Психологические особенности развития речи в дошкольном возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности развития речи в дошкольном возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности развития речи в дошкольном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей развития речи у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что речевое развитие дошкольников в настоящее время вызывает серьёзную тревогу у педагогов и родителей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. У детей 5-6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети способны точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления детей накапливается довольно большой словарный запас. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми.
1 Теоретические аспекты психологических особенностей развития речи у детей дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это значительный период в жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, участвует в этом мире и проявляет все большую самостоятельность.
Дошкольный возраст имеет большое значение в физическом и умственном развитии ребенка. Физическое развитие осуществляется неравномерно, в результате чего пропорции тела дошкольников заметно меняются. Нервная система и мозг претерпевают значительные изменения, хотя эти внутренние изменения сложнее наблюдать, чем внешние. В 5 лет мозг ребенка почти на 90% состоит из мозга взрослого человека. И по весу он ближе к мозгу взрослого человека в этом возрасте, чем любой другой орган. Мозг состоит из двух полушарий, выполняющих различные функции. Левое полушарие отвечает за язык и управление двигательными актами. Некоторые исследователи считают, что мозг мальчиков и девочек развивается по-разному. По их словам, раннее доминирование левого полушария объясняет лучшую способность девочек усваивать речь по сравнению с мальчиками. Существует также гипотеза о том, что в этом возрасте у мальчиков доминирует правое полушарие, и поэтому у них развивается двигательная активность раньше, чем у девочек [21, с. 97-99].
А.Н.Леонтьев [17] считает, что в этот период жизни окружающих людей как бы распадается для ребёнка на два круга. Первый круг — это близкие люди: мать, отец или те, кто заменяет их ребёнку. Отношения с ними определяют отношения ребёнка со всем остальным миром. Второй, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, установленными в первом, малом круге.
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей развития речи у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
В практической части нашего исследования приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек). Согласно логопедической и медицинской документации, все дети старшего дошкольного возраста имеют нормальный интеллект, полноценный слух.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
2. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, которая состоит из двух заданий:
- составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ прослушанного текста.
Рассмотрим подробнее сущность вышеуказанных методик.
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
В целях исследования речи у детей можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Детям предлагается следующее задание: пересказ русской народной сказки «Морозко».
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
Заключение
Старший дошкольный возраст является определённым этапом созревания организма и характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка. Происходят значительные изменения практически во всех психических процессах. Дошкольник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника). Знания о правилах поведения.
У дошкольников связная речь достигает довольно высокого уровня. В этом возрасте дети могут отвечать довольно точными, краткими или подробными (при необходимости) ответами. Самостоятельно дают описания игрушек, предметов, раскрывают содержание картины, рассказывают не только о том, что изображено, но и описывают события, которые могли произойти до или после того, что они увидели. Они сами могут придумать сказку, рассказ, подробно рассказать о своих впечатлениях и чувствах.
В практической части нашего исследования приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек). Уровень связной речи у детей старшего дошкольного возраста – низкий. Так, это может быть связано с тем, что низкой речевой активности, низкому уровню связной речи способствуют психофизические характеристики детей старшего дошкольного возраста: слабость памяти, нестабильность и ограниченное внимание, отсутствие активности, повышенная утомляемость, инерция нервных процессов.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с
4. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
5. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
7. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина // Логопед. – 2016. – 5. – C. 18-26.
8. Васильева Л.А. Основы культуры речи. Издательство «Русский язык» 1990,- 248с.
9. Венгер Л.А., Маруинковская Т.Д. Готов ли ваш ребёнок к школе. М.: Знание, 1994. - 192с.
10. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребёнка / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956.
11. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи / Н.Л. Ерастов. – Ярославль, 2013. – 183 с.
12. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 1. – С. 106-114.
13. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.,1949. - 247с.
14. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
15. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбов. универ. – 2016. – № 10. – С. 65-65.
16.Лашкова, Л.Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Л.Л. Лашкова, А.Р. Филиппова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. №1(34). – С. 62-67.
17. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002
18. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Учен. зап. ЛГПИ. 1946.Т.53.С.17 – 27.
19. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
21. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. - 208с.
22. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева.- 8-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия».2010.- 368с.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
25. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. М., «Просвещение», 2000.
26. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. – СПб.: Союз, 2004. – 336 с.
27. Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. – Л.,1974.- С.35.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с
29. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 2014. – 112 с.
31. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 2002. С. 17-58.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты