Введение
Глава 1 Теоретические основы иследования
1.1 Понятие и сущность менеджмента в сфере культуры
1.2 Специфика театрально-зрелищной деятельности в РБ
Глава 2 Молодежный театр эстрады как объект менеджмента театрально-зрелищной деятельности
2.1 Организационная структура и деятельность государственного молодежного театра эстрады
2.2 Подходы к организации управленческой деятельности в государственном молодежном театре эстрады
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Во многом в настоящее время к деятельности культурных учреждений сохраняется рыночный подход, который рассматривает деятельность культурных организаций с позиции рентабельности и подчинения приоритету материальных благ, отодвигая, таким образом, на второй план первоочередную функцию деятельности творческих коллективов, которая заключается в воспитании нравственного и духовно развитого общества.
Преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сфере, обеспечившие свободу творчества, возможности творческой самореализации с одной стороны, и возникновение экономических трудностей, новых культурно-экономических условий с другой, требую эффективного и компетентного управления в данной деятельности.
В этой связи возрастает роль социально-культурного менеджмента и социально-этического маркетинга в деятельности театрально-зрелищных организаций, с которыми связывают становление конструктивной современной концепции управления. Эта концепция сочетает эффективное управление деятельностью ТЗО при одновременном сохранении своеобразия каждого субъекта управления.
Театр несет ответственность перед обществом за удовлетворение целого ряда социальных потребностей граждан, предлагая им при этом не реальные товары, а услуги, причем, неосязаемые. Вместе с тем, реализация в жизнь тех социальных услуг, которые театр предоставляет по роду своей профессиональной деятельности, не исключает достижения экономического эффекта от их коммерческой составляющей. Характерной особенностью театров является то, что они сочетают неприбыльный и коммерческий характер деятельности.
Театры, по сути, являющиеся некоммерческими организациями, вынуждены осваивать современную экономическую реальность, использовать ее специфические технологии – управленческие, маркетинговые, коммуникационные.
Объект исследования: менеджмент в сфере культуры.
Предмет исследования: деятельность театрально-зрелищных организаций в контексте менеджмента в сфере культуры.
Цель работы: рассмотреть деятельность театрально-зрелищных организаций как объектов менеджмента в сфере культуры.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и сущность менеджмента в сфере культуры;
- рассмотреть специфику театрально-зрелищной деятельности в РБ;
- проанализировать организационную структуру и деятельность Государственного молодежного театра эстрады;
- рассмотреть подходы к организации управленческой деятельности в Государственном молодежном театре эстрады .
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, анализ деятельности и управленческой модели Государственного молодежного театра эстрады.
База исследования: Государственный молодежный театр эстрады.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность менеджмента в сфере культуры
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как «совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий - театры, библиотеки, клубы, музеи» [8, с. 351].
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Менеджмент в социально-культурной сфере представляет в настоящее время особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, «что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности» [2, с. 164].
Одним из активных исследователей менеджмента в сфере культуры является Ф. Котлер. По его мнению, «в современном обществе происходит нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.
ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационная структура и деятельность Государственного молодежного театра эстрады
История Минского Молодежного театра эстрады началась относительно недавно – в 1997 году, когда в городе появился необычный театр, репертуар которого состоял в первую очередь из концертных программ различных жанров и направлений. Первый художественный руководитель театра, заслуженный артист Беларуси О. Тиунов изначально ориентировал свой творческий коллектив на то, чтобы программы были построены не только на классическом, но и на современном музыкальном материале.
Театр является театрально-зрелищной организацией культуры, основным видом деятельности которой является проведение театрально-концертных мероприятий. Молодежный театр эстрады относится к концертным организациям, что объясняется спецификой деятельности театра – все программы базируются на основе эстрадного жанра. Так, Молодежный театр эстрады является республиканским некоммерческим юридическим лицом – учреждением. Государственное учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
За свой не столь долгий творческий путь Молодежный театр эстрады успел полюбиться жителям столицы и превратиться в одно из любимых мест проведения досуга. На территории театра проводятся мероприятия для различных групп населения: детей, молодежи, взрослых, пожилых людей, что отражается в репертуаре организации. Населению предоставляется возможность посетить концерты, спектакли, проекты отечественных телеканалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что менеджмент в сфере театрально-концертной деятельности в настоящее время не является системой. В структуре данного понятия присутствует множество социальных сущностей - коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры другие. Поэтому эффективность менеджмента в театрально-концертной сфере не обеспечивает реализацию целей, актуальных задач, соответствующих функций и принципов.
В ходе изучения литературы было дано понятие менеджмента, как инструмента для разработки и реализации универсальной технологии эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Было рассмотрено несколько направлений в теории развития менеджмента.
В ходе работы были рассмотрены особенности управления творческим коллективом театра. Такое руководство предполагает понимание специфики структуры коллектива, так же как специфики взаимодействия членов коллектива между собой. Было установлено, что творческие коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии, опираясь на исследования которой можно планировать и осуществлять управленческую деятельность. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нем неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива.
В ходе работы была проанализирована деятельность и организационная структура Государственного молодежного театра эстрады. Было установлено, что организационная структура является линейно-функциональной. Это современная структура, которая обеспечивает разделение управленческого труда, где каждое подразделение выполняет определенный ряд специфических функций, которые направлены на достижение целей театра. В ходе анализа было выяснено, что управленческая структура театра следующие недостатки:
- недостаточное стимулирование молодых работников;
- чрезмерная нагрузка на высший уровень руководства;
- частичное дублирование полномочий руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности;
- недостаточный уровень ответственности среди молодых артистов.
Учитывая данные недостатки управленческой деятельности театра, были разработаны рекомендации. Для осуществления успешной управленческой деятельности необходимо создание мотивационной среды, и использование всех ее компонентов: административных, экономических и социально-психологических. Следует овладеть всеми стилями и методами руководства, чтобы в дальнейшем чередовать их применение в зависимости от возникающих проблемных ситуаций. Это позволит сделать управленческую деятельность более гибкой.
1. Аксютик, Н.И Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с
2. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с
3. Глаголев, Н.И. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры / Н. И Глаголев, Р. М. Писконтина. – М., 1987. – 208 с
4. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. – М., 2000. – 55
5. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, С. В. Иванов, Н. В. Ротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 173 с
6. Иванов, Г.П. Предпринимательская деятельность в сфере культуры / Г. П. Иванов, Е. Л. Игнатьева. – М.: МЭГУ, 1994. – 154 с
7. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с
8. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с
9. Максимцова, М. М. Менеджмент: учебник / М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с
10. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с
11. Новикова, A. A. Планирование социально-культурных комплексов / А. А. Новикова. – Ростов-на-Дону:РИНХ, 1991. – 28 с
12. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 160 с
13. Соболевский, А.В. Театр // Республика Беларусь: энциклопедия в 6-ти томах, Т. 1 / А.В. Соболевский. – Минск: БелЭн, 2005. – 989 с
14. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с
15. Шейман, И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М.: Наука, 2000. – 348 с
16. Ювченко, Н.А. Театрально-музыкальное искусство Беларуси: новые исследовательские аспекты / Н.А. Ювченко. - Минск: Высшая школа, 2010. - 266 с
17. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с
18. Интернет-портал Национальный правовой интернет-портал РБ [Электронный ресурс] / Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 01.10.2011