ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ
1.1 Понятие и сущность менеджмента в сфере культуры в контексте обзора литературы по проблеме исследования
1.2 Специфика организации музыкальных фестивалей
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ БЕЛОРУССКОЙ ПЕСНИ И ПОЭЗИИ В МОЛОДЕЧНО
2.1 Организационно-творческие аспекты деятельности ГУ Дворец Культуры г. Молодечно
2.2 Характеристика творческой, организационно-управленческой и рекламно-информационной деятельности Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно
2.2 Рекомендации по повышению эффективности менеджмента региональных музыкальных фестивалей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня категории и приемы менеджмента проникли в сферу культуры и широко используются. Менеджмент в сфере культуры – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к подготовке и организации фестивалей.
Музыкальные фестивали являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, различной религиозной, профессиональной, возрастной, социальной принадлежности. Такое активное участие в музыкальном обмене определено самой природой музыки.
Музыкально-исполнительское искусство обладает исключительными возможностями в формировании позитивного образа страны, народа, и может являться мощным инструментом в современных международных отношениях. Глобализация, прозрачность границ, информационный прогресс ставят сегодня задачу тесного взаимодействия национальной культуры с культурами других государств, придают культурным связям Беларуси большую значимость.
Фестивали являются одной из наиболее распространенных форм музыкальных связей. Они расширяют возможности для контактов, а также способствуют формированию имиджа коллективов, исполнителей и повышают профессиональный уровень участников. В условиях динамичного развития современного общества, когда требуется всестороннее развитие личности и удовлетворение ее интересов к досугу и творчеству, деятельность по организации фестивалей создает благоприятные и объективные предпосылки для творчества, формирования здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов.
В настоящее время возрастает популярность фестивалей. Художественно-творческий и организационно-управленческий уровень фестивалей как регионального, так и международного уровня, предъявляет определенные требования к процессу их организации. Необходимо чтобы фестиваль стал популярным и востребованным, а также являлся не только перспективной платформой для общения и повышения профессионализма его участников, но и приносил в определенной степени прибыль организаторам, стоит придерживаться определенных стратегий в процессе не только проектирования фестиваля, но его позиционирования в культурной среде.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ
1.1 Понятие и сущность менеджмента в сфере культуры в контексте обзора литературы по проблеме исследования
В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередкими другое – «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент».
Музыка, как и многие аспекты культуры, не может существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства. Выдающиеся музыканты, путешествуя по всему миру с концертами, активно общаясь друг с другом в рамках различных конкурсных проектов, фестивалей и гастролей, совместных мероприятий, могут завоевать репутацию не только в своей стране, но и на мировом уровне.
Изучением проблемы развития личности в пространстве культуры занимались М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, В.А. Конев, Н.Б. Крылова, К. Леви-Строес, Ю.М. Лотман, Ю.А. Лукин, Б. Малиновский, Т.И. Ойзерман, С.И. Олифер и др.
Также теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области менеджмента социально-культурной сферы, маркетинга – Г.Л. Тульчинского, С.Н. Андреева, Т.М. Дридзе, С.Э. Зуева, О.И. Генисаретского, М. Вудкока, Д. Френсиса, М. Альберта, В.С. Кабанова, М.М. Лебедевой, В.Р. Веснина, С.Ф. Макарова, Н.И. Аксютика, О.И. Беляковой, М.И. Веренич, В.В. Жолобовой, А.В. Калашниковой, И.А. Кузнецова, Е.А. Макаровой и других.
Также в контексте данного исследования особы интерес представляют исследования социально-культурной деятельности таких авторов как: Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.А. Леванова, Э.И. Сокольникова, В.Я. Суртаев, В.В. Туев, М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Л.С. Жарков, М.Б. Зацепина, Г. Тульчинский, С.Н. Иконникова и др.
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ БЕЛОРУССКОЙ ПЕСНИ И ПОЭЗИИ В МОЛОДЕЧНО
2.1 Организационно-творческие аспекты деятельности ГУ Дворец Культуры г. Молодечно
Государственное учреждение «Дворец культуры г. Молодечно» – уникальный в своем роде центр социально-культурной жизни Молодечненского региона. Красивый и современный Дворец в центре города уже более восемнадцати лет является лучшим местом для проведения мероприятий международного, республиканского, областного и регионального уровней. Особое место уделяется развитию самодеятельного творчества и духовно-нравственному воспитанию. Во Дворце проходят концерты звезд белорусской эстрады, знаменитых артистов и коллективов России и стран ближнего зарубежья, творческие вечера известных людей, многочисленные благотворительные акции.
Посетили Дворца могут отдохнуть у Зимнего сада, который символически объединяет клубную и зрелищную часть. За ним располагается постоянно действующая выставочная галерея. В ней экспонируются работы художников, мастеров декоративно-прикладного творчества Молодечненского региона и других областей Беларуси.
В учреждении ежегодно проходит около 400 мероприятий различного уровня. Постоянную прописку здесь получили концертные программы в рамках Национального фестиваля белорусской песни и поэзии «Маладзечна», а также Открытый конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Маладзічок», Открытый конкурс «Мир красоты» по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и ногтевому сервису. Республиканский турнир по спортивным бальным танцам «Кубок Молодечно» и многие другие.
Далеко за пределами Молодечно известны своими талантами и самобытностью ведущие творческие коллективы Дворца: сегодня на базе учреждения работает 32 клубных формирования, половина из них рассчитана для занятий детей и молодежи. Двенадцать коллективов имеют звание «Заслуженный», «Народный» и «Образцовый». Визитной карточкой является заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль песни и танца «Спадчына».
Большой и дружный коллектив Дворца культуры. Это высокопрофессиональные специалисты с весомым практическим опытом, мощным потенциалом в реализации самых смелых, ярких, масштабных проектов. Во главе центрального учреждения культуры г. Молодечно стоит талантливый организатор и умелый руководитель Светлана Григорьевна Сороко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В структуре менеджмента в сфере культуры присутствует множество социальных сущностей - коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры другие. Поэтому эффективность менеджмента в социально-культурной сфере не обеспечивает реализацию целей, актуальных задач, соответствующих функций и принципов.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в современный период деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере культуры характеризуется значительным вниманием к менеджменту в целом и менеджменту в сфере культуры частности. Однако в отечественном менеджменте в сфере культуры нет ясного представления о менеджменте как таковом, что выражается как в сочетании пренебрежительного отношения к научным постулатам или отрицания теории менеджмента как науки, с произвольным его толкованием при применении отдельных технологий менеджмента в сфере культуры.
В отечественной науке, обращенной непосредственно к функционированию искусства и культуры в современном обществе, также отмечается активизация исследовательской деятельности по систематизации и расширению теоретических знаний о закономерностях развития менеджмента как специализированной области научного знания. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно технологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоятельного вида профессиональной деятельности специалистов.
Технологии менеджмента, в том числе и рекламных коммуникаций, в сфере культуры стали исследоваться сравнительно недавно и, на сегодняшний день, еще не нашли такого широкого распространения и применения, в сравнении с производственной сферой деятельности человека. Несмотря на то, что сфера культуры направлена на производство и накопление нематериальных ценностей, то применение технологий менеджмента имеет здесь свои отличительные особенности. Однако на сегодняшний день уже не вызывает сомнений необходимость и правильность внедрения и популяризации данных технологий в нематериальной сфере деятельности людей.
В ходе работы была рассмотрена специфика организации фестивалей и их функции в системе социально-культурной деятельности. Организация фестивалей представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. Процесс организации и реализации смотра-конкурса включает следующие этапы: обоснование идеи и названия фестиваля, определение инициатора организации и проведения фестиваля, сегментация и характеристика целевой аудитории и контактных групп, постановка целей и задач, проектное обоснование основных событий и ритуала, организация работы оргкомитета (инициативной группы), финансовое обеспечение и установление связи со спонсорами, материально-техническое обеспечение, установление связи с различными учреждениями, общественными организациями, творческими коллективами, позиционирование фестиваля и организация рекламы, проведение фестиваля, анализ проведенного мероприятия.
1. Аксютик, Н.И Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с.
2. Алексеева, Е. Праздник как средство массовых коммуникаций / Е. Алексеева // Новое время. – 2004. – № 7. – С. 15-18.
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: монография / Г. С. Альтшуллер. – М.: Наука, 1979. – 175 с.
4. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 944 с.
5. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: НАМ-ИЗ ДАТ, 2001. – 128 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
7. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ: рабочая тетрадь / Т. И. Гальперина. – Москва: Совет. спорт, 2007. – 131 с.
8. Глаголев, Н.И. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры / Н. И Глаголев, Р. М. Писконтина. – М., 1987. – 208 с.
9. Диевский, В. А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / В. А. Диевский, И. А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
10. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. – Москва: МГУКИ, 2007. – 480 с.
11. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, С. В. Иванов, Н. В. Ротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 173 с.
12. Иванов, Г.П. Предпринимательская деятельность в сфере культуры / Г. П. Иванов, Е. Л. Игнатьева. – М.: МЭГУ, 1994. – 154 с.
13. Ивасенко, А.Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
14. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студ. вузов /Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; МГУКИ. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
15. Козлова, Т. Технологии позиционирования учреждения культуры / Т. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №11. – С. 65-73.
16. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.
17. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
18. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
19. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
20. Новикова, A. A. Планирование социально-культурных комплексов / А. А. Новикова. – Ростов-на-Дону:РИНХ, 1991. – 28 с.
21. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва: МГУКИ, 2010. – 158 с.
22. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 160с.
23. Подаева, Н. Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учеб. пособие / Н. Г. Подаева, М. В. Подаев. – СПб.: Планета Музыки, 2010. – 384 c.
24. Поливаев, О. И. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c.
25. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е. И. Григорьева. – Москва: Тамбовский гос. у-т им. Г. Р. Державина, 2002. – 504 с.
26. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c
27. Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособ. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382.
28. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
29. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.