ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЫСТАВКА: ВИДЫ, РОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ
1.1. Выставка как инструмент маркетинга
1.2. Типы торговых ярмарок и выставок
1.3 Подготовка к участию в выставке
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Покупатели товаров ОАО «Савушкин продукт»
2.3 Мероприятия, используемые предприятием для увеличения объема продаж
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧАСТИЮ В ВЫСТАВКЕ ДЛЯ ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»
3.1 Определение целей и задач участия в выставке
3.2 Бюджетирование выставочных мероприятий
3.3 Выбор выставки и технически-организационная концепция стенда
3.4 Разработка выставочной программы
3.5 Изготовление раздаточных материалов
3.6 Привлечение посетителей на стенд
3.7 Техническое оснащение, транспортировка и монтаж
3.8 Организация работы персонала
3.9 Результат участия в выставке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выставки и ярмарки являются эффективными ресурсами для организации и проведения маркетинговых исследований, т.к. они дают заинтересованным организациям обширную прикладную информацию. Каждая выставка является свое-образным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать в вы-ходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов.
Развивающийся бизнес не может обойтись без выставок, ведь это больше, чем комплексный инструмент продвижения продукции, рекламы и маркетинга. Благодаря своей уникальной интерактивности выставки являются вершиной си-стемы интегрированных маркетинговых коммуникаций. Каждый участник выставочного процесса (и организаторы, и экспоненты, и посетители) может оказать существенное влияние не только на развитие выставок, но и на изменения экономики отрасли в целом.
Ценность исследований на выставках состоит в том, что:
- выставки дают возможность получить богатый объем данных быстро и дешевле, нежели в обычных условиях;
- выставки позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации, не ориентируясь на затратный и долговременный массовый сбор данных;
- исследования на выставках позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся лакуны и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными.
Участники выставки образуют вполне конкретное сообщество и обладают огромным объемом самой разнообразной и надежной маркетинговой информации [6, c.11].
Тема, раскрытая в курсовой работе, на сегодняшний день является актуальной, потому что выставка сегодня – это большой источник информации и один из важнейших инструментов маркетинговых коммуникаций. Подготовка к выставке – это всегда напряженная работа, требующая тщательной планировки. Но при правильном подходе участие в выставке всегда помогает достичь поставленных целей.
Цель написания курсовой работы – определение роли выставки в комплексе маркетинга и разработка участия в выставке для предприятия ОАО «Савушкин продукт».
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- отразить сущность выставок, их виды, роль в маркетинге;
- показать все теоретические аспекты организации участия в выставки;
- привести практические рекомендации по подготовке к участию в выставке для ОАО «Савушкин продукт».
Объект исследования курсовой работы – ОАО «Савушкин продукт».
Предмет курсовой работы – подготовка к участию в выставке ОАО «Савушкин продукт».
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: теоретический, сравнительный, статистический анализы.
В процессе написания курсовой работы были использованы теоретические материалы из различных источников и данные ОАО «Савушкин продукт». В книгах Варануты С.А. «Связи с общественностью, «Выставки. Планирование и дизайн» под ред. Олвуда Дж., Монтгонери Б., Назаренко П.Ф. «Выставка как инструмент маркетинга», Петелина В.Г. «Менеджер предприятия по рекламе и вы-ставкам» представлены теоретические аспекты, в статьях журналов более по-дробно дано описание практической подготовки к выставке.
ГЛАВА 1 ВЫСТАВКА: ВИДЫ, РОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ
1.1. Выставка как инструмент маркетинга
Для большинства предприятий, участие в выставках представляет очень хороший шанс и эффективное средство продвижения среди розничных и оптовых покупателей, возможность завязать тесные личные контакты с поставщиками, создать или поддержать имидж компании, получить маркетинговую информацию о конкурентах.
В сравнении с другими инструментами маркетинга выставка имеет очевидные преимущества, которые по праву можно считать уникальным достоинством товара.
Перечислим эти преимущества:
1) близость к покупателю обеспечивает возможность интенсивных контактов с постоянными и потенциальными партнерами за очень короткий промежуток времени, что позволяет установить личные доверительные отношения со многими людьми, в том числе с владельцами и руководителями предприятий;
2) непосредственный контакт с товаром дает возможность представить его в действии, «в живую», во всем ассортименте и с необходимыми пояснениями;
3) уникальные возможности для проведения маркетинговых исследований. Любые выставки представляют определенный срез своего сегмента рынка. Имен-но поэтому они служат прекрасной площадкой для изучения конкурентной среды и потребительских предпочтений;
4) получение дополнительных ресурсов для продвижения продукции. Награды различных конкурсов, ставших за последние годы неизменным атрибутом почти всех выставок, могут стать готовым инструментом для дальнейшего продвижения продукции [4, c.3].
В таблице 1.1 представлены маркетинговые задачи выставки.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Савушкин продукт» – один из крупнейших и наиболее известных в Беларуси производителей натуральной молочной и соковой продукции.
Организация устойчиво занимает лидирующую позицию в молочной отрасли Республики Беларусь. Производственные мощности ОАО «Савушкин продукт» позволяют перерабатывать около 1800 тонн молока в сутки.
Центральный офис компании и производственные мощности располагаются в г. Бресте Республики Беларусь.
Ассортиментный портфель предприятия составляет более 200 наименований натуральной молочной и соковой продукции, способной удовлетворить самый изысканный вкус. С ноября 2001 года молочная продукция предприятия реализуется под главным товарным знаком «Савушкин продукт» [11].
Ассортиментный портфель компании представлен брендами: «Савушкин», «Брест Литовск», «Оптималь», «Ласковое лето», «СуперКид», «На100ящий».
Сегодня компания производит более 200 наименований продукции (цельномолочная продукция, сухое молоко, сыры, масло и соки). Так как всё это продукты питания, на их производство необходимо получать сертификат, отдельный в каждом виде продукции (например, молоко, кефир, йогурт).
«Савушкин продукт» известен не только в Беларуси, но и за рубежом. Свою продукцию компания реализует в России, Украине, Молдове, Азербайджане, Армении, Казахстане, КНР, ОАЭ, Саудовской Аравии и Сингапуре. Кроме этого продукция экспортируется и в другие страны мира [11].
Основные виды деятельности:
- переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров;
- производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
- производство фруктовых и овощных соков.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧАСТИЮ В ВЫСТАВКЕ ДЛЯ ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»
3.1 Определение целей и задач участия в выставке
Так как предприятие производит товары народного потребления – продукты питания, то выставки в которых ОАО «Савушкин продукт» может участвовать, будут характеризоваться тем, что посетители выставки – это покупатели, т.е. те люди, организации, которые будут настроены на немедленное заключение кон-трактов. Для ОАО «Савушкин продукт» наиболее важной целью будет привлечение дополнительных покупателей продукции на территории РБ и расширение рынков сбыта за пределами республики, особенно в странах Восточной Европы.
Стоит также отметить, что целью участия в выставке будет также представление наиболее полного ассортимента продукции, а также разработанных новинок, которые предприятие планирует выпускать в будущем.
К целям участия в выставке также можно отнести обмен опытом между предприятиями, изучение деятельности конкурентов, получение данных о потребительских предпочтениях и отношении к компании и ее продукции, расширение контактов со СМИ.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие за-дачи:
1) выделить продукцию, которая будет представлена на выставке;
2) найти интересную идею стенда, которая позволит обеспечить достижение поставленных целей с наименьшими затратами для предприятия;
3) организовать деятельность стендистов на высоком уровне без привлечения дополнительных сотрудников;
4) создать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективную работу на выставке и поддерживающих новый имидж фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы были выделены следующие выводы.
1. Выставки – это своеобразное средство коммуникации, отличающееся и своими собственными возможностями. В отличие от газетной публикации, рекламного письма, проспекта или каталога, которые, в конечном счете, дают лишь абстрактное представление о предмете, на выставке сам товар выдвигается на передний план, ведь станки и установки показываются в действии.
2. Для того, чтобы правильно подготовиться к выставке, необходимо четко определить поставленные цели, в соответствии с которыми обозначить наиболее подходящую для участия выставку. Нужно также правильно выбрать местоположение, тип, размер стенда, его архитектуру и оформление. Организаторам вы-ставки следует согласовывать план работы выставки с деятельностью своего стенда, обеспечить присутствие клиентов, «нужных» посетителей. Кроме того, необходимо подготовить раздаточные материалы и разработать мероприятия выставочной программы. Для успешной подготовки к выставке нужно четко определить функциональные обязанности персонала, определить график их работы. Все это необходимо разрабатывать, исходя из того, какие цели преследует предприятие и какие ресурсы у него имеются.
3. ОАО «Савушкин продукт» – один из крупнейших и наиболее известных в Беларуси производителей натуральной молочной и соковой продукции. Организация устойчиво занимает лидирующую позицию в молочной отрасли Республики Беларусь. Производственные мощности ОАО «Савушкин продукт» позволяют перерабатывать около 1800 тонн молока в сутки.
4. Из года в год ОАО «Савушкин Продукт» принимает участие в крупнейших международных выставках не только на территории СНГ, но и далеко за его пределами. Продукция ОАО «Савушкин продукт» высоко ценится как на отечественном рынке, о чем говорит ежегодное подтверждение награды – «Народная марка года», получение «Знака качества» от Правительства РБ, присвоение звания лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», и это только за 2016 год, так и на международном, где примером является получение высшей награды «Три золотые звезды» (из трех возможных) Международного дегустационного конкурса «Superior Taste Award» (Бельгия) и другие.
5. ОАО «Савушкин продукт» предлагается продолжать участие в выставке «ПРОДЭКСПО», которая проходит ежегодно в г. Минск. При участии в выставке рекомендуется использовать мобильный стенд углового типа. Особое внимание должно уделяться подготовке персонала, т.е. работе стендистов на самой выставке.
6. Для того чтобы организовать участие в выставке ОАО «Савушкин продукт», необходимо тщательно изучить положение предприятия на рынке, определить имеющиеся ресурсы и четко определить поставленные цели. Участвуя в мероприятиях выставки, предприятие сможет достичь такой цели, как представление наиболее полного ассортимента продукции. Тщательная, кропотливая работа по изготовлению плакатов, раздаточного материала, сувениров, по оформлению стенда, учитывая специфику, цели и бюджет, правильная организация работы персонала, несомненно, приведут к высокой эффективности от участия в выставке.
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: 8-е изд. / И.Л. Акулич. – Мн.: Высшая школа, 2014. – 542 с.
2. Акулич И.Л. Маркетинг взаимоотношений / И.Л. Акулич – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 254 с.
3. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В.М. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
4. Беляновский А. «Цель участия в выставке» / Беляновский А.//Удача-Экспо.–2005.-№8. – C.2–6.
5. Боргард, Е.А. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров / Е.А. Боргард [и др.]; Финуниверситет; Российская ассоциация маркетинга; под ред. С.В. Карповой. – М.: Юрайт, 2013. – 409 с. – (Бакалавр. Базовый курс).
6. Викентьев, И.Л. Соколов Г.Б. «Выбор выставки для участия» / И.Л. Викентьев, Г.Б. Соколов //Маркетинг, реклама, сбыт. – 2001. -№5. – С. 15–18
7. Ковтун, Н. «Выставка. Как сделать участие в ней максимально полезным» / Н. Ковтун // Маркетинговые коммуникации. – 2002. - №3. – С.10-13.
8. Комарова, Л. К. Основы выставочной деятельности: учебное пособие для СПО / Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 194 с.
9. Котлер Ф Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 14-е издание. – Спб: Питер, 2015. – 347 с.
10. Олвуд, Дж. Выставки. Планирование и дизайн / Под ред. Дж. Олвуд., Б.М. Монтгонери. – М.: Образование, 2002 – 217 с.
11. Официальный сайт ОАО «Савушкин продукт» [Электронный ресурс]. Режим до-ступа: http://savushkin.by. – Дата доступа: 29.10.2018.
12. Петелин В.Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам: уч. пособие. - М.: Ось – 89,2001 – 206 с.
13. Роль маркетинга // Центр Креативных Технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.inventech.ru/ – Дата доступа: 29.10.2018.
14. Роль маркетинга на предприятии [Электронный ресурс]. Режим досту-па: http://reestr.by. – Дата доступа: 29.10.2018.