ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДЮСИРОВАНИЯ
1.1 Обзор теоретической литературы по теме исследования
1.2. Понятие и сущность менеджмента в сфере культуры
1.3 Основные компоненты процесса управления продюсерской компанией
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОДЮСЕРСКИХ ЦЕНТРОВ
2.1 Анализ деятельности продюсерского центра «Kaufman Label»
2.2 Анализ деятельности продюсерского центра «MOZGI Еntertainment»
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности продюсерского центра «Kaufman Label»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс перехода страны к рыночной экономике затронул все сферы хозяйственной и культурной деятельности, в том числе и музыкальную индустрию. В этой области культуры произошли коренные изменения. Самым главным изменением является выделение экономического блока отношений в музыкальной индустрии. Таким образом, экономика музыкального проекта, наряду с творчеством, стала неотъемлемой частью музыкального проекта. Взаимодействие этих двух составляющих обеспечивает конкурентоспособность и оригинальность того или иного музыкального проекта.
На сегодняшний день категории и приемы менеджмента проникли в сферу культуры и широко используются. Менеджмент в сфере культуры – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Другими словами, менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
Во многом в настоящее в сфере культуры сохраняется рыночный подход, который рассматривает деятельность культурных организаций с позиции рентабельности и подчинения приоритету материальных благ. Таким образом, наблюдается некоторое смещение приоритета в сторону экономической составляющей функционирования организаций и учреждений культуры, отодвигая, таким образом, на второй план первоочередную функцию деятельности творческих коллективов, которая заключается в воспитании нравственного и духовно развитого общества.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артистов, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДЮСИРОВАНИЯ
1.1 Обзор теоретической литературы по теме исследования
Категория «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и трактуется в русском языке как руководство, управление. Конечно, такой перевод не раскрывает полностью значения категории. На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы руководства и управления деятельностью в организационных системах.
Менеджмент – это инструмент для разработки и реализации проектов и универсальная технология эффективного управления в изменяющихся и развивающихся системах. Это метод решения крупных научных, производственных и социальных проблем. В странах с традиционной рыночной экономикой менеджмент перестал быть средством выполнения последовательных процессов и соблюдения сроков для достижения результата. «Он стал выразителем современной культуры развития всех областей человеческой деятельности, основываясь на морально-этических принципах и разумности формируемых задач» [12, с. 351].
В настоящее время в мире уже сложились традиции использования систем управления проектами во многих областях жизнедеятельности. Причем, основную долю среди планируемых проектов составляют небольшие по размерам проекты. «Естественно, что с расширением круга пользователей систем менеджмента происходит расширение методов и приемов их использования» [3, с. 164].
Менеджмент в сфере культуры изучается, как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одним из активных исследователей является Ф. Котлер. Он отмечает, что «маркетинг и менеджмент культуры – это концепция, которая призвана согласовывать и увязывать интересы культурных организаций, потребителей и всего общества» [8, с. 67]. Данную концепцию он называет концепцией социально-этичного маркетинга. Исследователь рассматривает культурный маркетинг и менеджмент с позиции социологии.
Вопросы менеджмента в сфере культуры изучались такими зарубежными исследователями как Д. Шиф и Б. Вайсброд. Они разработали теорию «производства общественных благ», согласно которой «сфера культуры предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества» [22, с. 118]. Однако исследователи отмечают, что потребители часто обладают неодинаковой информацией. В силу различных предпочтений и уровней дохода потребители, придают информации различное значение, а также видят разную эффективность потребления общественных благ. Таким образом, отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют ведению предпринимательства в этой сфере.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОДЮСЕРСКИХ ЦЕНТРОВ
2.1 Анализ деятельности продюсерского центра «Kaufman Label»
Kaufman Label - это музыкальный белорусский лейбл и по совместительству первый белорусский реп-лейбл, основанный в 2016 году. Главная цель Kaufman Label - возрождение рэп культуры на территории Белоруссии, а также создание качественной музыки, которая напомнит всему миру то белорусские исполнители способны на многое. Kaufman Label - это одна из трех объединенных организаций Kaufman, среди которых также есть Kaufman Music (музыкальная студия), и Kaufman Wear (современный молодужный бренд одежды).
Руководителем и продюсером музыкального лейбла Kaufman Label является Александр Розниченко.
Основной идеей создания центра стало содействие развитию белорусской эстрады, поиск молодых и талантливых авторов и исполнителей, способных достойно представить нашу страну на сцене других стран и составить конкуренцию самым ярким представителям шоу-бизнеса стран СНГ и Европы. В данном случает продюсер сделал уклон на рэп исполнителей.
В центре работают еще четыре человека: аранжировщик Ян Супоненко, звукорежиссер Артем Мирный, менеджер двух других артистов лейбла Вероника Иванько и менеджер отдела мерча Александра Степуро. Всем им от 20 до 30 лет. Также есть концертный директор Сергей Лавкет.
В студии Kaufman Label нет микшерного пульта, — по словам Александра, «все кнопки можно купить в электронном виде: это практичнее и занимает меньше места; специальной звукоизолированной будки для записи звука тоже нет, но на качестве треков, как говорит Розниченко, это никак не сказывается: «Мы пытаемся создать хоум-стайл. Нам неинтересно себя засовывать в рамки суперпрофессиональных студий, с огромными микшерными пультами. Время пафосного уходит», — добавляет продюсер [28].
Kaufman Label работает по финансовой схеме 70/30. Однако артист получает деньги не только с музыки, а например, с рекламы в инстаграме, если будет использоваться его аккаунт. 30% получает один артист, а 70% делит вся команда лейбла.
В настоящее время Kaufman Label продвигает трех артистов: Тима Белорусских, Гарик Погорелов, Липа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что понятие «менеджмент культуры» в настоящее время активно изучается. Менеджмент является на сегодняшний момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Менеджмент культуры представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.
Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности, что обусловливает особенности реализации инструментов менеджмента. Главной особенностью менеджмента в сфере культуры является то, что данная сфера производит нематериальный продукт. Таким образом, важным для менеджмента в сфере культуры является и характер продукции, производимой и реализуемой учреждениями культуры, который представляет собой культурную услугу. Культурная услуга – это элементарная единица в менеджменте культуры, а также в анализе деятельности учреждений культуры.
Управление продюсерской компанией представляет собой комплекс целенаправленных воздействий на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с поставленными задачами. В задачи управления входит совокупность различных мероприятий, которые направлены на обеспечение эффективного и устойчивого функционирования объекта управления. Выделяют линейный и функциональный тип управления. деятельность по управлению продюсерской компанией представляет собой многомерную систему или модель, включающую множество компонентов: информационно-аналитический, мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно-коррекционный.
В ходе работы был проведен анализ деятельности белорусского продюсерского центра Kaufman Label. Было отмечено, что, так как центр существует относительно недавно, то имеются определенные недоработки управленческой деятельности. В частности, основную нагрузку несет продюсер центра, отсутствует система организации деятельности по направлениям, которая могла бы обеспечить более успешное и быстрое развитие центра.
1. Аксютик, Н.И Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: учеб. пособ. / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Мн., 2008. – 147 с.
2. Атанесян, А. Краткая инструкция для начинающего продюсера / А. Атанесян. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2004, – 130 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1996. – 670 с.
4. Глаголев, Н.И. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры / Н. И Глаголев, Р. М. Писконтина. – М., 1987. – 208 с.
5. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. – М., 2000. – 55.
6. Жданова, Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, С. В. Иванов, Н. В. Ротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 173 с.
7. Ивасенко, А. Г. Менеджмент: учеб. пособ. / А.Г. Ивасенко. – Новосибирск, 2001. – 56 с.
8. Иванов, Г.П. Предпринимательская деятельность в сфере культуры / Г. П. Иванов, Е. Л. Игнатьева. – М.: МЭГУ, 1994. – 154 с.
9. Иванов, Г. П. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учеб. пособ. / Г. П. Иванов, П. К. Огурчиков, В. И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 719 с.
10. Корнеева, С. Музыкальный менеджмент: учеб. пособ. для студентов вузов / С. Корнеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с.
11. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. – М.: Классика-ХХ1, 2004. – 688 с.
12. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 1998. – 896 с.
13. Максимцова, М. М. Менеджмент: учебник / М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. – 359 с.
14. Новаторов, В.Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры / В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
15. Новикова, A. A. Планирование социально-культурных комплексов / А. А. Новикова. – Ростов-на-Дону:РИНХ, 1991. – 28 с.
16. Пахтер, М. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке / М. Пахтер, Ч. Лэндри. – М.: Классика-ХХ1, 2003. – 95 с.
17. Переверзев, М., Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособ. / М. Переверзев, Т. Косцов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.
18. Пономарев, Б. Создание сбалансированной системы управления // Управление продажами / Б. Пономарев. – 2012. – №2. – С. 15-22.
19. Продюсерство. Управленческие решения: учеб. пособие / Под ред. В.С. Малышева, Ю.В. Криволуцкого. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 376 с.
20. Сергеева, И. В. Особенности коммуникационных процессов массовой музыкальной культуры: дис. канд. социол. наук: 22.00.06. – Саратов, 2004. – 159 c.
21. Тульчинский, Г. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ. / Г. Тульчинский, Е. Шекова. – СПб.: Лань, 2007. – 528 с.
22. Шейман, И. М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М.: Наука, 2000. – 348 с.
23. Якобсон, Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. – М.: Экономика, 1991. – 174 с.
24. Якупов, А. Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления / А. Н. Якупов. – Москва, 1993. – 178 с.
25. Якупов, А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации / А. Якупов. – М.: МГК, 1994. – 292 с.
26. Якупов, А. Печали и радости топ-менеджера в сфере искусства (от практики к теории управления): монография / А. Якупов. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. – 274 с.
27. Александр Кауфман: «Алгоритм очень прост - подними свою пятую точку и иди делать». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.ok-magazine.ru/stars/interview/126801-aleksandr-kaufman-interview.
28. Продюсер Тимы Белорусских – о том, как найти, раскрутить и удержать новую звезду. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://the-flow.ru/news/kaufman-belorusskih.
29. Kaufman Label. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kaufmanlabel.tilda.ws/.
30. MOZGI Entertainment – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://mozgient.com/.
31. MOZGI Entertainment – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://mozgi.ua/?lang=ru.