Понятие культуры: особенности исторической интерпретации
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие культуры: особенности исторической интерпретации»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Понятие культуры: особенности исторической интерпретации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1. Особенности интерпретации понятия «культура» в различные исторические периоды
1.1. Античность
1.2. Средние века
1.3. Новое время
Глава 2. Современное понимание понятия «культура»
2.1. Аксиологическая концепция культуры
2.2. Антропологическая концепция культуры
Глава 3. Понимание понятия «культура» в различных научных дисциплинах
3.1. Педагогика
3.2. Лингвистика
3.3. Социология
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Многие исследователи считают, что культура возникла в основном под влиянием социальных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в консолидации и передаче духовных ценностей, которые вне социальных форм жизни человека могли быть потеряны вместе с автором этих ценностей.
Таким образом, общество придало процессу создания стоимости стабильный и непрерывный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для общественного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого понимания и использования другими членами общества.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть идею о том, что понятие «культура» является одной из тех общеисторических категорий, которые применимы ко всем эпохам. Культура возникает с появлением человечества на Земле, и каждый шаг отдельного человека в ходе социального прогресса был в то же время шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая отдельная форма общества имела свою уникальную культуру.
Анализ источников. В современной науке особенности исторической интерпретации понятия «культура» изучена в полной мере. Крёбер предпринял масштабную попытку дать определение культуре в своей книге «Культура: критический обзор концепций и определений», написанной в 1952 году в сотрудничестве с К. Клахоном. Согласно определению авторов, культура описывается как «абстракция от человеческого поведения, но не как само поведение». Культуру нельзя назвать поведением, потому что этим аспектом занимается психология, и нельзя приравнивать культуру только к поведению, поскольку это лишает антропологический подход к ее изучению. Культура – это абстракция, но вполне реальная, с системой элементов, связанных определенным образом и образующих единое целое, определенную модель, паттерн, тип.
Глава 1. Особенности интерпретации понятия «культура» в различные исторические периоды
1.1. Античность
Само слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.) в трактате De Agri Cultura (около 160 года до н. э.) – самом раннем памятнике латинской прозы.
Этот трактат посвящен не только обработке земли, но и уходу за полем, который предполагает не только обработку земли, но и особое эмоциональное отношение к ней. Например, Катон дает следующие советы по покупке земельного участка: не нужно лениться и несколько раз просматривать купленный участок. если участок хороший, чем чаще вы будете туда заходить, тем больше он вам понравится. Это «нравится» должно быть необходимо. Если ее не будет, то не будет хорошей заботы, то есть не будет культуры» [20, с. 52-53].
Выдающийся римский оратор и философ М. Т. Цицерон употребил слово «культура» в совершенно ином, переносном смысле. Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, улучшенное». Этим словом он стал обозначать все, что создано человеком, в отличие от мира, созданного природой.
Однако следует отметить, что под культурой по-прежнему понимается «выращивание, обработка почвы». Но с тех пор считалось, что не только земля, но и сам человек может быть подвергнут такой обработке. Культура стала пониматься как совершенствование души с помощью философии и красноречия [2, с. 34].
Важным аспектом понимания культуры Цицероном являлось ее осознание как идеального единства личности и государства. Он считал, что смысл культуры состоит в том, чтобы воспитать человека идеальным гражданином, четко осознающим свой долг перед обществом и государством.
Глава 2. Современное понимание понятия «культура»
2.1. Аксиологическая концепция культуры
В рамках аксиологической концепции культура рассматривается как совокупность ценностей. Многие культурологи считают, что ценности – это самое главное в культуре, ее стержень. Проблема ценностей разрабатывалась на протяжении всей истории философии. В то же время сформировались разные подходы к вопросу о природе ценностей, их абсолютной или относительной природе. В современной литературе также встречаются разные определения ценностей:
1) как объект, имеющий некоторую ценность;
2) как идеал, т.е. представление о желаемом;
3) как значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом [13, стр. 102].
Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. К объективным ценностям относятся объекты материальной и духовной деятельности людей, а также явления природы, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворить его потребности. Субъективные ценности – это установки, оценки, требования, запреты, выступающие регуляторами человеческой деятельности. Материальные ценности удовлетворяют материальные потребности человека (в пище, одежде, жилье). Духовные ценности удовлетворяют духовные потребности человека (в знаниях, творчестве, красоте).
Абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Это всегда ценность – цель и никогда не должна рассматриваться как ценность – средство. Об этом пишет И. Кант.
Кроме того, высшие ценности должны включать в себя смысл жизни, справедливость, свободу, мир, труд, доброту, правду, красоту. Без осознания этих ценностей невозможно реализовать себя как личность.
Глава 3. Понимание понятия «культура» в различных научных дисциплинах
3.1. Педагогика
Педагогическая культура является частью общей культуры, которая в наибольшей степени отражает духовные и материальные ценности, а также методы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая культура учителя предполагает возрождение и самореализацию творческих способностей учителя и учеников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлого, настоящего и будущего. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение между двумя людьми на разных этапах передачи человеческой культуры:
Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.
Открытие человека для себя в другом [9, с. 134-135].
Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, методов деятельности и профессионального поведения учителя; это уровень образования, через который передаются профессиональные знания.
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества учителя – это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция – это своего рода нравственный выбор учителя.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В эпоху Античности понятие «культура» интерпретировалась в нескольких смыслах. Во-первых, как «возделывание земли», во-вторых – «облагороженное, усовершенствованное», в-третьих, как признак цивилизованного мира. В Средневековье доминировало теологическое представление культуры – теория провиденциализма. Вместо понятия «культура» употреблялось понятие «культ». Культура ассоциировалось с верой. Кардинальные изменения в трактовке понятия «культура» наблюдаются в Новое время. Синонимом слова «культура» становится «разум». Ученые понимали под культурой менталитет (Ш. Луи Монтескье), нравственность (Ж.Ж. Руссо), чувство долга и преодоление эгоизма (Э. Кант).
2. Аксиологическая концепция культуры предполагает ценности в различных аспектах: материальная ценность, идеал, польза обществу. При этом, в зависимости от общества отличаются ценности. Понятие «культура» при антропологической концепции трактуется как созданные обществом в процессе совместной деятельности продукты (предметы) жизнедеятельности.
3. В педагогической науке термин «культура» представляет деятельность, поведение и уровень образованности педагога, с помощью которых он передает знания. Лингвистика определяет культуру как отражение появления и развития языка, т.е. определенный культурный код нации. Язык выступает в качестве сохранение и развития культуры определенной нации (народа). В социологии культура – регулятор взаимоотношений в обществе и природе. Культура содержится в любой целенаправленной области социальной деятельности человека: быт, труд, здравоохранении, политика и т. д.
1. Абушенко, В.Л. Социология культуры // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
2. Асоян, Ю. Историография концепта «cultura» (Античность — Ренессанс — Новое время) / Ю. Асоян, А. Малафеев // Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков. – М.: ОГИ, 2001. – 344 с. – С. 29-61.
3. Беляев, И.А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. – Оренбург: УрАГС, 2002. – 214 с. – С. 5-18.
4. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – № 1. – С. 64-72.
5. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков / Г.П. Выжлецов // Международный журнал исследований культуры. – 2016. – № 2. – С. 15-26.
6. Драч, Г.В. Культурология / Г.В. Драч. — Москва: Альфа-М, 2003. – 432 с.
7. Завершинский, К.Ф. Культура и культурология в жизни общества / К.Ф. Завершинский. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 92 с.
8. Зиновьева, Е.И. Лингвокультурология: теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. – СПб.: МИРС, 2009. – 291 с.
9. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. – М.: Белгород, 1993. – 187 с.
10. Келле, В.Ж. Процессы глобализации и динамика культуры / В.Ж. Келле // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 1. – С. 69-70.
11. Култыгин, В.П. Социология культуры или социология культурно-духовной сферы / В.П. Култыгин // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 143-146.
12. Лучинина, Е.Н. Лингвокультурология в системе гуманитарного знания / Е.Н. Лучинина // Тверской государственный университет. Критика и семиотика. –2004. – № 7. – С. 238-243.
13. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. – М.: Мысль, 1983. – 284 с.
14. Михайлова, Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005. – 344 с.
15. Орлова, И.Б. Социология культуры / И.Б. Орлова // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 664 с.
16. Пелипенко, А.А. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 503 с.
17. Федорова, С.Н. Профессиональная культура педагога / С.Н. Федорова // Педагогика. – 2006. – №2. – С. 65-70.
18. Флиер, А.Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности / А.Я. Флиер // Личность. Культура. Общество. – 2012. – № 1. – С. 108-122.
19. Шендрик, А.И. Теория культуры / А.И. Шендрика. – М.: Единство, 2002. – 519 с.
20. Шохин, В.К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели / В.К. Шохин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 51-61.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты