Оценка уровня развития малых предприятий в экономике Республики Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка уровня развития малых предприятий в экономике Республики Беларусь»
по дисциплине: «Экономика»
2021
45.00 BYN
Оценка уровня развития малых предприятий в экономике Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -17 .
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Экономическая сущность и субъекты малого бизнеса
1.2 Формы и виды малых предприятий
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационно-правовые особенности функционирования малых предприятий в Республике Беларусь
2.2 Оценка динамики и эффективности развития малых предприятий в Республике Беларусь
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПО ИНТЕНСИФИКАЦИИ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес – один из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Без него не может нормально развиваться и функционировать государство, так как малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Малый бизнес – основа современной модели экономики. Он обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа, придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки для развития экономки, формируя, с одной стороны, конкурентную среду, с другой – создание основных нововведений. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для экономики Республики Беларусь имеет важнейшее значение.
Успешное развитие малых предприятий является важным фактором развития национальной экономики. Развитие малого бизнеса может сгладить неблагоприятные колебания рыночной конъюнктуры и предоставить разнообразные товары и услуги на рынке. Важна также инновационная направленность малого бизнеса, которая может дать возможность предпринимателям самостоятельно реализовывать свои идеи и демонстрировать свои предпринимательские таланты.
В условиях рыночной экономики опыт экономически развитых стран показывает, что устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малых и средних предприятий. Этот сектор экономики достаточно мобилен и легко приспосабливается к часто меняющейся рыночной среде, поэтому развитие малого и среднего бизнеса является основой для возникновения условий интенсивного экономического роста. Республика Беларусь не является исключением в этом отношении, и вопрос об экономическом росте и источниках экономического роста сегодня важен как никогда.
1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Экономическая сущность и субъекты малого бизнеса
Предпринимательство и бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность отдельных граждан, осуществляемая ими на свой страх и риск под имущественную ответственность и направленная главным образом на получение экономической выгоды в форме прибыли [2, c. 64].
Для выполнения предмета нашей курсовой работы, в первую очередь, необходимо дать понятие «малый бизнес».
Термин «малый бизнес» существует и часто используется вместо понятия «малый бизнес», поскольку до сих пор нет серьезной разницы между этими двумя понятиями, учитывая, что разница между этими двумя терминами заключается лишь в том, что «малый бизнес» является юридическим термином, используемым в основном для регулирования поведения, в то время как «малый бизнес» – это экономический термин, используемый в основном в связи с экономическим развитием региона или страны.
Согласно определению, данному М.И. Балашевичем, малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектом рыночной экономики в соответствии с определенными критериями, установленными законом, государственными органами или иными представительскими организациями [3, с. 14].
Малый бизнес представлен группой предпринимателей и малых предприятий, которые по отдельности не имеют веса в рыночной экономике, но представляют собой крупный сектор экономики. Таким образом, малый бизнес можно рассматривать с точки зрения предпринимательства.
С другой стороны, как отмечает В.Я. Гофинкель, малый бизнес – это предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики с учетом определенных критериев, установленных законом, государственными органами или иными представительными организациями [9, с. 8].
В некоторых научных работах под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой людей, или предприятие, управляемое одним собственником [20, с. 14].
В мировой практике существуют различные подходы к классификации бизнеса и критерии отнесения его к малому бизнесу. К наиболее часто применяемым критериям относятся:
- численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству)...
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Организационно-правовые особенности функционирования малых предприятий в Республике Беларусь
Важнейшим условием развития экономики любой страны является развитие предпринимательства во всех его формах.
В Беларуси предпринимательство является перспективным сектором, и его вклад в общий экономический рост постепенно увеличивается. Поэтому Беларусь придает большое значение малым и средним предприятиям.
Предпринимательство вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Предпринимательство можно охарактеризовать как обогащающее общество, а также физических и юридических лиц. Благодаря этой деятельности люди улучшают свое экономическое положение и в то же время обеспечивают себя средствами к существованию. Что касается потребителей, то они имеют доступ к новым товарам и услугам. У них есть возможность выбирать между лучшими или более дешевыми продуктами, в зависимости от их доходов и расходов. Предпринимательство позволяет гражданам зарабатывать собственные деньги, развивать новые отрасли промышленности, эффективно использовать местное сырье и привлекать иностранные инвестиции в белорусскую экономику. С помощью предпринимательства появляются новые технологии и развиваются различные отрасли промышленности. Количество занятых в стране также увеличивается, в результате чего уровень безработицы снижается. Увеличилось производство потребительских товаров. Доходы бюджета увеличились. Предпринимательство помогает сбалансировать экономику. Развитие предпринимательской деятельности является гарантией конкурентоспособности страны на мировом уровне.
В Республике Беларусь разработан ряд программных документов, направленных на развитие этой деятельности: «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.», «Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 гг.», «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 гг.». А также утверждены правовые акты: Декрет Президента Республики Беларусь № 8 от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики», Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», Постановление Совета Министров № 241 от 30 марта 2013 г. «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь № 6 от 7 мая 2012 г. «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и другие основополагающие акты [3; 8; 11; 12; 13].
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПО ИНТЕНСИФИКАЦИИ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Развитие малого бизнеса осуществляется при органической поддержке государства. В целом, поддержка субъектов малого предпринимательства имеет свои эффективные формы и широко используется не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Решающую роль в развитии малого бизнеса играет качество институциональной среды, одним из элементов которой является налогообложение. При оценке условий деятельности белорусские предприятия указывают на трудности в налогообложении как на одно из сдерживающих факторов развития. Главным направлением развития налогообложения малого бизнеса в современной экономике можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению и сокращению расходов на администрирование налогов, как для государства, так и для налогоплательщиков. Рассмотрим особые режимы налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательская деятельность – это важнейший компонент рыночной экономики. Существует множество программ, стратегий развития предпринимательской деятельности. Поэтому государство должно поддерживать, поощрять, предоставлять больше возможностей для реализации своих идей, тем самым развивая эту деятельность
Являясь основой рыночной экономики, она охватывает широкий спектр различных видов экономической деятельности, и именно эта деятельность способна решить определенные проблемы, с которыми сталкивается современное общество, и обеспечить конкурентоспособность страны в глобальном масштабе.
На основе обобщения различных теоретических подходов к изучению малого бизнеса определены основные факторы развития малого бизнеса, определена роль малого бизнеса в национальной экономике, изучен мировой опыт развития и государственной поддержки малого бизнеса, исследованы особенности развития малого бизнеса и государственного управления в Республике Беларусь, проанализирована динамика развития малого бизнеса, выявлены проблемы развития и поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь, а также необходимые условия для активизации малого бизнеса.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью при определенных установленных законами критериях.
Все функции, которые выполняет малый бизнес, чрезвычайно важны для национальной экономики, так как они ведут к развитию и внедрению новых технологий, улучшению качества товаров и услуг, внедрению новых товаров и услуг, нахождению новых видов ресурсов, а также открытию новых рынков. Все эти аспекты улучшают качество жизни социальной сферы государства, а также значительно улучшают экономическое состояние страны.
Малые предприятия играют важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. В экономически развитых странах малый бизнес развивается более быстрыми темпами, поскольку государственные органы придают большое значение этому виду бизнеса и оказывают ему разнообразную поддержку в процессе его развития и совершенствования, разрабатывая большое количество программ поддержки малого и среднего бизнеса и предлагая различные льготы.
1. Архипенко, К.Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса России в контексте зарубежного опыта / К.Ю. Архипенко // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – № 3 (20). – С. 3-8.
2. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: [учебник для вузов по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»] / А. Н. Асаул. – СПб. [и др.]: Питер, 2013 – 347 с.
3. Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П.Быкова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.
4. Бокун, Н. Ч. Выборочное обследование малого бизнеса в Беларуси / Н. Ч. Бокун // Бухгалтерский учет и анализ. – 2015. – № 10. – С. 36–47.
5. Вагина, И. А. Зарубежный опыт кредитования малого бизнеса: сб.науч. ст. Вып. 9: в 3–х т. Т. 3 / cост. С. В. Анцух. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2015. – 392 с.
6. Ведение бизнеса. Группа Всемирного банка 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.doingbusiness.org. –
7. енчурный менеджмент: учеб. пособие/ Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Э. А. Фияксель – М.: Издательство: Высшая Школа Экономики, 2012 г. – 500 с.
8. Витко, Ф.П. Организация предпринимательской деятельности: учеб.-метод. пособие / Ф.П. Витко. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2014. – 303 с.
9. Горфинкель, В.Я. Малый бизнес. Организация. Экономика: учеб. пособие / под ред. проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2017. – 495 с.
10. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/.
11. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
12 Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
13. Директива Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
14. Забродская, Н.Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства: учеб. пособие / Н.Г. Забродская, В.М. Круглик. – Минск: Амалфея, 2016. – 288с.
15. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2019.
16. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. буклет. – Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. – 43 с.
17. Малое и среднее предпринимательство: пресс-релиз Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/ svedeniya-predprinimatelstvo/.
18. Малый и средний бизнес в Беларуси // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.research.by.
19 Манько М.А., Русак И.Н. Анализ роли поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42868830.
20. Мацкевич Л. И., Малый и средний бизнес в условиях эпидемии коронавируса – человеческий фактор, 2020. – С.13-20.
21 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
22. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь № 15 янв. 2016 г. № 255 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. – СПб: Университет ИТМО, 2016 –130 с.
25. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/prakt-recommend-ru/?fbclid=IwAR2q5qUWiZTcek3rE07D2ruLnXDvvDDVlQBTLvpVuqOuKtCLvwrziBGKFM.
26. Пекарская, А. Ю. Малый бизнес в Республике Беларусь: этапы становления и перспективы развития/ А. Ю. Пекарская. – Минск: БГУ. – С. 58-64.
27. Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/1762574/ ekonomika/sovershenstvovanie_infrastruktury_normativno_pravovogo_obespecheniya_gosudarstvennoy_podderzhki_predprinimatelstva.
28. Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. - М.: Academia, 2018. – 340 c.
29. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. - М.: Академия, 2016. – 192 c.
30. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / Н. А. Брянская. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015 – 146 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -17 .
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты