Глава 3 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
Глава 4 Дидактическая игра как эффективный метод экологического образования детей дошкольного возраста
Список использованных источников
Глава 3 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
Идея единства человека и природы занимает важное место в содержании экологического образования, что подразумевает формирование понятия человека и природы, способа взаимодействия человека и природы.
Экологическое образование детей – это новое направление в педагогике, которое развилось в последние годы и пришло на смену знакомству с природой, традиционно представленному в учебной программе. Для изучения вопроса использования игры в экологическом развитии детей необходимо проанализировать современные учебные программы по разделам – экологическое образование и игры.
Экологическое образование детей дошкольного возраста рассматривается со следующих аспектов: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностей, норм поведения и специальных знаний, деятельности и поведения экологической грамотности на природе; как наука, в процессе обучения в детских садах, изучения закономерностей экологического развития детей дошкольного возраста через природу; как способ ознакомления детей дошкольного возраста с экологической культурой; как способ ознакомления с экологической культурой, в экологическое развитие в экологической культуре [1, с. 36].
Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которое выражается в гуманистическом и ценностном отношении к природе. Его проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональные реакции на состояние растений и животных; интерес к природным объектам; стремление к позитивному взаимодействию с ними с учетом их характеристик как живых существ; желание и способность заботиться о них [2, с. 85].
Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении задачи развития, образования и педагогики в соответствии с возрастом ребенка. Первая задача предполагает развитие у детей когнитивных и исследовательских навыков. В младшем дошкольном возрасте поддержка любопытства ребенка, желание рассмотреть, выслушать, назвать яркие признаки и характеристики исследуемого объекта. В среднем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, а в более старшем – поддержка познавательных интересов детей, развитие способности самостоятельно осуществлять первичный поиск, строить гипотезы, эвристические суждения.
Глава 4 Дидактическая игра как эффективный метод экологического образования детей дошкольного возраста
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, в которой ребенок естественным образом познает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.
Как утверждается в психологических и педагогических исследованиях, ведущим видом деятельности для ребенка дошкольного возраста является игра. Игрой называется такой вид непродуктивной деятельности, цель которой проявляется не в результатах, а в самом процессе. Для малышей игра, которая зачастую в педагогических методических пособиях имеет название «спутника детства», являет собой главное содержание жизнедеятельности, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с практикой и познанием окружающего. Мотив этой деятельности заключается не в результатах, а в самом процессе.
В играх задействованы все стороны личности ребенка: малыш совершает движения, говорит, воспринимает окружающую действительность, размышляет, строит планы; в течение игры задействованы все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций.
Именно эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду; играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра – путь поиска ребенком–дошкольником самого себя в коллективе сверстников, повторение социальной практики, доступной пониманию [5].
Играя, дети обучаются общению со сверстниками. Игра – главная сфера общения для детей: в ней они пытаются решать проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы. В игре детьми познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений. Именно в процессе игры дети дошкольного возраста «получают возможность быть максимально самостоятельными, общаться по своему желанию с ровесниками, собственными силами реализовывать и углублять свои знания и умения» [6, с. 74].
В игре «в наибольшей степени воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь товарищу, может возникнуть чувство коллективизма, проявиться ответственности за свои действия. Игра также есть средство воздействия на таких детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, обидчивость, робость» [6, с. 45].
1. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
2. Дерябко С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин. Ростов–на–Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
3. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук. / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2016. – 46 с.
4. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/W21934601p_1569618000.pdf.
5. Шульженко А. К. Экологическое воспитание: Европейский опыт. Учебное пособие / А.К. Шульженко. – М., 2003. – 115с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., Педагогика, 1978
7. Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь–справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2014. С. 281.
8. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. – М.: «Академия», 2018. – 234 с.
9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М., Просвещение, 1981
10. Симонова Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. – Минск, Асар, 1996
12. Токмакова Н. Животворные ключи / Н.Токмакова // Дошкольное воспитание, 1994, №7
13. Саморукова П. Игры детей / П.Саморукова / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение, 1983