Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Мультимедийные презентации в изучении растительного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы использования информационных технологий в обучении
1.2 Мультимедийные презентации как одно из средств обучения младших школьников
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР
2.1 Содержание и методика работы по изучению растительного мира с младшими школьниками с ТНР
2.2 Моделирование педагогического процесса по использованию мультимедийных презентаций в изучении растительного мира учащимися с ТНР (класс на выбор)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У них наблюдается снижение интереса к обучению, быстрая утомляемость, что может привести к возникновению чувства неполноценности и другим психологическим проблемам.
В практике работы педагогов с учащимися с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир» достаточно много методов и приемов деятельности, однако их применение для развития речи строго индивидуально.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, проводимая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что на сегодняшний день экологическая проблема встает не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего младшего школьного возраста и продолжается всю жизнь. В связи с этим определяется важность проведения с младшими школьниками системного экологического воспитания.
Формирование представлений об окружающем мире происходит с самого раннего детства. В связи с этим, для младших школьников необходимо понимать все взаимосвязи и иметь четкие представления об окружающих предметах и явлениях природы.
Младшие школьники должны получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения с растениями, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы использования информационных технологий в обучении
Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является фундаментальной и важнейшей задачей ХХI века.
В условиях информационного общества одним из инструментов модернизации образования является информатизация. Исследователи выделяют такое понятие как информатизация образования: «процесс внедрения НИТ во все виды и формы образовательной деятельности, трансформация на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей; процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания» [11, с. 187].
Информационно-коммуникационные технологии обучения –совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся [5, с. 32].
Информационные технологии – это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой информации с применением вычислительной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР
2.1 Содержание и методика работы по изучению растительного мира с младшими школьниками с ТНР
Представим анализ программы для детей с ТНР по предмету «Человек и мир».
Главной целью обучения является формирование и развитие у учащихся системы разносторонних и полноценных представлений об окружающем мире (природе, человеке, обществе), значимой для эффективного и безопасного взаимодействия с природной и социальной средой и способствующей подготовке к успешному овладению естественнонаучными и обществоведческими учебными предметами на II ступени общего среднего образования.
Достижение цели предполагает решение связанных воедино образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
формирование и обогащение представлений и понятий об окружающих объектах и явлениях, их разнообразии, признаках и свойствах; коррекция познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы учащихся; формирование на основе ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением первоначального практического опыта экологически и этически обоснованного поведения; освоение практических умений и навыков, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья, профилактики заболеваний, травматизма, вредных привычек; воспитание патриотизма, позитивного ценностного отношения к окружающему миру, личностных качеств культурного человека; формирование целостного представления об окружающем мире во всем его многообразии как дома для всего живого на Земле.
Отбор и систематизация программного материала направлены на реализацию компетентностного подхода. Освоение содержания настоящей учебной программы позволит овладеть практико-ориентированными предметными знаниями и практическими умениями, необходимыми для формирования положительного опыта жизнедеятельности, социально-личностного развития, социализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях информационного общества одним из инструментов модернизации образования является информатизация. Исследователи выделяют такое понятие как информатизация образования: «процесс внедрения НИТ во все виды и формы образовательной деятельности, трансформация на этой основе существующих и формирование новых образовательных моделей; процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания».
Информационно-коммуникационные технологии обучения –совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью учащихся.
Информационные технологии – это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой информации с применением вычислительной техники.
«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации – это практичный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он совмещает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те условия, которые наиболее долгое время сохраняют интерес детей. Одновременное влияние на два основных органа восприятия (слух и зрение) дает возможность достигнуть наибольшего результата. Таким способом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью красочных образов.
При разработке электронных средств обучения для каждой конкретной категории детей с особенностями психофизического развития учитываются и специфические требования. Информационные коммуникационные технологии не могут и не должны полностью заменять традиционные подходы к обучению, воспитанию и развитию детей с особенностями психофизического развития, а выступают только в качестве их дополнения и сопровождения.
В младшем школьном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике - полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды - от весны до осени. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу - познакомить с цветущими травянистыми растениями. Детей знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
2. Аюшеева, Н. Н. Исследование и разработка моделей и методов поиска информационных образовательных ресурсов в электронной библиотеке : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.11 / Н. Н. Аюшеева. — Улан- Удэ, 2014. — 228 с.
3. Баранова, Л.И. Методика преподавания предмета «Человек и мир» : пособие / Л.И.Баранова, Т.А.Соколова. – Минск : БГПУ, 2016. – 104 с.
4. Беляев, М. И. Технология создания электронных средств обучения / М. И. Беляев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. — М. : МГИУ, 2012. — 304 с.
5. Виштынецкий, Е. И. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения / Е. И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев // Информационные технологии. – 2008. – № 2. – С. 32-37.
6. Воробьева, А. А. Мультимедийная презентация как форма подачи учебного материала: специфика создания / А. А. Воробьева, В. В. Малаховская // Адукацыя і выхаванне. - 2014. - № 7. - С. 27-32.
7. Горина, Е. Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий / Е. Н. Горина, А. Н. Махотина ; Е. Н. Горина, А. Н. Махотина // Коррекционная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 58-61.
8. Гусева, Е. Г. Мультимедийный урок в начальной школе / Е. Г. Гусева // Информатика в школе. - 2012. - № 5. - С. 51-58.
9. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. - 2011. - № 2. - С. 8-12.
10. Деменчёнок, О. Г. Проведение занятий с применением мультимедийной техники / О. Г. Деменчёнок; О. Г. Деменчёнок // Школьные технологии. - 2010. - № 1. - С. 153-160.
11. Дылян, Д. Управление процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Д. Дылян. – Мн., 2003. – 200 с.
12. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. – 192 с.
13. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. — 2012. — № 4. — С. 44—51.
14. Кислякова, Ю. Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании: учеб.-метод. пособие для педагогов / Кислякова Ю. Н., Лисовская Т. В. – Мн: «Четыре четверти»», 2010. – 52 с.
15. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011г. №243-3 // 4 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk1100243 .
16. Колобухина, Н.В. Современные техногогии в работе учителя-логопеда / Н.В. Колобухина // Практическая дефектология. - 2018. - №2. - С.58-62.
17. Колодко, Е. Л. Информационные технологии - инструмент учителя-дефектолога / Е. Л. Колодко ; Е. Л. Колодко // Народная асвета. - 2018. - № 4. - С. 40.
18. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года // Информатизация образования. –2012.–№4.– С.16-33.
19. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии /Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. - 688 с.
20. Николаева, Е. И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е. И. Николаева ; Е. И. Николаева// Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 150-155.
21. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - C. 52 - 64.
22. Постановление МЗ РБ от 7.08.2019 номер 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований».
23. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 2010. — 256 с.
24. Смирнова, О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Учебное пособие для бакалавров. – Издательство : Владос, 2017. – 199 с.
25. Современные технологии начального общего образования: учебное пособие. Под общ.ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2016. –191 с.
26. Сороко, Е. Н. Создание электронных образовательных ресурсов для лиц с особенностями психофизического развития / Е. Н. Сороко, Е. М. Жолнерович // Непрерывное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями : тезисы докладов науч.-метод. конф., Минск, 29—30 ноября 2012 г. — Минск : БГУИР, 2012. — С. 114—116.
27. Сороко, Е.Н. Использование электронных ресурсов в коррекционно - образовательном процессе / Е.Н. Сороко // Адукацыя і выхаванне. – 2015. - №7. – С. 26-30.
28. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2010. – 512 с.
29. Титова, М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида / М.Ф. Титова – М.: Владос, 2010. – 248 с.
30. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск: Народная асвета, 2006. - 210 с.
31. Чемоданова, Н. В. Информационные технологии в системе логопедической работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Чемоданова. – Минск : БГПУ, 2019. – 282 с.
32. Шахмаев, Н.М. Информационные средства обучения / Н.М. Шахмаев. – М.: Знание, 2015. – 198 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты