Система правового воспитания в учреждении общего среднего образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система правового воспитания в учреждении общего среднего образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Система правового воспитания в учреждении общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Поделиться
Введение
1. Сущность и содержание правового воспитания в учреждении общего среднего образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2 Сущность и содержание деятельности школы по формированию правовой культуры у учащихся подросткового возраста
2. Практическое исследование правового воспитания в учреждении общего среднего образования
2.1 Научно-практический проект
2.2 Отчет об апробации разработанной программы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Необходимость развития высокого уровня правовой культуры в средней школе занимает особое место на протяжении длительного исторического периода в развитии нашего государства как юридического лица.
Различные аспекты формирования правовой культуры изучались учеными в области философии, социологии, педагогики, юриспруденции, социальной и культурной деятельности, и все они полагались на правовое сознание молодых людей как на главный источник развития правовой культуры.
В научных исследованиях правовая культура представлена как система структурных элементов, относящихся к сфере права и отраженных в сознании и поведении людей, соблюдении закона, действующего права; это совокупность знаний, навыков, умений, правовых ценностей, качественного состояния общества и др.
Сложившаяся ситуация в развитии общества поставила ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правовой грамотности детей, особенно подростков.
Для учащихся очень важно почувствовать, что закон напрямую связан с их жизнью, понять ответственность, связанную с правами, научиться уважать права других людей и уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.
Одна из приоритетных задач - создание реальных условий для использования правовой дееспособности школьников на уроках и во внеурочное время, т.е. при организации практической деятельности учащихся, способствующей накоплению положительного опыта применения юридических знаний в смоделированных ситуациях и в реальной жизни, опыт правового и социально активного поведения при реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, основой формирования правовой компетенции является опыт учащихся, освоенный в повседневных и учебных ситуациях и обновленный на уроках или во внеклассной деятельности; приобретенные в ходе проектной деятельности, ролевых игр, семинаров, тренингов, дискуссий, решения проблем.
Основополагающие подходы к формированию правовой культуры освещены в работах педагогов и ученых: В.А. Крутецкого, А.С Белкина, Л.И. Божович, А.М. Новикова, А. М. Прихожан, A.M. Байбакова.
Объект исследования: процесс формирования правовой культуры у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: система правового воспитания в учреждении общего среднего образования.
Цель: Охарактеризовать систему правового воспитания в учреждении общего среднего образования.
1. Сущность и содержание правового воспитания в учреждении общего среднего образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
По возрастной периодизации Д.Б. Эльконина различают младший подростковый возраст (12-15 лет) и старший подростковый возраст (15-18 лет) [1].
Центральным процессом в подростковом возрасте является открытие самого себя. Рефлексия и самосознание становятся новым и основным видом психологической деятельности подростков. Именно поэтому подростков так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Мышление подростка приобретает личностный, эмоциональный характер, связанный с самоопределением подростка и его желанием выработать собственное мировоззрение. Самосознание юношей и девушек в основном направлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время страха того, как будет разворачиваться жизнь в будущем [2].
В эмоциональной сфере подростков сохраняется повышенная ранимость и чувствительность, а экзальтация сменяется депрессией. И внешний вид, и способности очень болезненны, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируемы. Подросток может уже быть способен на глубокие «взрослые» переживания, серьезные и длительные переживания. С переходом к старшему подростковому возрасту улучшается общение, появляется самостоятельность, хладнокровие и самоконтроль.
Во многом психолого-педагогические доминирования в развитии определяются кардинальными изменениями в детском организме, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит ускорению, т.е. ускорение физического и физиологического образования.
Возникновение чувства зрелости у подростков - одно из центральных психологических новообразований взрослости. Это определяется изменениями в физическом и половом созревании, развитием социальных функций и расширением прав и обязанностей в семье. Способствуя возникновению этого состояния, ребенок должен быть самостоятельным, помогать взрослым, уважать тон обращения взрослых [3].
Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе «взрослых». Прослеживается явная тенденция к внешним формам зрелости (походка, одевание, разговор), которые также могут принимать отрицательные формы (курение, выпивка, наглый, грубый тон и пр.).
В этом возрасте возникает потребность в гендерной идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда происходят бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к происходящим с ними внешним и внутренним изменениям. Это естественные процессы, которые развиваются спонтанно, но они не могут идти своим чередом и требуют продуманной педагогической регламентации [3].
2. Практическое исследование правового воспитания в учреждении общего среднего образования
2.1 Научно-практический проект
Нами был разработан тренинг «Правовое воспитания в учреждении общего среднего образования». Представим его ниже.
Пояснительная записка
Формирование правовой компетенции - одно из важных условий формирования правовых знаний и уважения к закону в обществе. Мы считаем, что юридическое образование способствует развитию логического мышления у подростков. В ходе аналитической работы был составлен комплекс мероприятий, предполагающий развитие правовой компетентности у подростков и ориентированный на развитие познавательной и поведенческой составляющих правовой компетентности.
Юридическая подготовка включает такие компоненты, как образовательная, методическая, информационная и психологическая поддержка.
Вовлечение учеников в исследовательскую деятельность повышает познавательный интерес, учит учеников прогнозировать успехи, анализировать свои действия, решения и действия.
Информационная поддержка позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои жизненные установки с помощью различных методик, а также лекций с участием гостей.
Психологическая поддержка позволяет выявить изменения личностных характеристик учеников, оценить их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использовать ситуацию успеха.
Во внеучебной деятельности работа по формированию правовой культуры проводится во время занятий, различных мероприятий, творческих субботников, экскурсий. В работе со учениками используются индивидуальный и групповой подходы. Ежегодно в школе проводятся юридические декады.
В формировании правовой культуры в школе важной составляющей являются внеклассные занятия, где применяются такие формы, как клубная деятельность, организация месяцев, акций и пр., где подростки учатся решать конкретные жизненные задачи. В целях повышения уровня правовой культуры учащихся в школе проводятся встречи с представителями правоохранительных органов.
Проанализировав нормативные документы (устав, лицензия на право ведения образовательной деятельности) по формированию правовой культуры, можно сделать вывод, что учебное заведение работает в этом направлении. Мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с внешними структурами.
Заключение
Подведем итоги исследования.
Центральным процессом в подростковом возрасте является открытие самого себя. Рефлексия и самосознание становятся новым и основным видом психологической деятельности подростков. Именно поэтому подростков так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
Мышление подростка приобретает личностный, эмоциональный характер, связанный с самоопределением подростка и его желанием выработать собственное мировоззрение. Самосознание юношей и девушек в основном направлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время страха того, как будет разворачиваться жизнь в будущем.
В эмоциональной сфере подростков сохраняется повышенная ранимость и чувствительность, а экзальтация сменяется депрессией. И внешний вид, и способности очень болезненны, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируемы. Подросток может уже быть способен на глубокие «взрослые» переживания, серьезные и длительные переживания. С переходом к старшему подростковому возрасту улучшается общение, появляется самостоятельность, хладнокровие и самоконтроль.
При изучении форм и методов формирования правовой культуры подростков было обнаружено, что формирование правовой культуры школьников происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Внеучебные занятия имеют дополнительный ресурс, дополняют и расширяют знания и навыки, позволяют применять теорию на практике, опираются на интересы и потребности учеников и позволяют применять новые нестандартные формы и методы.
Процесс формирования правовой культуры подростков во внеучебной деятельности происходит с помощью следующих методов - словесного, наглядного, практического, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного и частично поискового.
Среди форм, используемых при формировании правовой культуры подростков, выделяются массовые, групповые и индивидуальные, для каждой из них выбираются виды деятельности, которые могут быть использованы во внеучебной деятельности.
В образовательном учреждении необходимо создать уникальное правовое образовательное пространство, которое обеспечило бы чувство уважения к верховенству закона, безопасности, а также к ученикам и учителям.
Система воспитательных действий должна быть направлена на создание условий для воспитания детей - уважение к закону; собственные идеи и взгляды, основанные на современных правовых ценностях; культуры, достаточной для защиты прав и свобод человека и законного осуществления его гражданского статуса.
Нами был разработан тренинг «Правовое воспитания в учреждении общего среднего образования». Представим его ниже.
1. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М., 1997. – С. 313-320.
2. Крутецкий, В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1998. – 336 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для учеников вузов / А.С Белкин. – М. :Академия, 2004. – 192 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1980. – 500 с.
5. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – М. :Юрайт, 2010. – 812 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. – М.:Пед. о-во России, 1999. – 302 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Междунар. пед. акад.,2006. – 209 с.
8. Новиков, А.М. Педагогика: слов. системы осн. понятий / А.М. Новиков. – М.: ИЭТ, 2013. – 268 с.
9. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учеб. И практикум для акад. бакалавриата / А. М. Прихожан. – М.:Юрайт, 2016. – 317с.
10. Байбаков, A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп :автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M.Байбаков. – Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2007. – 24 с.
11. Владимирова, Е. В. Формирование правовой культуры старшеклассников гимназии : дис. канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / Е. В. Владимирова. – Челябинск, 2010. – 177 с.
12. Семитко, А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс : (проблемы теории и методологии) : дис. д-ра юрид. наук : 12.00.01 / А. П. Семитко. – Екатеринбург, 1996. – 288 с.
13. Саакян, М. В. Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе : дис. канд. соц. наук : 22.00.06 / М. В. Саакян. – Майкоп, 2010. – 169 с.
14. Шубина, И. В. Социокультурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде : дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / И. В. Шубина. – Санкт-Петербург, 2004. – 171 c.
15. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для учеников вузов/ B.C.Мухина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.
16. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение :учеб. пособие для вузов / А.П. Панфилова. – М.:Академия, 2009. – 192 с.
17. Головченко, В.В. Эффективность правового воспитания :понятие, критерии, методика измерения/ В. В. Головченко. – Киев : Наук. думка, 2000. – 128 с.
18. Коротун, А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе : монография / А. В. Коротун. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. – 210 с.
19. Никитин, А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников 81 / А. Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
20. Хасанова, С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе :дис. канд.пед.наук : 13.00.01 / С. А. Хасанова. – Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут, 2007. – 194 с.
21. Смолкин, А.М. Методы активного обучения : метод.пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А.М.Смолкин. – М. :Высш. шк., 2000. – 176 с.
22. Полькина, С.Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования / С.Н. Полькина. – М. : Радуга, 2014. – 146 с.
23. Педагогический словарь : учеб. пособие для учеников вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты