Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты занятия по предмету «Человек и Мир».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1. Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
1.2. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2. Комплекс заданий по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Человек и мир»
2.3. Анализ изменений и полученных результатов
2.4. Разработка методических рекомендаций по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться [13, с. 80].
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
Организуя изучение и формирование мотивации у учащихся с ТНР, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов [9, с. 50].
Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов.
ГЛАВА 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1. Понятие учебная мотивация, её сущность и влияние на учебную деятельность
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета [5, с. 87].
Учебная мотивация - обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов [20, с. 98].
1. Познавательные мотивы.
Эти мотивы направляют школьников на усвоение предложенных им знаний, определяют полноту знаний. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. С помощью этих мотивов учащиеся стремятся познать, усвоить знаний.
2. Социальные мотивы.
В процессе этих мотивов происходит взаимодействий младшего школьника с ТНР с одноклассниками. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Исследование уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В отечественной и зарубежной психологии проблеме мотивации отводится большое место. При этом рассматриваются различные аспекты: мотивация учения, в частности мотивация учебной деятельности, особенности мотивации в младшем школьном. Кроме того, рассматриваются мотивации межличностного общения младших школьников, представления ребёнка об отношении к нему других людей.
К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебнопознавательный мотив - интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.
Изучение мотивов учебной деятельности у детей с трудностями в обучение представляет интерес для понимания психологических причин трудностей включения детей в учебный процесс.
Исследование проводилось на базе школы.
В эксперименте принимало участие 5 учащихся с ТНР.
На констатирующем этапе эксперимента использовалась методика «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (разработана Н.Г. Лускановой) (Приложение Б).
Все дети были поставлены в одинаковые условия, перед началом выполнения задания, мы объяснили правила выполнения заданий. Исследование проводилось в индивидуальной форме, на выполнение задания давалось 20 минут.
На гистограмме 1 (см. Рис. 2.1) можно увидеть результаты выполнения диагностического задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сформированности учебной мотивации у младших школьников с ТНР актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания учебного материала и преодоление имеющихся нарушений речи
В теоретической части курсовой работы нами была изученная учебная мотивация, проблема формирования учебной мотивации у младших школьников с ТНР, методы и приёмы формирования учебной мотивации у младших школьников с ТНР.
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного с ТНР.
В ходе исследования были использованы как теоретические методы изучения, так и практические.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Теоретический обзор литературы позволил установить, что у детей существуют трудности в учебной деятельности, а это ведет, в свою очередь, к низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности, к несформированности положительной мотивации учения.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования детей был определен уровень учебной мотивации младших школьников с ТНР. Результаты исследования показали, что учебная мотивация младших школьников, имеющих ТНР, имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней и видов данной характеристики; а игровые методы способствуют формированию учебной мотивации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, нашла свое подтверждение. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены, гипотеза доказана.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 321 с.
2. Апиш, Ф. Н. Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации. – М. :МГОУ,2003. – 180 с.
3. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. – Харьков: Основа. – 2009. – № 16/18. – 132 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М. : Просвещение, 2004. – 83 с.
5. Гликман И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 3. – С. 78.
6. Гулеватый, В. Л. Пути повышения мотивации обучения / В. Л. Гулеватый. Винница, 2006. – 215 с.
7. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. – 1994. – №4. – 162 с.
8. Дубровина, И. В. Возрастные особенности психического развития детей / И. В. Дубровина. – М. : АПН СССР, 2005. – 164 с.
9. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
10. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 437.
11. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа – 2008. – № 2. – С. 6- 7.
12. Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя /А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
14. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учеб. пособие / М. В. Матюхина. – Волгоград : ВГПИ, 1983. – 72 с.
15. Мельничук, Т. Лидерство в группе, коллективе как инструмент и мотив развития личности, ее самовыражения / Т. Мельничук // Родная школа. – 2000. – №5. – 87 с.
16. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя // В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2011. – 175 с.
17. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – №1. – 61 с.
18. Троицкая, О. Мотивация достижения школьников в процессе урока / О. Троицкая // Учитель. – 2007. – № 3. – 82 с.
19. Фридман, Л.И. Психологический справочник учителя / Л. И. Фридман, И. Ю. Кулагина. – М. : Просвещение, 1991. – 161 с.
20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. – 860 с.
21. Шустова, М. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / М. А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – 123 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин // Педагогика и психология. – 1974. – № 10. – 76 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты выполнения дошкольниками экспериментального задания 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты занятия по предмету «Человек и Мир».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты