Введение
Глава 1 Формы связей с общественностью в западной Европе до XIX века
1.1 формы связей с общественностью в западной Европе в период античности
1.2 формы связей с общественностью в западной Европе в период средневековья
1.3 формы связей с общественностью в западной Европе в период нового времени
Глава 2 Формы связей с общественностью в западной Европе в XIX – начале XXI вв
2.1 становление современных форм связей с общественностью в западной Европе
2.2 тенденции в эволюции современных форм связей с общественностью
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Связи с общественностью, или Public relations, известны по всему миру как один из важнейших элементов деловых отношений и коммуникаций. Уже на протяжении довольно долгого времени о PR говорят, как о полноценном роде деятельности, профессиональной области, которая играет важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих предприятий, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов. Связи с общественностью являются неотъемлемой частью эффективного управления любой организованной структурой, формой деятельности – от частной фирмы до государства в целом.
Несмотря на то, что официальной датой появления этого феномена считается XIX век, зачатки его можно найти не только в Античности, но даже в первобытном обществе. Многие формы пиар, которые используются в настоящее время специалистами, на самом деле появились в далеком прошлом. Изучая развитие различных форм связей с общественностью на протяжении всего времени, можно не просто увидеть некие сходства с сегодняшним обстоятельством дел, но и почерпнуть для себя что-то новое. Так как связи с общественностью являются на сегодняшний день одной из самых актуальных и востребованных сфер деятельности, изучать их, в том числе и историю развития, а также перспективы и прогнозируемые тенденции в будущем всегда полезно и правильно. Именно этим и обуславливается актуальность выбора темы курсовой работы.
Объект исследования – связи с общественностью в Западной Европе. Предмет исследования – история развития связей с общественностью в Западной Европе.
Цель курсовой работы – выявление особенностей развития связей с общественностью на разных исторических этапах, а также тенденций эволюции основных форм PR в будущем.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать формы связей с общественностью в Западной Европе в Античности.
2. Охарактеризовать формы связей с общественностью в Западной Европе в период Средневековья.
3. Выявить формы связей с общественностью в Западной Европе в Новое время.
4. Рассмотреть становление современных форм связей с общественностью в Западной Европе.
5. Выявить тенденции в эволюции современных форм связей с общественностью.
Глава 1 Формы связей с общественностью в западной Европе до XIX века
1.1 Формы связей с общественностью в Западной Европе в период Античности
Официально выражение «public relations» впервые было употреблено в 1807 г. Сделал это один из отцов-основателей, третий президент США Т. Джефферсон во время Седьмого обращения к Конгрессу. Но только в 30-е гг. XIX в. это понятие вошло в широкое употребление как relations for the general good («отношения ради всеобщего блага»). Кроме того, в свете повсеместного распространения прессы начался процесс появления специальных пресс-агентов, которые, по сути, и являются историческими предшественниками будущих PR-менеджеров.
Однако следует отметить, что зачатки связей с общественностью можно найти гораздо раньше. Ученые, проводя исторический анализ, пришли к выводу, что многие тенденции, характерные для связей с общественностью, зарождались и начинали свое развитие еще в древние времена. Называясь иначе, они выполняли примерно такие же функции. Многие приемы, которые активно используются сегодня ведущими практиками в сфере связей с общественностью, были известны уже в античности, а иной раз и еще раньше.
Первые зачатки PR можно обнаружить уже в эпохе палеолита. Безусловно, на данном этапе нельзя говорить о том понимании связей с общественностью, которое мы имеем сегодня. Но уже на данном этапе исторического развития в человеческих сообществах формируются общественные отношения. В трудах по истории культуры, этнографии целого ряда ученых можно найти немало свидетельств о протокоммуникативных приемах, которые использовались людьми в те времена и были призваны подчеркнуть роль лидера в общине, обозначить социальный статус того или иного ее члена, привлечь внимание к деятельности того или иного индивида.
В самом начале, еще в первых социальных объединениях, кто-то всегда выделялся из общей массы и принимал на себя обязанности лидера, руководителя, так как это было вызвано необходимостью борьбы за существование. В это же время возникает примитивная дифференциация членов сообщества по тем или иным критериям. В их числе были и качества, которые человек проявлял в процессе борьбы за первенство. Татуировки, характерные знаки отличия, различные специальные элементы одежды – это все являлось попытками древнего человека выразить собственную индивидуальность, продемонстрировать комплекс необходимых качеств, обозначить степень участия в общественной жизни, утвердиться в глазах соплеменников.
Глава 2 Формы связей с общественностью в западной европе в XIX – начале XXI вв.
2.1 Становление современных форм связей с общественностью в Западной Европе
XIX век можно поистине считать веком рождения самого феномена связей с общественностью в том самом смысле, который мы сегодня вкладываем в него. Что примечательно, развивалось это явление в первую очередь в США, где и достигло небывалых успехов как в практических, так и в теоретических аспектах. Как уже отмечалось ранее, данный термин был впервые употреблен третьим американским президентом Томасом Джефферсоном во время Седьмого обращения к конгрессу.
Рассматривая вопрос становления связей с общественностью как самостоятельной науки и развития современных форм PR в Западной Европе, тем не менее просто невозможно не сказать хотя бы пару слов об «отце» современных связей с общественностью. Именно так называют многие исследователи журналиста Айви Ли, обратившегося к практике формирования паблисити в 1903 г. В своей деятельности он придерживался мнения, что ключевым моментом понимания бизнеса была необходимость информирования публики. Именно Ли первым заложил научные основы связей с общественностью и впервые по-настоящему применил все это на практике. В свое время журналист был советником небезызвестного Дж. Д. Рокфеллера-младшего. Именно Айви Ли сумел продемонстрировать настоящее чудо PR и просто коренным образом изменить представления о человеке. Ему удалось преобразовать негативный образ Рокфеллера в позитивный образ человека, понятного каждому.
Изначально Айви Ли использовал для обозначения своей деятельности термин «паблисити», но уже спустя какое-то время ему на смену пришло понятие «паблик рилейшнз». Бесспорной заслугой этого человека является и то, что он первым определил «должностные», компетентностные характеристики представителя этой профессии, заложил в основу этого рода деятельности понятие честности, открытости. Кроме того, именно Ли первым начал использовать рассылку пресс-релизов в широких масштабах, способствовал проникновению в PR передовых для того времени общественных теорий и концепций, создал несколько крупных работ, например, «Декларация о принципах» (1907), «Паблисити» (1925) и др.
Также стоит отметить, что Айви Ли можно считать основателем и еще одного направления связей с общественностью, а именно коммуникации в условиях кризиса. Довольно известны его PR-акции, проводимые в связи с различными забастовками, железнодорожными авариями и даже повышением тарифов.
Заключение
Проведя исследование по теме курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Уже в эпоху Античности связи с общественностью стали довольно зрелым и хорошо развитым видом деятельности по налаживанию контактов между участниками социальной жизни общества. Уже можно говорить о многообразии форм (устная и письменная речь, изображения), многофункциональности (подчинялись целям информирования, пропаганде, рекламированию), развитой системе жанров (послания, биография, совещательная речь и др.). Исторический и культурологический анализ такого явления показывает, что связи с общественностью уже в древние времена подчинялись определенным закономерностям и правилам.
2. Развитие некоторых протоформ связей с общественностью отмечалось и в Средневековье. Религиозная окраска многих процессов взаимодействий между людьми, которые были политическими по функциям и содержанию, а также специальные жанры коммуницирования (к примеру, проповедь, папская булла, деятельность французских глашатаев и герольдов, пир у скандинавов) и другие формы связей с общественностью, характерные для Средних веков, смогли внести свой значительный вклад в генезис современного PR.
3. Анализ генезиса связей с общественностью свидетельствует о том, что это явление имеет глубокие историко-культурные корни и на протяжении всех веков своего существования подчиняется определенным закономерностям, на его развитие оказывают влияние сходные факторы, помогающие «вписать» конкретный коммуникативный акт в текущую социальную реальность и способствующие наиболее эффективному воздействию на адресата. С древнейших времен акты социального взаимодействия подчинялись определенным, специально оговоренным временным и пространственным ограничениям, несли на себе отпечаток мифологического сознания, использовали ритуальные и игровые формы построения общения.
Однако становление и развитие этих связей с общественностью в истории шло неравномерно: одни из них сохранялись, несколько теряя свою значимость (например, мифологическая составляющая социальной коммуникации, приобретшая сегодня специфические черты); значение других, напротив, усиливалось («авторская» доминанта общения в обществе); третьи принципиально меняли свою форму (переход от преимущественно устного коммуницирования в античные времена к печатному, а позже – к электронному взаимодействию).
4. В XIX–XX веках отмечен наиболее интенсивный рост связей с общественностью. Именно в это время они становятся не просто областью профессиональной деятельности, научной дисциплиной, но и инструментом, без которого просто невозможно представить современный мир.
1 Аристотель. Политика. Афинская политика / Аристотель. – М. : Мысль, 1997. – 458 с.
2 Аронсон, Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.
3 Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR / М. В. Гундарин. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.
4 Катлип, С. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. – М:. Вильямс, 2000. – 624 с.
5 Комаровский, В. С. Государственная Служба и СМИ / В .С. Комаровский. – Воронеж: Издательство ВГУ, 2003. – 114 с.
6 Макиавелли, Н. Государь: [Сборник] / Н. Макиавелли. – М.: ЭКСМО, 2006. – 974 с.
7 Маклюэн, Г. М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / Г. М. Маклюэн. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
8 Музыкант, В. Л. Реклама и PR-технологии. В бизнесе, коммерции, политике – М. : Армада-пресс, 2001. – 688 с.
9 Невзлин, Л. Б. «Паблик релейшенз» – кому это нужно? / Л. Б. Невзлин. – М.: Экономика, 1992. – 222 с.
10 Нечаева, Е. А. Зарождение и развитие PR в зарубежном социуме / Е. А. Нечаева// Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ: научный журнал. – Вып. 4. – Иваново: ИГХТУ, 2009. – С. 172 – 180.
11 Соколов, И. Н. «Паблик рилейшнз» как формула успеха (система общественных связей) / И. Н. Соколов // Популярность. – 1996. – Вып. 1. – С. 35-36.
12 Савицкая, Л. А. История формирования PR-служб в Белоруссии / Л. А. Савицкая // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире: сб. материалов науч.-практ. конф., Москва, 4-8 фев. 2005 г. / Моск. гос. ун-т; редкол.: Я. Н. Засурский [и др.]. – М., 2005. – Ч. II. – С. 230 – 231.
13 Филипп, А. Б. Паблик рилейшнз или стратегия доверия / А. Б. Филипп. – М. : Инфра-М, 2001. – 178 с.
14 Чумиков, А. Н.Связи с общественностью. Теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – М.: Дело, 2003. – 496 с.
15 Шпаковский, В. О. История связей с общественностью: Электронный учебник [Электронный ресурс] / В. О. Шпаковский, С. В. Шпаковская. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/481/24481/files/pr.pdf.
16 PR: международная практика / под редакцией С. Блэка – М. : Довгань, 1997. – 180 с.
17 Smith, R. Public Relations History [Электронный ресурс] / R. Smith / Режим доступа: www.snybuf.edu/ronsmith/rdshistory.htm.
18 Sriramesh, K. The global public relations handbook: Theory, research, and practice | K. Sriramesh, D. Verčič. – New York: Routledge, 2009. – 564p.