержания, которое осуществляется логически, последовательно, грамматически правильно. Связанная речь характеризуется следующими особенностями: разворачивающаяся произвольная, логическая.
Исходя из этого, организация обучения детей с тяжелыми нарушениями речи связной речи предполагает формирование следующих навыков:
- планирование собственного высказывания;
- выбор подходящих языковых средств для разговорной речи.
В связи с тем, что когерентная речь является сложной формой речи, ребенок постепенно ее усваивает. Для этого необходимо соблюдать определенные этапы:
1. Развитие смыслового программирования речи на уроках литературного чтения.
При работе над семантической стороной текста устанавливаются следующие задачи:
- развивать умение анализировать визуальную ситуацию, выделять основное и второстепенное, основное и фоновое;
- формирование умения расставлять семантические связи в определенной последовательности;
- развитие умения хранить семантическую программу в памяти [1, с. 121].
Для развития навыков семантического программирования высказывания рекомендуются следующие виды работ:
1. Сравнение двух схожих, сюжетных картинок, в одной из которых отсутствует ряд предметов.
Данный вид работы способствует развитию аналитической и синтетической активности, в частности, умения сравнивать.
2. Работа со сюжетными и предметными картинками:
a) сопоставление сюжетных картинок с сюжетом;
б) находить ненужные сюжетные картинки, которые не соответствуют сюжетной картинке;
в) определить на основе анализа сюжетных картинок, какие сюжеты отсутствуют в серии сюжетных картинок;
г) к каждому фрагменту сюжетного рисунка подобрать соответствующую пару из сюжетных рисунков (мальчик - сок, дед - лопата), на основе которых дети придумывают предложения в будущем;
д) обучение повествованию по отдельному сюжетному рисунку с детьми, придумывающими предыдущие и последующие события (по вспомогательным вопросам).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что вопрос развития связной речи у младших школьников – серьезная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития когерентной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, следует отметить, что данный вид речевой деятельности вызывает наибольшие трудности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы школьное обучение было успешным, необходимо проводить специальные коррекционные занятия, направленные на развитие навыков построения связной речи у младших школьников с общим отставанием в развитии. Эта тема весьма актуальна, так как логопедическая деятельность направлена на развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, т.е. на их успешное обучение в школе. Очевидно, что необходимо совершенствовать традиционные методы и приемы, а также находить более новые, эффективные научно обоснованные способы развития когерентной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Работа по формированию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста проходит постепенно и в рамках определенных этапов. Первоначальная работа происходит посредством включения в систему определения и формирования слова, потом происходит работа с предложениями, а потом уже работа с текстом, в рамках каждого этапа происходит формирование данного навыка посредством различных методов и средств работы.
Были рассмотрены основные положения и этапы развития связной монологической речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, а также мероприятия и упражнения, которые направлены на повышение уровня развития данного качества у детей с тяжелыми нарушениями речи. Было определено, что данная работа должна быть систематической и последовательной и отражать основные аспекты развития речевых особенностей детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые формируют свою деятельность в рамках развития связной монологической речи детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения. Чтение – это вид речевой деятельности, средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Приоритетной целью обучения чтению в начальной школе является формирование читательской деятельности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2010. – 400 с.
2. Бородич, А. М. «Методика развития речи» / А. М. Бородич. – М. : «Просвещение», 2005. – 265 с.
3. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение / Л. А. Венгер. – М. : Форум, 2009. – 340 с.
4. Ворошнина, Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни / Л.В. Ворошина // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Академия, 2004. –181 с.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. – М. : Просвещение, 2013. – 278 с.
6. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1. – С. 18-23.
7. Гербова, В. В. Составление описательных рассказов / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №9. – С. 28-34.
8. Гусарова, Н. Н. «Беседы по картинке. Времена года» / Н. Н. Гусарова. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004. – 247 с.
9. Гусарова, Н. Н. Беседа по картинке: Времена года / И. Ф. Худ. Дукк – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 24 с.
10. Коноваленко, В. В. «Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» / С. В. Коноваленко. – М. : «ГНОМ и Д», 2003. – 265 с.
11. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. Сада / Э. П. Короткова. – М. : Просвещение, 2012. – 278 с.
12. Нищева, Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006. – 329 с.
13. Нищева, Н. В. «Разноцветные сказки» / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009. – 246 с.
14. Нищева, Н. В. «Развивающие сказки» / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004. – 265 с.
15. Нищева, Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 389 с.
16. Соботович, Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией / Е. Ф. Соботович. – Киев : Лен, 2011. – 245 с.
17. Спирова, Л. Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи / А. В. Ястребова // Методы обследования нарушений речи у детей. – М. – № 25. – 2012. – С.15-22
18. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / А. В. Ястребова. – М. : Академия, 2003. –247 с.
19. Сохина, Ф. А. «Методика развития речи» / Ф. А. Сохина. – М. : «Просвещение», 2010. – 256 с.
20. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей / Е. И. Тихеева. – М. : Академия, 2011. – 258 с.
21. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада / Е. И. Тихеева – М. : Просвещение, 2011. – 289 с.
22. Ткаченко, Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» /Т. А. Ткаченко. – М. : «Гном и Д», 2006. – 278 с.
23. Ткаченко, Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» / Т. А. Ткаченко. – М. : «Владос», 2005. – 245 с.
24. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
25. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. – М. : Академия, 2011. – 358 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты