Индивидуальное консультирование школьника
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальное консультирование школьника»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Индивидуальное консультирование школьника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность и специфика социально-педагогического консультирования
1.2 Технологические основы социально-педагогического консультирования: принципы, стадии
1.3 Виды консультирования. Особенности технологии дистантного консультирования
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
2.1 Формы и методы взаимодействия в процессе индивидуального консультирования
2.2 Этапы процесса индивидуального консультирования
2.3 Ролевые функции педагога социального в ходе консультирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной выпускной квалифицированной работы заключается в том, что детей, нуждающихся в поддержке, оказывается довольно много. Это и учащиеся, не желающие посещать школу, слабоуспевающие, дети, живущие в трудных материальных условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают значительные трудности вхождения в школьную среду и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического влияния. Для работников образования более понятен был смысл и назначение работы социального педагога, чем конкретные пути и способы его деятельности.
Возможно, этим объясняется тот факт, что задачи социальной работы выглядят чрезмерно громоздкими и широкими. Один человек при всем желании не может охватить в своей деятельности весь спектр проблем, которые возникают у детей в процессе обучения в общеобразовательной школе.
В социальной работе, как отмечает Е.И. Холостова, под технологиями понимается совокупность приемов и методов воздействий, применяемых государственными, общественными и частными организациями, социальными работниками и волонтерами при решении социальных проблем, планировании и реализации помощи объектам социальной работы [6]. Предпочтение той или иной конкретной технологии определяется целями и задачами избранной стратегии, особенностями объектов социальной помощи и имеющихся ресурсов.
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность и специфика социально-педагогического консультирования
История развития консультативной практики начинается гораздо раньше, чем когда она превратилась в самостоятельную сферу деятельности. Этот период официально не включен в научную психологию, но спектр методов воздействия и поддержки повседневной жизни был довольно широк и разнообразен.
Е.А. Климов в одной из своих работ писал, что специфические консультативные функции в обществе существуют уже на ранних этапах его развития, потому что члены общества, имевшие «духовный опыт», неизбежно становились источниками «услуг», т.е. неформальными консультантами – ведунами, знахарями, шаманами. Сюда входят всевозможные пророчества, предсказания и прогнозы, которые практиковали астрологи, священники, маги, а также объяснения, толкования, поиски истины, мудрость, выход из трудных ситуаций и религиозные исповедания [17, с. 201].
Исследование феномена консультирования вызывало интерес ученых различных сфер человеческой деятельности и направлений современных наук: медицинской (А.Е. Айви, М.И. Буянова, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев), психологической (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Л.Ф. Шеховцова, П.П. Горностай, С.В. Васьковская), социально-педагогической (Н.И. Бараковская, Л.А. Витвицкая, И.В. Дубровина, Н.И. Шевандрин).
В то же время теоретический анализ литературы выявляет отсутствие четкого определения этого вида деятельности, сложно однозначно указать его объем, поскольку термин «консультирование» давно является общим понятием для различных практик консультирования (педагогической, медицинской, психологической, социальной работы).
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
2.1 Формы и методы взаимодействия в процессе индивидуального консультирования
Социальная работа как профессиональная деятельность имеет определенные характеристики, одна из которых – это суть взаимоотношений специалиста по социальной работе и клиента. В процессе социальной работы в основном используются субъект-субъектные отношения, а поддержка в основном направлена на активизацию потенциала самозащиты отдельного человека или группы или носит второстепенный характер [15].
Социальная работа состоит из трех основных структурных элементов:
– субъект, деятельность которого сосредоточена на объекте или другом субъекте;
– объект, на который направлена деятельность субъекта;
– действие или энергия объекта, направленная на объект или другой субъект и действующая в различных формах в зависимости от диапазона условий [27].
Каждый из трех структурных элементов включает коммуникативную деятельность, поскольку социальная природа человека делает общение между людьми условием развития системы работы, знаний и ценностей.
Социальная работа как вид деятельности носит коммуникативный характер. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в самом широком смысле слова, представляет собой сеть, смысловой аспект взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами изучены сущность и специфика социально-педагогического консультирования. С точки зрения содержания социально-педагогическая деятельность чрезвычайно разнообразна, и консультирование является одним из их важных аспектов. В процессе консультирования осуществляется социальное обучение и социальное воспитание. Особенности этих процессов таковы, что сложное вхождение каждого человека в общество и его дальнейшее развитие, а также приобретение опыта социальной деятельности часто требуют вмешательства профессионала. Особенно это касается детей.
Рассмотрены технологические основы социально-педагогического консультирования: принципы, стадии. Процесс взаимодействия социального педагога-консультанта и клиента можно представить в виде блок-схемы. Он не охватывает весь спектр возможных ситуаций, но носит общий характер. Модель состоит из шести блоков, охватывающих шесть взаимосвязанных стадий, отражающих универсальные фазы процесса консультирования психолога в любом направлении. Схема условная. Фактический процесс социального консультирования конкретного человека с конкретными проблемами обычно в деталях отличается от общей схемы. Однако это помогает создать особый процесс консультирования. При этом важно помнить, что для консультанта важно не столько знание схем, сколько профессиональная и человеческая компетентность.
Определены виды консультирования. Исследователи выделяют 2 вида социально-педагогического консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное). Дистантное консультирование (когда консультант не встречается с клиентом, проводится заочная беседа) включает в себя общение с клиентом по телефону или по переписке.
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 1999. – 208 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили // Приложение к журналу «Народное образование». – М., 2015. – 145-153 с.
3. Бирков, П.О. Социальный педагог в школе / П.О. Бирков. – Минск, 2015. – 123 с.
4. Бычков, Ю. А. Социально-педагогическое консультирование в условиях общеобразовательной школы / Ю. А. Бычков. – М.,2016. – 178 с.
5. Вахромов, Е. Консультирование в теории и в школе / Е. Вахромов // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2001. – № 2. – С. 13-17.
6. Вишнякова, Н. О. Методы, принципы и функции профессиональной деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной школы / Н. О. Вишнякова // Теория и практика социологических исследований. – 2015. – № 12. – С. 54-58.
7. Гетманова, А.Д. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении / А.Д. Гетманова. – М., 2015. – 258 с.
8. Гетманова, А.Д. Социально-педагогическое консультирование / А.Д. Гетманова. – М., 2015. – 245 с.
9. Гладышев, К. Е. Социально-педагогическое консультирование как метод работы школьного социального педагога / К. Е. Гладышев. – М: Просвещение, 2016. – 203 с.
10. Городенко, Н.Ш. Основы консультирования / Н.Ш. Городенко. – М., 2015. – 456 с.
11. Григоренко, О. Д. Метод работы школьного социального педагога / О. Д. Григоренко. – М.,2016. – 124 с.
12. Гузеева, Е.Н. Роль социального педагога / Е.Н. Гузеева. // Школа сегодня – М.: 2017. – №3. – С. 12-15.
13. Дегтярев, Е. А. Управление современной школой / Е. А. Дегтярев, Ю. Н. Синицын // Педагогика здоровья. – М.: Учитель. – 2015. – Вып. 8. – 123-141 с.
14. Иванин, У. Г. Учебный процесс в школе / У. Г. Иванин. – М.: Просвещение, 2017. – 234 с.
15. Кириенко, В. Б. Деятельность школьного социального педагога / В. Б. Кириенко. – М.: Просвещение, 2015. – 231 с.
16. Клаус, Г. Социально-педагогическое консультирование в школе / Г. Клаус. – М., 2015. – 81 с.
17. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Академия, 1996. – 320 с.
18. Консультирование. Введение в социологическое исследование. – М.: Просвещение, 2017 – 380 с.
19. Кочеткова, В. А. Социальный педагог в школе / В. А. Кочеткова. – М.: Высшая школа, 2016. – 234 с.
20. Курбанова, К. М. Социально-педагогическое консультирование / К. М. Курбанова. – Ростов-на-Дону, 2017. – 145 с.
21. Ланда, Б.X. Социально-педагогическое консультирование как метод работы школьного социального педагога / Б.X. Ланда. // Социальный педагог. –М.: Просвещение, 2017. – № 1. – С. 57-60.
22. Немченко, А. С. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. – 1-е изд. / А.С. Немченко. – М., 2017. – 458 с.
23. Попова, В. М. Социально-педагогическое консультирование / В.М. Попова // СПО. – 2017. – №4. – С. 34 - 39.
24. Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие / М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: НГУ, 1999. – 265 с.
25. Садовский, О. Л. Социально-педагогическое консультирование / О. Л. Садовский // Школьное образование. – 2015. – №11. – С 3-12.
26. Светлаков, О.Д. Методы работы школьного социального педагога / О.Д. Светлаков. – СПб., 2015. – 456 с.
27. Федоров, И. В. Социальная работа в школе / И. В. Федоров. – М: Просвещение. – 2016. – № 4. – С. 20-23
28. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманитарный издательский центра ВЛАДОС, 2006. – 287с.
29. Щетинина, Н. Г. Учебно-методический комплекс учебного процесса в общеобразовательной школе / Н. Г. Щетинина. – М.: ИПР СПО, 2016. – 128 с
30. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – 304 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты