Арт-терапевтические техники и приемы как средство коррекции агрессивности дошкольников
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Арт-терапевтические техники и приемы как средство коррекции агрессивности дошкольников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Арт-терапевтические техники и приемы как средство коррекции агрессивности дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов (дети).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов (воспитатели).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё Детская агрессия: как вести себя родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Детская агрессия.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Агрессивность как показатель эмоционального неблагополучия ребенка дошкольного возраста
1.2. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Арт-терапевтические техники и приемы как средство коррекции агрессивности детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
2.2. Результаты эмпирического исследования уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их интерпретация
2.3. Программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредствам арт-терапевтических техник «Жизнь без агрессии»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные изменения в общественной и духовной жизни, появление глобализации, виртуальных пространств, ограниченность реального общения, демонстрация насилия на экранах телевизоров и компьютеров вызывают повышение психологического напряжения как у взрослых людей, так и у подрастающего поколения. Такие исследователи как О.А. Белобрыкина, О.В. Защиринская, Л.Б. Шнейдер указывают на то, что именно эмоциональная сфера личности ребенка дошкольного возраста становится наиболее уязвимой в современных условиях. По оценкам педагогических работников учреждений дошкольного образования, в их профессиональной деятельности одной из самых актуальных и трудно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии, которая порождает отчужденность, конфликтность, враждебность между сверстниками. Серьезную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает проявление агрессивного поведения, которое можно наблюдать уже среди детей дошкольного возраста.
Проблема агрессивного поведения является широко изученной в современной психологии, о чем говорит значительное число работ таких исследователей, как И.В. Вачков, А.Г. Долгова, А.И. Захаров, А.Е. Личко, которые установили, что предпосылки развития поведенческих отклонений возникают и необратимо закрепляются еще в детстве.
Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с агрессивным поведением, нуждающихся в социально-психологической помощи. Проявление агрессивного поведения влияет на микроклимат в детском коллективе, затрудняет процесс общения, тормозит развитие внутреннего потенциала ребенка, который находится в стадии своего становления, осложняет процесс социализации ребенка, ограничивает адекватное усвоение и воспроизведение общественных норм и правил. Агрессия детей дошкольного возраста становится устойчивой формой поведения, и не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
Необходимость изучения специфики социально-психологической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением продиктована наличием возрастающей потребности в установлении связей с окружающими, освоению новых социальных ролей, развитию активного общения, подготовкой к поступлению в школу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Агрессивность как показатель эмоционального неблагополучия ребенка дошкольного возраста
Характер эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста раскрывает степень их эмоционального здоровья, что, по мнению белорусского исследователя В.Н. Шебеко, является оптимистическим показателем общего психологического развития, психического здоровья. Эмоциональное состояние ребенка, независимо от того, какими личностными характеристиками он обладает, свидетельствует о его позитивной оценке мира и собственного присутствия в нем. По мнению автора, переживание ребенком эмоционального благополучия является основным условием его нормального психологического развития [44].
А.И. Захаров утверждает, что благодаря активному эмоциональному развитию дошкольное детство считается периодом повышенного риска эмоциональной неполноценности, которая является отрицательно окрашенным эмоциональным состоянием, проявляющимся в. Нестабильные и неадекватные эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающей действительностью; преобладание отрицательных эмоций; выраженная тревога и страх, выходящие за рамки возрастного стандарта; преобладание низкой самооценки, что осложняет процесс психологического развития ребенка, затрудняет установление связей с другими людьми, мешает развитию новых социальных ролей и развитию позитивного общения. К эмоциональным недостаткам, по мнению исследователей, относятся: пониженный эмоциональный фон, эмоциональная бедность, сглаживание эмоционального контекста взаимодействия с другими людьми, неадекватные формы эмоциональной реакции на признание и комментарии - от пассивности и безразличия до агрессии и враждебности, повышенная тревожность и страх [9].
Сохраняющиеся негативные эмоциональные состояния способствуют формированию отрицательных установок, мотиваций саморазвития и самозащиты, что приводит к формированию нежелательных качеств, которые негативно влияют на социальное развитие детей [9].
В.Н. Шебеко считает эмоциональное благополучие ребенка важным фактором, влияющим на становление ребенка как личности. Эмоциональное благополучие – это положительное, комфортно-эмоциональное состояние, которое выступает основой отношения ребенка к миру и влияет на особенности психического развития. Но не всегда можно напрямую выяснить, что волнует ребенка.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявления особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Всего в исследовании приняли участие 18 детей. Возраст детей – 5-6 лет. Из них 12 мальчиков и 6 девочек.
Исследование проходило в несколько этапов:
- на первом этапе проводилось наблюдение за ребенком по схеме.
- на втором этапе проводилось анкетирования воспитателей.
- на третьем этапе проводилась диагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
- на четвертом этапе был произведен анализ полученных результатов и разработана программа коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Методики:
– Наблюдение за ребенком по схеме «Критерии агрессивности» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) (см. Приложение А) [8].
Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, разработанными американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер. Так предлагается 8 критериев. необходимо отметить те, которые присутствуют у ребенка. Можно предположить, что ребенок агрессивен только в том случае, если хотя бы 4 из 8 перечисленных симптомов проявлялись в его поведении в течение не менее чем 6 месяцев. Ребенку, в поведении которого проявляются различные признаки агрессии, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие детей старшего дошкольного возраста изучается как двуединый процесс неразрывно связанных в своем функционировании составляющих, имеющих сложные зависимости: социализации (овладение социокультурным опытом, его усвоение и воспроизведение) и индивидуализации (самопознание, приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Агрессивные дети старшего дошкольного возраста возбудимы. Они склонны к драчливости, упрямы, несговорчивы, обидчивы. Их отношения с окружающими напряжены и амбивалентны. Агрессивность негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации в последующих возрастных периодах. На фоне отрицательной обратной связи у таких детей часто формируется агрессивно-защитный тип поведения. Анализ теоретического объяснения детской агрессивности показал, что агрессивный ребенок часто демонстрирует признаки агрессивного поведения, направленного на него самого и на окружающих, по причине отсутствия конструктивных умений разрешения жизненных ситуаций при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Актуализация агрессивного состояния обусловлена как общими причинами (семейное неблагополучие, неправильные педагогические воздействия взрослых, отсутствие единства требований и рассогласованность в приемах воспитания, недостаточное внимание, игнорирование эмоциональных проявлений ребенка), так и особенными: отрицательные состояния связаны с нарушениями физиологического, физического развития и неудовлетворенностью общением. Агрессивность как устойчивая индивидуальная характеристика проявляется в старшем дошкольном возрасте и имеет различную мотивацию и формы проявления. Она включается в дальнейшее развитие ребенка как существенная личностная черта, становясь одним из факторов психического развития и определяя особенности деятельности и общения ребенка.
Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы: по результатам наблюдения за ребенком по схеме «Критерии агрессивности», можно сказать, что у 4-х детей выявлена агрессивность. У них 4 из 8 перечисленных признаков проявлялись в поведении в течение 6 месяцев. У 6 детей не было выявлено ни одного из перечисленных признаков. У 8 проявлялись в поведении от 1-до 3х признаков. Можно сделать вывод, что у 12 детей были проявления агрессивности, но 4 из них они выявлены на постоянной основе.
1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://uvarsch.ucoz.ru/MOP/Uchit/diagnostika_agressivnosti.pdf.
2. Бокова А. А. Арт-терапия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2006–2010. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86429.htm.
3. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. – М.-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. – 179 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, ЭКСМО, 2003. – 1136 с.
5. Георгиевская Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста / Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 896–899
6. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
7. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://testoteka.narod.ru/pm/1/14.html.
8. Диагностические критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://uvarsch.ucoz.ru/MOP/Uchit/diagnostika_agressivnosti.pdf.
9. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. – М.: Генезис, 2009. – 216 с.
10. Доскин В.А. Рисунки детей – психологический анализ / В.А. Доскин // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 12. – С. 15–18.
11. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубенко // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С.53-57.
12. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
13. Едиханова, Ю.М. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Концепт. – 2017. – № 2. – С. 1-6.
14. Ежкова, Н. С. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей до-. школьного возраста: Моногр. / Н. С. Ежкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – 134 с.
15. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
16. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск : Университетское, 2009. – 134 с.
17. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 191 с.
18. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – М.: Питер, 2004. – 244 с.
19. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копыткин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
20. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, —М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
21. Краснова, М.В. Система социально-педагогической работы дошкольного учреждения по профилактике детской агрессии / М.В. Краснова – 13.00.01 – Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Владимир, 2009. – 32 с.
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
23. Лебедева Л.Д. Арттерапия в педагогике / Л.д. Лебедева. – М.: Педагогика, 2000. – 248 с.
24. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 439 с.
25. Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста / Л.В. Лямина // Педагогика и психология – 2009. № 4 (6). – С.39-43.
26. Мазеева, Л. Ю. Профилактика агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Л.Ю. Мазеева // Образовательная среда сегодня: аспекты развития. – 2015. – № 2 (3). – С. 108-110.
27. Маркман Е.В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников / Е.В. Маркман // Психология человека в образовании. –2020. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-art-terapii-v-korrektsii-emotsionalnyh-narusheniy-doshkolnikov.
28. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.В. Шипова. – Саратов, 2016. – 56 с.
29. Михайлова, Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
31. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика. Кн.3 / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
32. Панфилова, М. А. Графическая методика «Кактус» / М.А. Панфилова // Обруч. – 2002. – № 5. – С. 12-13.
33. Петухова, А. Е. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников / А.Е. Петухова, О.В. Якобенко // Вопр. соврем. педиатрии. – 2006. – Т. 5. – № 1. – С. 463.
34. Реан, А. А. Детская агрессия / А.А. Реан. // Педагогика и психология. – 2002. – № 4. – С. 37-42.
35. Спиваковская, А.С. Психотерапия – игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 304 с.
36. Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи детям с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. – Издательство: АСТ, Астрель, 2007. – 320 с.
37. Фурманов, И.A. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. –192 с.
38. Шалагинова, К.С. Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников / К.С. Шалагинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – № 3. – С. 60-64.
39. Шебеко, В. Н. Исследование проблемы эмоционального благополучия детей / В.Н. Шебеко, Го Кэ. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/23837/1.
40. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов (дети).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов (воспитатели).
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё Детская агрессия: как вести себя родителям.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Детская агрессия.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты