Особенности Эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности Эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности Эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Кобринская школа интернат №1, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Влияние личности родителя на воспитание ребенка
1.2 Понятие Эго-состояние
1.3 Характеристика стилей семейного воспитания
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс воспитания подрастающего поколения волновал людей на протяжении многих веков. Его решению уделялось огромное внимание на всех этапах развития человечества.
Семейное воспитание зародилось во времена мезолита. Семья учредилась как социальный институт и стала действующей в эпоху Древнего мира. В пору средневековья распространение получила теория авторитарного воспитания, которая в различных формах проявляется и в наше время. Представителем данной теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, он видел воспитание как управление детьми. Противником теории авторитарного воспитания становится Ж. Ж. Руссо, который выдвигал теорию свободного воспитания. Теория основывалась на уважении в ребенке растущего человека, предполагала не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка [15].
Проблеме исследования влияния стилей семейного воспитания на личностное развитие детей посвящены исследования А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. В своей работе А.Е. Личко подробно описал неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений ребёнка с родителями. Исследования Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса посвящены проблеме факторов семейного воспитания, создающих негармоничные стили семейного воспитания.
Также вопросу изучения стилей семейного воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание такие учёные, как Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др. [15, с. 14]
В 2006 году А.Л. Венгер дал свое определение стиля воспитания – это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов [7, с. 19].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Влияние личности родителя на воспитание ребенка
Развитие личности и психическое состояние ребенка во многом зависят от родителей и взаимоотношений между ними. С самого рождения родители имеют большое влияние на развитие ребенка. Трудно сказать, насколько впоследствии удастся скорректировать первые впечатления, которые возникнут у новорожденного при встрече с образами отца и матери. Роль родителей в развитии личности ребенка очень сложно переоценить, поскольку они являются личностями, непосредственно участвующими в воспитании нового человека [12, с. 46].
Когда рождается ребенок, он еще не понимает, где он находится и зачем. Он ничего не знает об окружающем мире, который первоначально ограничивается для малыша его семьей. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, его будущее восприятие мира.
Почти все родители считают, что, поскольку мы любим своих детей, проводим с ними время, правильно общаемся и дисциплинируем, мы обеспечим их оптимальное развитие. Однако более фундаментальная основа развития личности ребенка определяется не только методами воспитания, но и то, кем является родитель как личность. Личные характеристики родителей, их собственное поведение и установки являются основными факторами, влияющими на самовосприятие ребенка.
Как губка, дети каждый день впитывают очевидные и тонкие выражения своих родителей, их взаимоотношений, манер и мировоззрения, которые в значительной степени формируют индивидуальность их ребенка.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗУЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение особенностей эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания.
Объектом исследования является эго-состояния родителей и стили воспитания.
Предмет исследования – особенности эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания.
Исследование проведено на базе ГУО «Кобринская школа интернат №1». Фактический состав исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 15 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение особенностей эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить особенности эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудности в развитии личности ребенка возникнут из-за непоследовательного или противоречивого отношения родителей к воспитанию. Это может привести к тому, что ребенок будет испытывать значительные трудности с усвоением общественно приемлемого поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности. Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из опасения, что он не сможет выбрать правильное поведение, столкнувшись с этим новым.
Положительным фактором в развитии личности ребенка, стремлением быть включенным в близкие отношения с родителями является благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители с их любовью, заботой, терпением, принятием и мудростью.
Одним из центральных условий трансактного анализа является концепция состояния человеческого эго, которое представляет собой особый набор элементов, состоящих из чувств, переживаний и человеческого поведения. Э. Берн выделил три таких состояния – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Эти состояния личности не имеют ничего общего с возрастом в обычном понимании этого слова. Согласно транзактному анализу, каждый человек ежеминутно реализует в совсем поведении одну из трех ролей: Взрослого, Родителя (Критикующего или Заботливого), Ребенка (Естественного или Адаптивного).
Выделяют четыре основные стили семейного воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка.
Цель исследования: изучение особенностей эго-состояний родителей реализующих разные стили воспитания. Нами была использована методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ).
1. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 259 с.
2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
3. Баумринд Д. Практическая психология / Д. Баумринд. – М., 1995. – 411с.
4. Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. Психология человеческих взаимоотношений. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ, или ВЫ СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ». ЧТО ДАЛЬШЕ? Психология человеческой судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576 с.
5. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Изд–во БГУ, 2010. – 444 с.
6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: «Речь», 2001. – 143 с.
7. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе?/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – Москва: Академический Проект, 2014. – 192 с.
8. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителей / сост. Т. Г. Кислицина; под общ. ред. док. филол. наук В. Ю. Троицкого– М.: Огни, 2016. – 256 c.
9. Ильин, В. А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни [Текст] / В. А. Ильин. – М.: Класс, 2012. – 208 с.
10. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст] / Р. Р. Калинина. – М.: Речь, 2014. – 352 c.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
12. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А. Г. Ковалев. – М.: Народная асвета, 2015. – 256 c.
13. Меренков, А.В. Тенденции измерения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – C. 101–110.
14. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
15. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб., «Речь», 2000. – 194с.
16. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
17. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М., 1995. – 359 с.
18. Трансакционный анализ в психотерапии / Пер. с англ. А. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с.
19. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии [Текст] / Л. Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 928 c.
20. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
21. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи – В.Р. Юстицкий. – СПб.: «Питер», 1999 – 345 с.
22. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты